Байдарочный поход Кизема - Устья. 1998 год

Насколько я помню, в этот раз все тоже началось с камней. Андрюха явно неравнодушен к камням. Он вычитал, что где-то в Архангельской области есть камни, на которых не то что-то написано, не то они сами представляют какую-то ценность, одним словом, мы решили ехать в Архангельскую область. По карте был выбран интересный маршрут, по которому речка начиналась непосредственно у железнодорожной станции, удалялась от нее на 100 километров, потом изгибалась практически под острым углом и в течение последующих ста километров возвращалась в другое место той же железной дороги. Маршрут был удобен, порогов не ожидалось, да и черт с ними. Честно говоря, после Энг-озера и первого посещения Княжегубского водохранилища хотелось немного отдохнуть. Северные маршруты сыграли со мной забавную шутку. Отныне, готовясь к походу, я брала с собой массу теплых вещей, водонепроницаемые куртки, майки же свела практически к нулю. Купальник воспринимался, как насмешка, но весил мало, поэтому в рюкзаке присутствовал, шорт не было вообще.

Итак, мы купили билеты на поезд и непривычно быстро прибыли на станцию назначения. Первой неожиданностью стал тот факт, что узкоколейка, по которой мы планировали добраться до реки, была за ненадобностью разобрана местным населением на дрова. Теоретически, можно было спуститься на воду и у станции, но первые тридцать километров маршрута представляли собой сплошные завалы после очередного урагана, и были непроходимы. Мы вежливо поинтересовались у аборигенов, как они добираются до реки в случае надобности и получили неожиданный ответ, что эта акция осуществляется либо на бронетранспортере, либо (для любителей экстрима) на мотоциклах, так как машина там проехать не может. Бронетранспортер стоял во дворе одного селянина, но так как запасных гусениц не завезли, то ни водка, ни деньги, ни увещевания не могли заставить его завести это чудище и прокатиться с нами до реки. Мотоциклистов по непонятной причине тоже не было. Идти с рюкзаками и байдарочными упаковками тридцать километров пешком не представлялось возможным. Ситуация начинала казаться тупиковой. Мы вернулись на станцию и углубились в изучение карты.

Вскоре было обнаружено, что в пятидесяти километрах от нас по железной дороге имеется маршрут, изгибающийся абсолютно симметрично первоначальному, только в противоположную от железки сторону. Нужная электричка шла утром, вставал вопрос ночевки. Станционная смотрительница пригласила нас переночевать к себе в избу. Мы достали из рюкзака двухлитровую бутылку из-под спрайта, наполненную водкой, и пошли в гости. Бутылка быстра была ополовинена, смотрительница жадными глазами смотрела на Андрюху и придвигалась к нему поближе, Андрюха по возможности старался не шевелиться и эпизодически отползал со стулом поближе к двери. Ночь мы с Серегой-мелким провели в избе, где нас доканывали комары. Мужики ушли спать в сарай от греха подальше. В пять утра мы погрузились на электричку и через час были на месте.

Речка была рядом со станцией. Стоял теплый солнечный день, вокруг простирались бескрайние поля, все вокруг дышало негой и спокойствием. По реке плыли коровы. То есть исходно они, видимо, пытались перейти реку вброд с подачи пастуха, но закончилось это водной переправой. Мы собирали байдарки и наблюдали за их потугами. В расслабленном режиме сборы были завершены, мы спустили байдарки на воду и отплыли. Солнце стояло прямо над нами. Куртку и свитер я сняла еще раньше, сейчас гребла в футболке. Вода была спокойная, как зеркало, речка была не узкая и не широкая, а в самый раз. Мне вспомнилось детство, и пришла в голову забавная мысль, что ради разнообразия экстрим можно иногда и опускать. В первый день плавания мы умудрились обгореть так, что ночью у меня был небольшой жар, а руки пришлось обильно смазывать детским кремом (крема от загара, разумеется, не было).

Мы часто устраивали дневки, на которых готовили непременные блинчики и ели их со сгущенкой или с собранными ягодами. Во время переходов останавливались на пляжах и купались. Погода стояла бесподобная. За первые несколько дней я загорела так, как не всегда загорала в Юго-Восточной Азии. Один раз даже получила некое подобие солнечного удара, который, впрочем, быстро излечился аспирином и ледяным апельсиновым соком. По берегам часто встречались деревни и лесопилки. Сказать по правде, это несколько раздражало, зато мы имели уникальную возможность подкупать продукты по мере необходимости и желания, что в Заполярье было невозможно. Благодаря деревенским магазинчикам наш рацион, помимо водки, пополнился сухими винами. Частенько бывало так, что вечером, уже встав на стоянку, мальчики брали байдарку и гоняли километров пять до ближайшей деревни подкупить выпивки. Токайское изумительно подходило к жареным грибам. Помню забавную сцену, как все уже слегка навеселе, валяются у костра, на котором Андрюха жарит белые грибы. Мы голодные, я говорю "Андрюх, может, они уже пожарились? Давай ужинать!" И получаю ответ: "Подожди... Вот попадется один недожаренный... и вся ночь насмарку!!!"

Помню, как на ночь глядя мы проезжаем мимо небольшой деревеньки. В воздухе стоит тишина, покой и удивительная расслабленность. И Сережа громко и отчетливо говорит: "Пожар!?" После чего мы сдерживая хохот изо всех сил гребем дальше. Кто их знает, этих селян, может у них плохо с чувством юмора. Сейчас еще камнями закидают... Над рекой эпизодически встречаются навесные мостики, раскачивающиеся на ветру и идеально подходящие для съемок трюковых фильмов. В нашей байдарке сидит Серега-мелкий и я эпизодически предлагаю ему погрести вместо меня, ссылаясь на то, что он уже не такой и мелкий. На одной стоянке останавливаемся у подножия высокой горы. Сверху течет ручеек и камни, которыми усыпан весь пляж, явно скатились с горы. Ставить здесь палатку опасно, если пойдет дождь, ее может запросто снести и реку, но мы, успокоенные общей безмятежностью, ставим. Дождь и вправду не идет. Никаких неприятностей, даже скучно.

Утром решаем взойти на гору. Сначала идем по камням, выше начинаются заросли, продираемся через лес. Лес насыщенно зеленый, сверху сквозь листву пробивается солнце. Создается какая-то сюрреалистическая картина, похожая на сцену из фильма "Хищник". Но, пожалуй, без ощущения угрозы. Взбираемся на самые верх, перед нами расстилаются поля на все четыре стороны. Неподалеку по карте расположено селение Едьма. Федор не может упустить столь яркое название. Он серьезно и деловито наговаривает в видеокамеру: "Поля бескрайние. Впереди дорога. На Едьму. Под нами расположен Едьмин утес. Здесь переломало ноги не одно поколение Едьминцев." На спуске собираем грибы на ужин, потом идет каменистый участок. С шутками и дикими криками съезжаем вниз на пятой точке.

Вечером следующего дня долго не можем найти стоянку. Одна деревня сменяет другую, берега низкие, лес далеко. Наконец находим что-то подходяще, выходим на берег исследовать место. Замечаю коровьи лепешки и говорю, что отсюда надо уезжать, причем немедленно. Я хорошо помню коров из своих детских походов. По непонятной причине они всегда появляются там, где валяются лепешки. Однако всем лень куда-то ехать, меня уговаривают остаться. Утром просыпаюсь от Андрюхиных криков и топота (явно не Андрюхиного). Сережа выскакивает из палатки. Высовываю нос наружу и вижу замечательную сцену. Мальчики стоят с веслами наперевес и разгоняют коров в обе стороны от палаток. Коров полчища, они топают прямо на палатки и очень неохотно отступают в лес. Залезаю обратно в палатку. Сережа кричит: "Складывай палатку!" Злобно ору: "Вот еще! Разгоняйте их теперь, я вас предупреждала!"

За два дня до конца похода погода неожиданно меняется. Холодает, идет дождик. Мы сцепляем байдарки вместе, накрываемся тентом и сползаем по течению вниз. Хоть и медленно, зато в нужную сторону. Останавливаемся у какого-то полусгоревшего заброшенного дома. Уже поставив палатки, замечаем неподалеку валяющийся труп собаки. Противно, но перетаскиваться лень. Ладно, мы не брезгливые. Остатки дома идут на костер, стоянка получает название "У погибшего Шарика". Ночью Андрюху сильно покусали комары, его лицо своеобразным образом трансформировалась, узнать его трудно. Проснувшийся Серега-мелкий неуверенно спрашивает: "Пап, это ты?" Последние километры маршрута. Уезжать не хочется. Грязные и загорелые, фотографируемся на железнодорожной станции. Все, в Москву. И хватит расслабляться. В следующем году - на Княжегубское.

Кизема - Устья (фотоальбом)

назад на "Походы на байдарках"