Индия

Я знала людей, которые стремились в Индию всю жизнь. Именно Индия была для них той сказочной страной, где сбываются мечты. Но я никогда не думала об Индии в таком преломлении. Индия существовала для меня как некий треугольник на географической карте, в который меня вряд ли занесет судьба. Но, как говорится, от тюрьмы, да от сумы не зарекайся. И случилось так, что именно туда меня и занесло. Мы летели в Бирму. Летели, не особо желая того и не зная толком, что такое Юго-Восточная Азия и с чем ее едят. Летели через Бангкок, и объявление бортпроводника о том, что самолет будет совершать дозаправку в Дели, явилось для нас неожиданным открытием. Но впрочем, что такое два часа в любом месте? Дели, так Дели, какая разница, подумали мы, не особо углубляясь в этот вопрос.

Вы хорошо представляете себе, что такое пять часов в самолете? Да? А восемь? А десять? А двенадцать? Первый в моей жизни длительный перелет был для меня ужасен. Это на земле применима фраза "не находить себе места". В воздухе место у тебя одно, на нем стоит буковка и циферка, и будь любезен провести на этом месте все N часов полета. Иногда можешь встать и прогуляться до туалета. Все. Я была морально измотана. Мне очень хотелось приземлиться. Наконец было объявлено, что мы находимся над Дели, и самолет пошел на снижение. Мы видели под собой делийский аэропорт, и вид чего-либо, кроме, облаков, несказанно радовал. Над аэропортом самолет взял вверх. В полосу не попал, подумала я, пойдет на второй заход. Вновь перегрузки, как при взлете, и вторичное снижение. Желудок высказал мне свое фи, я посоветовала ему заткнуться. И вновь, не долетая до земли, подъем вверх. Снова спуск. Вновь перегрузки и ощущение невесомости. Снова и снова. Заходе на седьмом бортпроводница объявила, что волноваться не стоит, и мы скоро сядем. Заходе на десятом мне стало все равно и захотелось умереть. Не люблю долгих мучений. Не знаю, на каком заходе мы приземлились. Я уже не верила в это, но это все же произошло. Как же апплодировали пилоту! Я никогда в жизни не слышала, чтобы кому-нибудь так апплодировали.

Мы сидели в загончике делийского аэропорта и ждали. Первым ощущением было ощущение полной расслабленности. Земля. Тем более, что желудок, после недолгого, но плодотворного, совещания с туалетом, более меня не беспокоил. Часа через два нам объявили, что у самолета отказала система аварийного пожаротушения, и продолжать полет невозможно. Видимо, наше бесконечное кружение над аэропортом объяснялось тем, что пилот пытался сесть на минимуме горючего. Нам разрешили выйти из загончика в общее помещение аэропорта. Дальнейшая наша судьба была в полном тумане. В аэропорту пахло благовониями. Я недолюбливаю этот запах. Ходили индусы в чалмах. Краткое отступление: оказывается, в эту чалму, заворачиваются волосы, которые не стригутся с самого рождения. Так повелевает религия сикхов. Кто-то стрижется наголо, как в буддизме, кто-то так. Наголо хоть опрятнее. Посередине аэропорта стояло нечто, похожее на фонтан. Большая чаша с вяло текущей водой. Подошел индус и попил оттуда. Через некоторое время подошел другой и вымыл там ноги. Индия с самого начала стала вызывать у меня ощущение какой-то постоянной грязи и брезгливости.

Прошло некоторое время и появился представитель аэрофлота товарищ Жердев. Он представился именно так, и был именно товарищем, глядя на него сразу можно было понять: этот гэбист сидит здесь давно и плодотворно. Он объявил нам, что так как в Индии нам придется провести какое-то время (он тактично умолчал, какое), то сейчас нас повезут в гостиницу. Багаж нам не выдали. Индийских виз у нас не было, системы "виза по прибытию" не было у них. Нам предложили сдать паспорта. Будучи бывшими "советскими", мы были не прочь их сдать, но среди иностранцев, бывших на рейсе, это вызвало дикую панику. Видимо, им очень не хотелось оставаться в Индии навсегда. Впрочем, разговор был коротким: сдаешь паспорт - едешь в гостиницу, не хочешь сдавать - сиди в аэропорту до посинения. Паспорта были сданы, взамен каждый получил порядковый номер на обрывке бумажки. Номера индусы стали выписывать после настоятельных просьб иностранцев, клянчивших взамен паспорта хоть что-то. "Что-то" и получили.

Нас повезли на автобусах в гостиницу. Помню свое обострившееся восприятие в этот момент, и четко фиксирующиеся в памяти мелочи: переходящая дорогу корова и ждущий автобус, полуразвалившиеся трущобы и грязные дети, постоянные гудки машин на дорогах (не в случае опасности, а просто так, от избытка чувств), светофор с надписью на красном фоне "relax" (расслабься), лотки с едой вдоль улицы, женщина, убирающая мусор на улице руками, слоны с сидящими на них индусами. Другой мир, другая жизнь. В Дели стоял смог. Наверное, именно тот, лондонский, из 18-ого века. Но наступал год двухтысячный, и он стоял здесь и сейчас. Даль расплывалась, как в тумане. С четвертого этажа гостиницы, куда нас расместили, земли было не видно. Я вымылась. Переодеться было не во что. Мы спустились в холл гостиницы на обед.

Ресторан (или столовая?) представлял собой столик, на котором стояли большие емкости с едой, и длинную скамью у противоположной стены, где сидели индусы и ели, держа тарелки в руках. Пища была непонятного происхождения и странной на вид. Есть нечто, плавающее в подливке, я побоялась. Взяла какие-то лепешки. Хотелось пить. В стаканах, казавшихся грязными, была налита вода. Мы решили потерпеть и попытаться купить воду в бутылках. Пообедав, мы вышли на улицу. У раздолбанного такси у самой гостиницы стоял босой сикх в чалме и жестами подманивал нас к себе. Мы подошли и, договорившишь о цене, сели в такси. Было решено осмотреть город. Индусские храмы были величественными, впечатляли размерами, но оставляли сердце равнодушным. Мы попытались купить воду в бутылках. И тут же наткнулись на непонимание. Вода "в бутылках" не продавалась. Тебе выдавалась одноразовая трубочка (бутылки были такими запыленными, что прикоснуться к ним губами было страшно), и ты мог прямо здесь высосать свою воду до конца. Либо содержимое бутылки переливалось в целофановый пакетик, и ты мог идти с пакетиком и трубочкой на все четыре стороны. Но бутылка - большая ценность. Ее изволь оставить здесь! Ознакомившись с правилами, мы выпили воду, оставили бутылки и поехали дальше.

Водитель, будучи сикхом, повез нас в сикхский храм. Перед храмом во множестве стояла обувь всех мастей. Внутрь полагалось входить босыми. На мне были колготки. Поморщившись, служитель разрешил мне их оставить. Внутрь решились пойти только мы с Сашей. Сережу с Натахой общение с индийскими микробами не прельщало. Нам выдали две замусоленные косынки - голову в храме полагалось накрывать и мужчинам и женщинам. Я предпочла воспользоваться своей банданой, Саша повязал косынку. Босым ногам было холодно на камне. Температура в предновогодней Индии была не более плюс пятнадцати градусов. Внутри было темно. В центре стоял застекленный ящик, внутри которого вертикально воткнутый вниз, находился огромный меч. Сикхи были воинами. Служитель поинтересовался, откука мы, и выдал нам две брошюрки о сикхской религии на русском (!!!) языке. К своему позору, основы их религии я не изучила, но брошюрка осталась. (Будет время, я ее процитирую. Странно, сейчас взяла ее в руки, и опять вернулось ощущение грязи, захотелось пойти помыть руки.). Помню только, что там в стихотворной форме прошлись по буддистам: "... некоторые стали чисто-побритыми монахами..."

После мы решили прогуляться пешком. Запомнилось несколько уличных сценок. На земле сидел мальчик-индус и дудочкой гипнотизировал змей. Змеюки послушно поднимались из корзин, шипели и ложились обратно. Я дала ему денег. Взамен он предложил мне подержать корзину со змеей. Я вежливо отказалась. Прямо на улице один старый индус брил другого. Он намыливал его мыльной пеной и аккуратно водил по его щетине опасной бритвой. Мимо ходили прохожие. По улице, наравне с машинами, ехал индус на слоне. Мы подозвали его и попросили дать нам прокатиться. Слон послушно встал на колени и мы залезли в корзину, стоящую наверху. Для обеспечения движения слона погонщик пользовался топором (!!). Если слон не хотел двигаться, он бил его по шее обухом. Если слон совсем не хотел двигаться, то лезвием, что на слоновьей коже практически никаких следов не оставляло. За спуск со слона с нас потребовали дополнительных денег. Поторговавшись, мы слезли и пошли дальше.

В гостиницу мы вернулись поздно. Новостей от товарища Жердева не было. Мы съездили поужинать в китайский ресторан, где я довольно быстро научилась есть палочками. (Во всех наших дальнейших поездках по ЮВА только палочками мы и ели. Хочешь жить, умей вертеться. Палочки были одноразовыми и, в отличии от столовых приборов, чистыми.) Утром следующего дня, убедившись, что самолет все так же неисправен, мы продолжили исследовать Дели. Надо сказать, что обычно перед поездками мы покупаем путеводитель по стране, и приблизительно представляем себе, что конкретно мы хотим увидеть. Здесь же, мы были абсолютно неподготовлены. Мы слышали, что где-то под Дели есть известный храм Тажд-Махал и хотели туда попасть. Но оказалось, что по местным дорогам двести километров до Тажд-Ма (как его ласково называли местные) займут весь день и без ночевки там делать нечего. Мысль о том, что самолет улетит без нас была неприятной, и мы решили отложить посещение этой достопримечательности до другого раза.

С утра мы отправились исследовать центр города. Полюбовались из-за решетки на дворец - центр местной власти. Внутрь простых смертных не пускали. Внутри было чисто и красиво: ровные газоны, деревья и кустарник, аккуратно подстриженные под слонов. Вокруг нас во множестве бегали обезьяны. Две из них занимались сексом непосредственно на башне дворца перед нами, одна меланхолично сидела на крыше машины. Устав от сидения, она описала крышу и ушла по своим обезьянним делам. Мы вновь вернулись в гостиницу и вновь услышали, что новостей нет. Я поняла, что, видимо, мы останемся здесь навсегда. Радостных эмоций это не вызвало. Поехали в музей Махатмы Ганди. Индусы, насколько нам удалось понять, очень чтут его. Музей представлял собой массу стеклянных ящиков с вылепленными сценками внутри: "Обращение Махатмы Ганди к народу", "Махатма Ганди и его ученики" и т.д. На улице напротив музея, около пешеходного перехода, стояла огромная скульптурная группа с изображением Ганди и следующего за ним народа. Мы назвали эту скутьптуру: "Махатма Ганди переводит индийский народ через улицу."

Утром следующего дня, услышав душещипательную историю о том, что запасная деталь для нашего самолета уже вылетела из Москвы, но из-за плохих погодных условий приземлилась не в Дели, а в Бомбее, и теперь едет сюда автотранспортом, мы плюнули на самолет и поехали за город. Километрах в пятидесяти от Дели смог рассасывался и ощущение вечной грязи исчезало. Мы посетили мини Тажд-Ма, который, по словам водителя, был точной копией большого, и еще парочку храмов. Я начала получать удовольствие от Индии. Решили, что если самолет и завтра не починят, то на следующий день едем в Тадж-Махал. Но вечером (о, чудо!) неожиданно объявился Жердев и сообщил, что деталь доехала и самолет починен. На следующий день мы получили свои паспорта и покинули Индию. Покинули со смешанным ощущением. До сих пор не могу понять, понравилось мне или нет. Да и какая теперь разница?

Фотоальбом

что такое Сикхизм?

 

Автор: tbr

      
tbr@baurock.ru
Rambler's Top100