The Dihedral Wall

by Tommy Caldwell

Начало

Верхний ключ седьмой веревки

Мы начали восхождение утром 18 мая. Погода была не по сезону холодной, прекрасной для лазания. Поверхность скал была зализанной, а зацепы в щели далеко друг от друга - при каждом перехвате я боялся, что мои ноги уйдут, и я поеду вниз по стене; но земля все удалялась, и я свыкся с ходом вещей. Я снова нащупал тот ритм, в котором работал последние пять недель.

Набранная форма давала о себе знать: я пролез первые четыре веревки за полтора часа. Бэт сказала, что жумарит медленнее, чем я лезу 7с, что меня очень воодушевило. На пятой веревке я забыл половину железа на станции, и мне пришлось класться через 7-8 метров на лазнии 7с. Это далось мне легко, и когда я подошел к ключу, где-то к восьми часам, то чувствовал себя уверенно. Ключевая веревка представляет собой 40-метровое пузо, по большей части нависающее, и находилась там, где маршрут переходит из нижних, левосторонних внутренних углов в нависающую часть стены около маршрута Cosmos . Это выглядело так, словно на Эль-Кэп перенесли маленький кусочек из Сьеез ( Ceuse ). Когда я насасывал этот участок, то так и не смог пройти его чисто с верхней страховкой, но надеялся что настрой при лазании с нижней поможет мне. Не забывать о дыхании, помнить правильный расклад и, самое главное, не забывать мочить что есть сил - все это очень пригодиться мне, если я хочу добраться до следующей станции. Я поцеловал Бэт и пошел.

Я начал лезть, распираясь в узком внутреннем углу без трещины в основании. Немного зацепок под ноги на гладком граните не оставляли мне другого выбора, кроме как подниматься, упираясь спиной во внешнюю сторону угла, а ногами - в поверхность стены, испытывая на пределе качество резины на моих туфлях. Я чувствовал напряжение в спине, пальцах и шее, и когда угол начал подвисать, в нем появилась достаточно большая для пальцев трещина. Зацеп под ноги не было, и приходилось продолжать лезть, не снижая темп. Трещина закончилась, и я выдавился направо к покатой полочке, а с нее задинамил в небольшое расширение в щели, где можно подклинить пальцы. Я уже забился, и меня явно трясло. Я даже не слышал, как меня до хрипоты поддерживали Бэт и Адам. Уже на пределе своих возможностей я подошел к следующему ключу; распираясь большими пальцами в маленький потолок я стал тянуться к подхвату высоко над головой. Когда я достал его, то почувствовал, что у меня начинает кружиться голова. Я с трудом дотянулся до мизеров еще выше и выкатил на плиту. Мои ноги тряслись, а в голове был ураган мыслей. Еще три метра, и все будет сделано, сказал я себе. Мне удалось сконцентрироваться, собраться и аккуратно перейти траверсом по микро-зацепам к станции на полке.

Восьмая веревка, Black Arch (8a+) –«одно из самых удивительных образований на Эль-Кэпе»

Я почувствовал огромное облегчение, и поблагодарил годы, посвященные спортивному скалолазанию за выносливость, которая здорово помогла на этом участке. Я смог пролезть чисто ключ маршрута. Но впереди было еще чертовски много тяжелого лазания. Бэт и Адам зажумарили ко мне, и мы повесили платформу, так что я мог отдохнуть. Адам начал рассказывать о предстоящей поездке на Аляску. "Может, если я куплю себе медвежью шкуру и завернусь в нее, то медведь примет меня за своего и не станет есть меня?". С озадаченным выражением лица он продолжал: "Я только надеюсь, что гризли-самец не примет меня за самку". Бэт рассмеялась. Мое напряжение быстро растворялось. Подбирая железо для следующей веревки, я постарался забыть о картине, которую навеял рассказ Адама, и сконцентрироваться на предстоящем лазании.

Следующая веревка, 8а по плите с острыми мизерами напомнила мне Lurking Fear (есть такой маршрут на Эль-Кэпитане, 8 а+, первое прохождение свободным лазанием - Tommy Caldwell и Beth Rodden - прим. перев.). Для сохранения кожи на пальцах будет очень важно пройти этот участок с первой попытки. Ловя равновесие на каждом перехвате с одной острой, как бритва зацепы до другой, я концентрировался на том, чтобы лезть уверенно. Я знал, что малейшая дрожь приведет к тому, что или рука или нога соскользнет. Бэт и Адам молча смотрели, я слышал только свое дыхание. Постепенно крадясь с зацепы на зацепу, я долез до станции почти за целый час. Половина тяжелого лазания на сегодня осталась позади, и было всего 10 часов утра. Я был рад, но понимал, что не буду так же свеж утром, не говоря уже о следующих днях. Я знал, что впереди было несколько дней, когда мое тело и разум подвергнуться серьезному испытанию.

Следующий участок - Black Arch ( черная арка ) - 70-ти метровая изгибающаяся дугой трещина, одно из самых удивительных образований на Эль-Кэпе. Солнце вышло, как только я начал эту веревку. Обычно это означало конец лазания на этот день, но сегодня дул прохладный ветерок, так что условия были вполне ничего. Я чувствовал себя немного нерешительно, и сорвался через 7 метров - первое падение на маршруте. Я отдохнут 10 минут, продернул веревку и начал еще раз. В этот раз я забился через 10 метров. Решив, что я недостаточно отдохнул, Адам повесил платформу, и я отдохнул еще пол часа. "Не верится, что ты все еще пытаешься лезть! Обычно ты совсем раскисаешь под солнцем!" - Бэт пыталась подбодрить меня. В следующую попытку я одолел 12 метров, прежде чем снова улетел. Я уже начал волноваться, есть ли во мне силы. Я отдохнул минут сорок, продернул веревку и кое-как долез до первого отдыха, в 15 метрах от начала. Моя уверенность полностью пропала. Следующие полтора часа Бэт и Адам орали мне: "Давай, Томми, постарайся, ты можешь!", но я говорил себе: "Не будь таким размазней, просто давай лезь!". Я медленно полз вверх по щели, подолгу отдыхая, где только мог. Я ставил ноги как можно аккуратнее и выверял каждое движение. Я чувствовал себя как ленивец, двигающийся по стене. Когда Адам с Бэт уже начали засыпать, я наконец долез до станции. Совершенно уставший, я закрепил веревку и подождал, пока они подойдут.

Девятая веревка 8b – подход к плите, «опровергающая все представления о свободном лазании», содержащая самое сложное движение на всем маршруте

До хорошей полки для ночевки, где лежала все наши вещи, оставалась всего веревка, но она была второй по сложности на всем маршруте. У меня все болело, ноги дрожали, и из-под трех ногтей сочилась кровь. Я вылез из-под арки к последовательности подхватов и откидок, между которыми едва хватало полного размаха рук. Эта веревка опровергала все представления о лазании - единственная плита, на которой у меня напрягались по максимуму и пальцы, и большие мышцы рук. Я боролся от одной формации к другой, задвигая боль на задворки сознания, и долез до самого тяжелого движения на всем маршруте, движения на полную вытяжку вбок к маленькой вмятинке в совершенно гладкой стене. Благодаря про себя дни, посвященные болдерингу в Долине, я сжал зубы, набычился и дотянулся до вмятинки. Меняя руки во вмятинке с ногами на трении, я начал отваливаться. В панике я задинамил на пассив выше, ноги ушли, как только я взял его второй рукой. Поставив ноги на трение повыше, я из последних сил задинамил на ручку. Кончики пальцев успели коснуться ее края - и я улетел. Прокувыркавшись по стене как шарик в пинболе, я остановился десятью метрами ниже. Последняя капля силы оставила меня, я проитошил ключ и долез до полки двадцатью метрами выше. Бэт и Адам скоро присоединились ко мне.

Сидя на полке, я чувствовал пульс в пальцах ног и рук. В этот день я пролез больше сложных скал, чем когда-либо до этого, но это не прошло бесследно. Я дрожал от боли и с большими сомнениями думал о завтрашнем дне. Бэт и Адам видели это и делали все, чтобы помочь мне. Бэт сделала массаж, а Адам рассказал про медведей гризли в базовом лагере, и к заходу солнца я почувствовал, что восстановился достаточно, чтобы попробовать еще раз. Результат был почти такой же, как и в первой попытке. Я попробовал еще один, последний раз до темноты и упал ниже.

Мы вернулись на полку и при свете фонарика устроились спать. В тот день мы стартовали в 3 утра и лезли до 9 вечера, но я все равно хотел бы, чтобы день был длиннее. Это одна из многих вещей, которые мне нравятся в Эль-Кэпе - когда ты на стене, то можешь лезть сколько захочешь - от рассвета до заката, а иногда и дольше. Бэт особенно устала - пропустить 8 месяцев и сразу на Эль-Кэп, но она все равно сделала мне массаж, чтобы мне лучше спалось. "А мне?" - спросил Адам. "Я понимаю, я не могу лезть здесь 8 b+ , и мне достается все самое плохое"

Утром следующего дня я чувствовал себя довольно болезненно, но уверенно. Я проглотил консервированных персиков и бифштекс и спустился на 60 метров, чтобы размяться. Первые несколько движений дались с трудом, но через десять минут мои пальчики немного разогрелись. Мы с Адамом дюльфернули чтобы попробовать наконец пролезть злополучную девятую веревку. Я быстро проскочил начало, решив, что теперь ничего меня не остановит. Быстро прокрутил в голове все движения и полез. Без проблем преодолел перехват на вмятинку, взял пассив, подставил ноги - и вдруг сделал то, противоречит всему, что я знаю о тяжелом лазании - я замешкался. Бэт и Адам сразу закричали - "Давай, Томми!", и я задинамил выше. На этот раз мои пальцы попали на зацепку, я крикнул от радости и долез до полки.

Готовясь к прохождению Black Arch

Остаток дня я посвятил прохождению трех следующих веревок - 8а+ с расширяющейся вниз трещиной во внутреннем углу, 8а с лазанием в откидку по пассивной щели и мокрый offwidth 7с. Если бы любой из этих участков был на каком-нибудь другом маршруте на Эль-Кэп, то он без сомнения был бы одним из ключей, но на этом маршруте они просто растворялись в потоке. Я падал по одному разу на каждой веревки и умудрялся найти силы для прохождения каждой со второго раза. К концу дня казалось, что пальцы на ногах готовы проткнуть мои туфли. Я чувствовал только боль, но за день пролез много тяжелых участков. Все шло нормально. Я уже начал надеяться, что у меня есть шансы сделать этого монстра.

Этим вечером Адам отправился вниз на землю преподавать в клинике. Было неловко говорить "До свиданья!" посреди стены. "Не думай, что тебе тоже можно спуститься" сказал Адам. "Если у тебя кончатся припасы, я затащу еще". Бэт ответила "Да, я останусь здесь, хоть сейчас и будет марафон " Trading Spaces ". Адам отправился вниз с рацией, и мог шутить с нами в 500 метрах от земли. Было тяжело отпускать его, но со мной была Бэт, без которой не обходилось ни одно свободное прохождение маршрутов на Эль-Кэпе, кроме первого раза, на Salathe . Меня поражает то, что она всегда хочет мне помочь, независимо от обстоятельств, даже несмотря на сломанную ногу. Он говорит мне "Мне нравится быть с тобой на стене. Твое лазание вдохновляет меня. Я всегда буду лазать с тобой"

В эту ночь я едва спал. Я лежал, слушая шум водопадов и пытаясь не обращать внимание на дрожащие пальцы рук и ног. Я смотрел на небо, наполовину покрытое звездами, и наслаждался ночной прохладой Эль-Кэпа. Не слышно ни машин, ни мотоциклов, ни строек. Еще я думал о предстоящем назавтра лазании. Оставалось всего три тяжелые веревки. Одна - совершенно мокрая 8а которую я почти не насасывал, такая она неприятная. Потом, болдеринговая 8а+, и еще одна 8а+, самая стремная веревка на маршруте. Я старался не ворочаться, чтобы дать Бэт нормально поспать.

Следующим утром я выбрался из спальника, с трудом открыв глаза. К тому времени, как я развесил железо и был готов лезть, кровь уже сочилась из моих пальцев и коленей. Я двигался по загибающейся дугой трещине, черной от воды и сочившейся грязи. Лазание здесь уже не приносило никакой радости - нужно было просто сделать эту работу. Я больше не думал об удовольствии от движений или о той красоте, которая окружала меня, я сконцентрировался на результате. Закончив мокрый участок, я расположился на сомнительной полке, которую я рассматривал как возможное место для станции. В идеале я хотел соединить мокрый участок со следующим, создав еще одного монстра, но я решил, что если упаду на болдеринговом участке на следующей веревке, то не буду опять лезть предыдущую. Прокручивая в голове предстоящие движения, я пролежал на полке пол часа. Наконец, я решился и начал борьбу с болдерингом 7С. Я забился прямо перед ручкой в конце ключа, смог коснуться ее рукой, но не успев поставить ноги улетел от заветного финиша. Я спустился на полку, продернул веревку и вылез со следующей попытки.

Десятая веревка – еще одна 8а+ под вечер

Теперь я по-настоящему почувствовал, что провел три дня на стене. Не смотря на то, что оставалась всего одна тяжелая веревка, я подумал: "Остались ли еще у меня силы?". Я был здесь, в 900 метрах над основанием Эль-Кэпа, так близко к успеху, но ощущая, что мне пришел конец. Почувствую ли я себя лучше сегодня или завтра? Я уже было решил отдохнуть до вечера, но тут по рации услышал голос Адама: "Неплохая работа, сынок! Тут уже собралась огромная толпа, и все хотят увидеть как ты пролезешь последний сложный участок!"

Уединенность борьбы - это одна из вещей, которые так привлекают меня в свободном лазании на больших стенах. Ты никогда не почувствуешь здесь ту же энергию толпы, что и на скалах. Но в этот раз люди, поддерживающие меня у основания стены, дали мне тот заряд, которого мне так не хватало. Когда я начал лезть, все мое тело дрожало от боли и усталости. Я был предельно сконцентрирован на протяжении этих трех дней, но сейчас я чувствовал, что готов сдаться. Но хотелось дать людям внизу увидеть то, за чем они пришли. "Все уже почти закончилось" - говорил я себе.

Из неглубокой вмятины я перелез к щели, проходящейся в откидку - последние три метра тяжелого лазания. Я сжал зубы чуть сильнее и начал борьбу. Если я падал здесь, то, наверное, крюк 20-ти летней давности, забитый в грязь, должен был выдержать рывок, но мне не хотелось испытывать его на прочность. Я что есть сил вдавливал свои кровоточащие распухшие пальцы в маленькую откидку, ставя ноги на трение на полированный гранит. Как только я взял следующую зацеку, ноги соскользнули. В панике я снова поставил их и прыгнул на огромную ручку выше. Следующие десять метров 6с я лез аккуратнее, чем когда-либо до этого.

Когда я достиг полки, то услышал слабые крики снизу. Я обернулся, взмахнул руками и закричал так громко, как только мог.

P.S. Прошло уже почти три недели после окончания маршрута, но я все еще чувствую усталость. Я пробовал лазить, но это было ужасно. Я все еще в апатии, но в то же время чувствую глубокое удовлетворение. Недавно я осознал, что на Dihedral Wall почти вдвое больше тяжелого (от 8а) лазания, чем на любом другом маршруте в мире. Я возвращался на маршрут дважды, один раз с моим хорошим другом Corey Rich , который отснял лазание на маршруте, и один раз, чтобы снять видео с Heinz Zak . Оба раза я снова был поражен красотой маршрута. Хайнц даже назвал его “королем лазовых маршрутов на Эль-Кэпе”, и я с ним согласен. Пройдя его, я действительно вышел на новый уровень. Я ожидаю много прекрасных дней на стене, один и с друзьями, но я сомневаюсь что когда-либо пройду маршрут столь же прекрасный и тяжелый как Dihedral Wall .

Tommy Caldwell, 25, лучший универсальный скалолаз в Америке, лезущий 9а+ redpoint, 8b+ trad и болдеринг 8В. Он прошел свободным лазанием шесть маршрутов на Эль-Кэп, сделав на трех из них первое прохождение чистым стилем. Это его первая статья для журнала Climbing .