Напечатано Делийским Сикхским
Гурдвара комитетом по управлению
Гуру Гобинд, Синг Бхаван Гурдвара Ракаб Гандж
Нью бабан
перепечатано мною без изменений:) tbr
Слово "Сикх" означает "ученик, последователь".
Сикх - это человек, который верит в Единого Бога и в учение десяти Гуру,
сохранившегося в Гуру Грант Сагиб, Сикхской Святой Книге. К тому же этот
человек, мужчина или женщина, должен принять Амрит, Сикхское Крещение.
Сикхская религия была основана Гуру Нанаком,
который родился в 1469 г. нашей эры в деревне Талванди, сейчас названа "Нанкана
Сахиб", поблизу Лахоре (Пакистан). С детства его проницательный ум
бывало не принимал беспочвенных ритуалов, суеверий и догм, которые считались
религией в те дни. Гуру Нанак и девять Гуру, которые
следовали за ним подали замечательный пример живущей духовности, принимая
активное и светское участие в мирской жизни.
Десятый и последний Гуру, Гуру Гобинд Сингх (1666-1708
г. нашей эры) ввел обряд Сикхского Крещения в 1699 г. н.э. и таким образом
придал особую индивилуальность Сикхам. Первые пять, крещеных сикхов были
названы Пандж Пъаре (Пять Возлюбленных Бога), которые в свою очередь крестили
Гуру по его просьбе - событие до сих пор неизвестное в истории. Вскоре
перед смертью Гуру посвятил в духовный сан Гуру Грантх Сахиб; Сикхское
Священное писание стало последним духовным авторитетным источником для
Сикхов и светский источник облачился в Кхалса Пант - Сикхское Содружество.
Гуру Грант Сахиб, Сикхское Священное писание было составлено и издано
пятым Гуру, Гуру Арджан Дев в 1604 г. н.э. Это единственное в мире Сикхское
священное писание, которое было составлено основателями веры во время
их жизни. Гуру Арджан также построил известный в мире Гурдвара - Дарбар
Сагиб (популярно известный как Золотой Храм) и Амритсар, который является
центром Сикхизма.
На протяжении 18 столетия Сикхи были подвержены различным
запрещениям и преследованиям властями того времени, которые мотивировались
общинным фанатизмом. Они должны были пойти на величайшие жертвы, чтобы защитить
и сохранить свою веру и раздельную сущность. Мугхалская Империя была на
грани разрушения, Афганцы под руководством Ахмеда Шах Абдали начали вторжение
в страну. Сикхи воспользовались этой возможностью, чтобы установить свое
собственное королевство, чего в конечном счете достигли благодаря Махараджу
Рандзииту Сингху (1780-1839 г. н.э.). Сикхская империя просуществовала половину
столетия и была аннексирована англичанами в 1849 г. н.э.
На протяжении освободительной борьбы в Индии большое количество
Сикхов было повешено, они смело встречали жестокость, шли под пули, страдали
долгое время в заключении для того, чтобы освободить свою страну. Несмотря
на то, что Сикхи составляли 1,8% населения Индии, их имя зазвучало в армии,
сельском хозяйстве, спорте, промышленности, образовании, медицине, машиностроении
и т.д. Вследствие упорного труда и миссионерства их рискованная и предприимчивая
натура раскидала сикхов почти по всем странам мира.
Сикхская религия - это религия, признающая одного Бога,
вера в Единого Величайшего Бога, Вечность, Творца, Причин, без враждебности,
без ненависти. Это не только Бог одной нации, но Бог Милосердия. Так оно
есть, Он создает человека недля того, чтобы наказывать за его грехи, а для
осуществления его истинной цели во Вселенной и для того, чтобы соединиться
с тем, откуда он произошел.
"О, моя душа, ты есть воплощение Света, знаю твою Сущность".
"О, моя душа, Бог есть вечно в тебе; через слово Гуру обладаешь Его
любовью, зная твою сущность, ты знвешь своего Бога; и ты знаешь тайну
рождения и смерти".
(Гуру Грантх стр. 441)
Основной постулат Сикхизма есть то, что не есть грешной
в своем начале, но произойдя от чистого начала, Верный Бог ожидает в нем.
Так говорит Нанак:
"О, моя душа, ты есть искра Величайшего света, знаю твою сущность".
Не только вся Сикхская философия, но и вся Сикхская история
и характер вытекает из этого принципа. Сикхи не только не признают кастовой
системы, но и не верят в идолопочитание, ритуалы, суеверия. Боги и богини
считаются несуществующими.
Эта религия состоит из настоящей жизни, в оказании услуг
человечеству и порождении терпимости и братской любви ко всем. Сикхские
Гуру не поддерживают уединение от мира для спасения. Это может быть достигнуто
каждым, кто заслуживает честную жизнь и ведет нормальную жизнь.
"Он всюду, О Нанак, знает дорогу для тех, кто заслуживает
ее, обливаясь потом, и после делит ее в другими".
(Гуру Грантх стр. 1245)
Нанак дал новую надежду угнетенному человечеству присоединиться
к его братству как равному. Он есть создатель Нового Человека в Новом
Свете, поддержанный Новой моралью.
Богатство и личное положение не являются помехой в жизни
с духовными идеалами. Сикхизм не верит в принцип: "Легче для верблюда
пройти через ушко иголки, чем для богатого человека вступить в царство
Бога". С другой стороны сикхское изречение говорит следующее:
"Те, кто обращаются к Богу, помощью милости Гуру,
достигает Всевышнего среди богатства"
Гуру Грантх стр. 921)
Сикхизм не принимает идеологию пессимизма. Он поддерживает
оптимизм и надежду. Принцип "сопротивление не грех, но если тебя
ударили по правой щеке, подставь ему левую", не находит места в Сикхском
образе жизни. С другой стороны он предписывает следующее:
"Если стычка произошла и всякое другое средство справедливо, вынь
из ножен меч".
(Гуру Гобинд Сингх).
У Сикха отличительные особенности характера. Это отличие
представлено пятью символами, общеизвестные, как пять "К", потому
что первая буква каждого символа начинается буквой "К". Это Кеша
(длинные и не подстриженные волосы), Кангха (гребень), Кара (стальной браслет),
Качха (шорты) и Кирпан (меч).
Люди, которые носят форму и которые имеют дисциплинированный
вид лучше могут достичь единства цели и получают подлинное чувство братства
чем те, которые не подчиняются особенным нормам. Сикх без этих символов
не существует. Тот, кто стрижет волосы или бороду, нарушает основные правила
Устава и считается "отступником".
Амрит (Сикхское крещение) - обязателен для каждого Сикха.
Минимальный и максимальный возраст не обуславливается при крещении. Сикх
обязан придерживаться принципов веры и Кодекса Поведения как предписывается
Гуру. Всякий мужчина или женщина любой национальности, расы или социального
положения, кто остается верным принципам Веры имеют право принять крещение
и присоединиться к Сикхскому Содружеству - Кхалса Пант.
Сикхский кодекс поведения как "Сикх регат Маръяда".
Он основывается на Гуру Грант Сагиб, Сикхских традициях, обычаях. Эти правила
имеют значение для единообразного осуществления религиозных церемоний и
проведения в жизнь дисциплины Веры во всем мире. Никакая личность или организация,
какой бы важной она не была, не имеет права изменять эти правила или вырабатывать
свои. Эта власть принадлежит Пант, т.е. общине как и вся деятельность через
Пять Возлюбленных (Пандж Пайаре). Всякое правило, которое отвергает основы
учения является ультра вирас (лат, вириальный).
Всякие возбуждающие препараты как алкоголь, табак и все
отклонения, подстригание волос, употребление мяса (Кутха) приготовленного
по мусульманским обычаям (Халлал) запрещено. Нарушение супружеской верности
считается грехом. Сикх должен уважать жену другого человека как свою сестру,
мать и уважать дочь другого человека как собственную дочь. Такое же правило
подходит и к Сикхским женщинам тоже.
Женщина считается важной частью Сикхского общества. Она
получает величайшее уважение за ее роль в семье и обществе. Рождение дочери
не считается предвещающим что-то плохое и здесь не существует обычая как
у Сати - сжигание вдовы с мертвым телом ее мужа на погребальном костре.
Считается, что женщина имеет такую же самую душу как и
мужчина и она имеет равные права расти духовно и посещать религиозные
собрания и исполнять духовный гимн в Сикхском Храме. Она также имеет право
участвовать и исполнять все церемонии, включая и Крещение.
Сикхские женщины не носят вуаль (Пардах). Приданое и развод
не разрешены. Ношение одежды, которая открывает тело и вызывает похотливые
мысли считается позорным.
Важными церемониями среди сикхов те, которые связаны с
рождением, названием ребенка, Амрит (Крещение), Ананд Карадж (бракосочетание)
и церемония похорон. Самой важной среди всех этих церемоний является церемония
Амрит (Сикхское крещение). С этими церемониями не связаны специальные ритуалы.
Один важный аспект - исполнение Шабад (гимна) из Гуру Грант Сагиб. Мертвых
среди Сикхов кремируют и их пепел сбрасывается в ближайший канал или реку.
Запрещено возводить памятники над останками умершего.
Все эти церемонии имеют общую цель, призванную напомнить
нам о нашей связи с Богом. Это все представляется как способ конца, т.е.
соединение души с Богом.
Брачный союз согласно Сикхской религии есть таинство -
святой союз, а не контракт.
"Они не есть муж и жена, которые только сидят вместе. Скорее они есть
муж и жена, которые имеют один дух в них".
(Гуру Грантх стр. 788)
Сикхизм не верит в безбрачие. Женитьба и семейная жизнь
считаются почетной, природной и совершенной.
"О, моя душа, береги себя, беспристрастно даже в семье, делай хорошие
Дела, моя душа озаряется милостью Гуру".
(Гуру Грантх стр. 26)
Бракосочетание Сикхских пар происходит торжественно, когда
они четыре раза обходят вокруг Гуру Грант Сагиб. Каждый раз Шабад Эпитхалатиум,
который является частью службы бракосочетания, читается Сикхским священником,
который проводит церемонию бракосочетания. Священник говорит им воздавать
свои брачные отношения по образцу, изложенному в четырех Шабадах (Гимнах).
Такая же церемония проводится, когда выходит замуж вдовец или вдова.
Сикхи празднуют следующие дни:
- Годовщины со дня рождения и смерти Десяти Гуру,
- День принятия Святого Гранта как Духовного руководителя,
- Рождение Кхалса, т.е. День Байсакхи, который в основном припадает на 13 апреля каждого года,
- Дни мученика известных Сикхов, которые умерли ради спасения своей религии и выступившие в защиту угнетенных,
- Дни, связанные с важными событиями истории
Каждый Сикх должен встать утром перед рассветом.
После умывания он размышляет о Боге.
"Встань ты рано и размышляй имени
Да, пребывай с всевышним ночь и день,
Тогда, даже, когда страдаешь не скорбишь
И все твое горе уйдет".
(Гуру Грантх стр. 255)
Следующие пять строчек произносятся каждый день.
Утром: Джапджи Сахиб, Дзаап Сахиб и Десять Свиййас.
Вечером: Реграс
Ночью (перед сном): Согила
Сикху нужно посещать Гурдвара - Сикхский Храм - это есть частью его каждодневной жизни.
Две важных особенности Гурдвара - Сангат - собрания и Пангат
- общинная кухня, также известная как Гуру-Ка-Лангар. Эта общинная кухня
предназначена для обеспечения едой всех святых, пилигримов и посетителей.
Это символ равности, общности и братства.
Здесь низкий и высокий, богатый и бедный, образованный
и невежда, короли и нищие, все делят одну и ту самую еду, вместе, в одном
ряду.
Эта кухня работает благодаря общему вкладу Сикхов. Учреждение
Лангар (общинная кухня) способствует созданию социальной равности среди
всего человечества.
Сикхский храм называется Гурдвара. В каждом Гурдвара в
главном зале находится Сикхское священное писание, которое используется
для молитвы и для каждодневной службы.
Всякий человек, несмотря на касту, веру, культуру, национальность,
может его посетить. Перед тем, как войти в Гурдвара, вы должны снять обувь
и покрыть голову. Войдя в главный зал, вы приближаетесь к Святой Книге,
становитесь на колени и только потом занимаете свое место.
Мужчина или женщина Сикхи могут проводить службу или молитву.
Служба начинается с пения гимнов в сопровождении музыкальных инструментов.
В особых случаях пение прерывается лекциями, стихами или
другими сочинениями, освещающими события из Сикхской истории. Служба оканчивается
Ардасом - молитвой, которая призывает к Божескому Благословению в дарованном
мире, процветанию и защите всего человечества.
После молитвы читается Шабад из святой книги Сикхов, гимн,
а потом раздается общине Карах Паршад, сладкий из манной крупы пудинг.
На каждом храме водружается Нишан Сагиб, флаг желтого
цвета с Кханда (с двух сторон отточенный меч). Он символизирует соединение
светского и духовного аспекта в Сикхской жизни. Каждый большой или маленький
город имеет Гурдвара соответственно своим потребностям. Все они имеют
одно и то же предназначение. Некоторые Гурдвары к тому же будучи местом
молитвы имеют историческую важность. Пять самых важных Гурдвар известны
как Такат, престл, или местонахождение власти. Это Такхат Патна Сахиб
в Бихаре, Такхат Кешгарх Сахиб в Анандпур Сахиб, Такхат Дамдама Сахиб
в Талванди Сабо в Пенджабе, Такхат Газур Сахиб в Нандед в Махараштре и
Акал Такхат Сахиб в Амритсаре, который является также верховным, светское
предписание происходит отсюда время от времени для руководства общиной.
Эти предписания известны как Гукам Намы и имею закрепляющую силу Сикхского
Личностного Закона.
В Сикхизме нет такого класса как верхушка священников.
Тем не менее, тот, кто проводит ежедневную службу, называют Грантхи. Исполнители
гимна называются Киртан, ежедневную службу, называют Грантзи. Исполнители
гимна называются раги и пение гимнов Киртан, т.е. восхваление Всевышнего.
Мы заканчиваем эту брошюру следующими словами с ежедневной молитвы:
"О, Боже, дай нам свет, дай нам понимание так, чтобы мы могли знать, что радует Тебя,
И все (все человечество) преуспеет твое благоволение.
Вауегуру Джи Ка Кхалса
Вахегуру Джи Ка фатех
(Кхалса Святого Бога, Всевышний победит)
(Сикхское приветствие).
Сикхизм - практическая религия - вера надежды и оптимизма.
Ее идеалы сегодня составляют большую часть самых прогрессивных элементов
в человечестве, она показывает человечеству, как вести достойную и полезную
жизнь в мире, который возвышает ее до статуса Универсальной Мировой Веры.
Если вы желаете играть игру любви,
Несите вашу голову на ладони в полном посвящении,
Тогда, вступайте на тропу моей Веры.
Если на этой тропе вы желаете попирать,
Ненавидьте, а не жертвуйте вашу голову.
Не колебаетесь жертвовать своей жизнью.
(Гуру Нанак, Слок Вадхик: 20)
Некоторые стали чисто-побритыми монахами,
Некоторые привели себя в состояние Йоги,
Некоторые называют себя Брауамчари (холостяками)
Некоторые называют себя Индусами,
Другие называют себя Мусульманами
Некоторые считают себя Шиами
Другие называют себя Суннами
Узнавай человека по человеческой расе
Бог есть Создатель и Сострадатель Индусов
Он есть поддержка и Милосердие Мусульман,
Не считайте даде пр ошибке Бога Индусов,
Другим, чем Бог Мусульман,
Все человечество поклоняется одному и тому же Богу,
Один Вечный Всевышний проливает свет всем,
Знай Его - Он есть прекрасный Дух,
Знай Его - Он есть яркий Свет (Джйоти).
(Гуру Гобинд Сингх Акал Устат: 85)
|