Джан-туган 2006. История в четырёх восхождениях или Виатау в кубе плюс Чотчат

Часть I - Восхождение первое (Виатау 1Б)

Восхождение второе (Виатау 2А)

Под вечер на Зелёную прибыли маишники в составе трёх мужиков и девушки. Весь вечер что-то пили и о чём-то пели, песнопения время от времени прерывались троекратным «Жахнем! Жахнем! Жахнем!» и последующим возлиянием. Раньше я думал, что цитата из «Сказки о тройке» Стругацких: «Хуже всего, - рассказывал Федя. - это альпинисты с гитарами. Вы не можете себе представить, как это страшно, Эдик, когда в ваших родных диких горах, где шумят одни лишь обвалы, да и то в известное заранее время, вдруг над ухом кто-то зазвенит, застучит и примется реветь... », - это такая шутка юмора, теперь я понимаю что иногда эта цитата – суровая реальность. Ближе к полуночи кто-то из «Жахальщиков» громко, чтобы все окружающие слышали, крикнул: «Ну и что, что мы на Ушбу не взошли!». Тут в голове у меня пронеслась мысль: мало ли кто куда не взошёл (я, например на Эверест не взошёл), гораздо важнее, кто куда взошёл, на этой интересной мысли меня окончательно сморил сон. Во сне горные козлы с пецлевскими фонариками на рогах кружили вокруг палатки, цепляясь за её оттяжки, периодически они останавливались, кричали: «Жахнем! Жахнем! Жахнем!», - и продолжали кружить вокруг палатки, позванивая копытами о посуду. От этого ночного кошмара меня пробудил сработавший на чьём-то мобильнике будильник – пора вставать и готовить завтрак – мы сегодня дежурные и восходители заодно. Одевая спросонья носок, случайно наступил им в разбросанную ночью «козлами» кашу. Пришлось идти в разных носках.

За прошедшие двое суток текущая по морене река слегка подмыла каменисто-ледовый мостик над своим истоком из-за чего время её обхода несколько увеличилось. На отдыхе одел пуховку (один раз за всё время пребывания в горах – погода была тёплая и пуховка в этот раз не пригодилась).

При выходе на перевал Ложный Койавган встретились с явлением, которое я назвал «вертикальное болото» - мелкие камни сыпухи лежат на раскисшем основании в результате чего, при движении по такому рельефу, на каждом шаге нога проваливается в это месиво чуть ли не по колено. Никаких особых происшествий дальнейшее восхождение не таило – вышли на перевал, организовали две связки и по гребню добрались до вершины Виатау, сняли записку (увидели в ней знакомую фамилию – Лукьянчиков), оставили свою, спустились на Зелёную. Оставшиеся на Зелёной ребята рассказывали, что речёвка маишников утром сменилась с «Жахнем! Жахнем! Жахнем!» на «Раз Рассол! Два Рассол!».

Дальше жизнь покатилась по привычному расписанию – сушка трусов и прочей одежды, сбор лагеря, сжигание мусора, возвращение в Джантуган, где нас по-моему никто особо не ждал. Мне-то всё равно – я это делаю скорее для себя, а многим молодым ребятам было обидно - вроде пахали-пахали взошли на первую в своей жизни гору, читали что раньше с первой горой поздравляли, а тут такое ощущение, что всем наплевать...

Дальше была какая-то малопонятная и малоприятная полудетективная история, в результате которой С.Б. Сарапаев не смог больше совершать с нами восхождения и нам (мне, Дане и Андрюхе) пришлось искать инструктора, который бы сходил с нами на 2A и 2B. Помимо этого надо было ещё зарегистрировать наши новые восхождения в КСП, купить газовые баллоны для горелки (примус решили из экономии веса не брать, да и воняет он, так что нафиг-нафиг), еду (так как из-за упомянутой выше детективной истории в столовой еду уже получить было нельзя), написать бумагу, что мы уходим из лагеря по собственной инициативе и в нашей смерти просим ни кого не винить, но самой большой проблемой оказался инструктор, точнее его отсутствие. Мы искали инструктора и на КСП и на поляне около Джантугана, строили планы по переезду в альплагерь Уллутау с целью поиска инструктора. Спасение пришло из альплагеря Эльбрус, куда с нашей просьбой мы заходили накануне и где проходили сборы краснодарской федерации альпинизма.

Звали нашего нового инструктора Алексей Николаевич Яковенко – опытный и сильный альпинист, спокойный и невозмутимый (несмотря на все наши попытки вывести его из этого состояния своими «умелыми» действиями на восхождении) инструктор и просто приятный в общении человек, из тех, которые говорят меньше, чем знают. Договорились встретиться на Зелёной гостинице через день.

О том, как пиво спасает жизнь

Во время наших сборов и подготовки ко второму выходу в горы произошёл интересный случай из разряда «пить водку по утрам не только вредно, но и полезно».

Одни ребята, стоящие на поляне около Джантугана решили выпить в шашлычной пива. Решили и претворили решение в жизнь. После окончания процесса поглощения, народ вернулся к своей палатке, каково же было их удивление, когда внутри своей палатки они обнаружили прилетевший сверху огромный бульник. А если бы люди не пьющие были?..