Украина инкогнито

Ярослав:
Не прошло и двух недель со времени нашего возвращения из разведочной поездки на винницкие скалы (да что там говорить, и трех дней не прошло ;), как мы начали строить планы вернуться туда снова. Поэтому как нельзя более кстати пришлось поступившее от Тараса Иванкова (itv) приглашение объехать вместе с ним на выходных четыре скальных района Украины, малоизвестных московским скалолазам: Житомирский Архив, Денеши, Каменец-Подольский и Звониху. Перемещаться предполагалось на автомобиле Тараса. Разумеется, от такого предложения отказаться мы не могли. В состав отряда дискавери вошли Аня (Анчутка), Ира Пак и я. Кроме того, в Звонихе мы должны были встретиться с Вано и Сахо (Ваня Малахов и Саша Металев).

Едем в Киев. Вагон поезда. Глубоко за полночь. Орет радио: «Ай-люли-люли-люли, барыня-барыня, сударыня-барыня!». Под звуки развеселой песенки весь вагон дружно пытается заснуть. Во втором часу ночи дискотека заканчивается. В дело вступают болтуны. «А что, у украинцев и поляков культура совсем разная, да?» «Ну, да, наверное». Через некоторое время эстафету принимают погранцы. Сначала наши, потом украинские. Будят, спрашивают документы. Кто-то хотел выспаться в дороге?..

В половине седьмого утра по местному времени наш поезд прибывает в Киев. На перроне встречаемся с Тарасом, грузимся в его «гольф». Тарас предлагает провести ускоренную экскурсию по центру Киева. Проезжаем по Крещатику, выходим посмотреть на Майдан Незалежности. Весь майдан заставлен палатками «политических туристов». Похоже, теперь это традиционный способ выражения своих политических взглядов на Украине. Палатки, конечно, штука забавная. Хотя мне гораздо больше понравился Софийский собор.

Житомирский Архив

Перекусив дома у Тараса бутербродами с сыром, отменным салом и кофе, мы выехали в сторону Житомира. Нашей первой целью был Житомирский Архив. Это пыльное помещение, до потолка заваленное бумагами. У входа нас встретила бабушка в очках с толстыми стеклами… Шутка, шутка:) На самом деле, Архив - бывший гранитный карьер. Находится он прямо в городе. Приехав на место, мы обнаружили там группу удивленных детей на ковриках в нелепых позах, занимающихся йогой. Проезжаем мимо них в узкий проход между деревьями, ведущий к скале. Внезапно, раздается жестокий скрежет снизу и машина останавливается. Вылетаем из машины и лезем смотреть под днище. Видна трава и край желтой тряпочки. Со стороны детей доносятся вопли, что-то вроде «Бутерброды! Там была сумка с бутербродами!!» Мелькает мысль: «Черт побери, такими бутербродами и дно покорежить недолго!» Тарас сдает назад и аккуратно подминает сумку колесом. Немая сцена. Тарас сдает еще чуть-чуть и девочка-хозяйка наконец воссоединяется со своими бутербродами. Далее все как в мультике про Вини-пуха, когда улыбка медленно сползает с «лица» Иа… «Это он?.. Мой шарик?.. А какого цвета он был?..» Пришлось извиниться. А скрежетали все-таки не бутерброды, а огромный булыжник, который неудачно вывернулся из земли посередине дороги. Однако, на этом наше общение с пионерами не закончилось. Их вожатые – парни из Калифорнии – завесили для них верхнюю страховку практически на все трассы до второго болта. Все это дело приходилось аккуратно облезать и щелкаться в верхний карабин их оттяжки.

Архив

Пару слов о самих скалах: очень понравились. Камень чистый, практически вертикальная стена с небогатым макрорельефом. Зацепки, в основном, образованы тонкими сколами слоев породы. Здесь требуются крепкие пальцы и аккуратная постановка ног. К сожалению, на этот район в нашем графике было отведено только полдня. Полазив по Архиву до обеда, мы выдвигаемся дальше. Главное достижение в то утро, несомненно, принадлежит Тарасу, который научил американцев выражению «чики-пики».

Денеши

Нашим следующим пунктом назначения были воспетые в легендах и сказаниях Денеши. Места для костров и палаток здесь расположены прямо над скалами, в лесу. Внизу, под скальной грядой течет река Тетерев. Порода скал – гранит. Похоже, во время дождей сверху намывает землю, поэтому местами довольно грязно. Маршруты в основном, шестерки. Самый трудный маршрут района – 7а. Первые несколько метров лазания уровня не выше 6а, затем выход из-под карниза – несколько болдеринговых движений по жестоким мизерам, сделать которые нам не удалось. Складывается ощущение, что от района взято все, что можно. Более трудные трассы пробивать уже негде…

Отдельного внимания заслуживает протекающая рядом река Тетерев. Под скалами она слегка заболочена, но немного выше по течению имеет большую глубину, говорят, до 15м, (ниже по течению стоит плотина). Можно неплохо попрыгать в воду с камня «дельфин». Берег уходит вниз вертикально. Кто знает, сколько потенциальных маршрутов находится под водой?..

Каменец-Подольский

В Денешах мы переночевали и наутро выдвинулись в Каменец-Подольский. Приехав, поселились в гостинице «Украина» (60 гривен за 2-местный номер с удобствами на этаже), совсем рядом со скалами. Город пресекает глубокий (несколько десятков метров) каньон. Маршруты, которые мы успели попробовать, пробиты в районе моста на старый город. Спуститься к началу маршрутов можно по каменной лестнице в стене каньона.

Материал скал – конгломерат из подобия окаменевшей глины и кусков камня. Каньон длинный и, судя по всему, возможности для пробивки маршрутов там широчайшие (чем активно пользуются украинские скалолазы, за что почет им и уважение). В каньоне мы встретили Михая (Mihai), Сергея Редько и Сергея Фоменко (phomenko). (Их отчет можно почитать здесь).

Серега Редько

Каменецкие трассы нам очень понравились. Здесь есть и вертикали и карнизы, хваталки, пассивы и, конечно (куда без них), мизера. Трассы достаточно равномерные, однако большинство имеют ключи.

Разминка монстров на 6а: остальные пальцы прибережем для 7с

Массу разнообразных эмоций принес маршрут «Облога», 6с. В ключе необходимо выйти левой рукой на находящийся сверху подхват-откидку, держась в блоке правой за горизонтальную полочку-мизер. Пальцы стреляли с нее… Ну, примерно как застежка в фильме «Бриллиантовая Рука». Причем совершенно без предупреждения. Еще был забавный короткий маршрут Годзiла. Тоже заставил изрядно поднапрячься, прежде чем нашелся правильный расклад. Вообще лазания не в раскладе каменецкие маршруты не прощают. Вечером в субботу мы вместе с Михаем и Серегами навестили живописное заведение «Пiд Брамою».

Анчутка и Экскалибур

Хотя сейчас там и подают пиво, но внешне это место больше напоминает музей. Здание очень старое. ФортецияСтаринная каменная кладка свидетельствует о том, что когда-то оно было частью крепостных укреплений. По стенам висит старинное оружие. В укромном внутреннем дворике расположен легендарный камень, в который, отходя от дел, уже пожилой король Артур воткнул свой Экскалибур. С открытой веранды, где мы сидели, открывается отличный вид на старую фортецию, где в тот вечер как раз давали салют.

В целом нам очень понравился Каменец-Подольский. Как сам город, его старинные укрепления, брусчатые мостовые, так и скалолазные маршруты – интересные, разнообразные и, что не может не радовать, все более многочисленные.

Годзiла, 6b+
Балкон, 6b+

Наутро мы еще полазили в Каменце и двинулись дальше. Было воскресенье, Тарасу пришло время ехать домой, в Киев, а нам нужно было попасть на скалы Звонихи, где нас уже ждали Вано и Сахо. В это время Анчутка обнаружила у себя растяжение голеностопа (Предположительно, подвернула ногу, когда лазила по балкону. Не в смысле ночью за пивом, просто маршрут так называется.) Нога «распухла и мешала ходить». Перед обедом мы выехали из Каменца в Винницу. На месте были часам к пяти и, перекусив, продолжили путь в Звониху.

Звониха

Пока ехали, погода испортилась. К тому времени, когда мы были в Соколинцах, уже шел сильный дождь. А гольф в такую погоду к скалам не подъедет. Все шло к тому, что топать нам до скал полчаса пешком. Тут хочется написать «Но, к счастью…». Однако, чуда не произошло. Вобщем, все вспомнили туристическое прошлое и вволю помесили грязь под дождиком. Спасибо Вано, помог донести лишний рюкзак, образовавшийся из-за растяжения Анч. Еще добрый Вано предложил быстро добежать и поставить нашу палатку, пока мы потихоньку ковыляем до лагеря. А моя палатка как раз хороша тем, что ее удобно ставить под дождем – сначала натягивается тент, потом к нему изнутри пристегивается сухая внутренняя часть с дном. Придя в лагерь, я обнаруживаю, что Вано и Сахо, пристегивают насквозь мокрую внутреннюю палатку, в которой вода чуть ли не плещется (дно-то не протекает, в отличие от верха). «А мы тут не сразу сообразили чё куда…» Сам виноват, надо было рассказать, чё куда. :)

Сахо демонстрирует модную маечку
Поздравляем Вано
Отец Федор

В тот вечер полазить у нас не получилось, зато отметили наступивший в 24:00 день рождения товарища Вано, для чего была заранее припасена старая добрая голубая бутылка.

Утром было пасмурно, но сухо. Завтракаем и идем лазить. Тренировочка в тот день удалась на славу. Сахо вылез со второго раза Мрiя, 7b и хорошо поработал на 7с+ Стрілка. Но ключ наверху сделать так и не смог. Зато все, что легче 7b, этот техно-монстр стабильно лез онсайтом или флешем. Без единого исключения. Вобщем, мущщина. Я вылез Горбоконик и Безпорадний, 7а – со второго и третьего раза соответственно. Ближе к вечеру разошелся и сделал по движениям Мрiя. Тяжело, но реально. Устал и запланировал назавтра вылезти целиком.

Еще не потрогал. Уже вылез
Стрілка, 7c+

Пока мы с Сахо наслаждались всеми этими потрясающими маршрутами, остальные камрады слегка расслабились. Анчутка, к сожалению, не могла лазить из-за ноги. Стоически перенести этот тяжелейший удар судьбы ей помогала все та же старая добрая голубая бутылка.

Джин из бутылки

На следующий день в два часа нас должен был забрать Василий, наш водитель. Утром полазили еще раз. Собрать 7b мне так и не удалось. Зато порадовал Вано: гарный хлопец вылез свою первую семерку, Безпорадний. Вторая тоже не заставила себя долго ждать. С чем его и поздравляем. Даешь 7b! :)

Горбоконик, 7a

Что и говорить, Звониха, на мой взгляд, самое душевное место, из тех, где мы в этот раз побывали. Здесь отличные гранитные скалы, самые равномерные маршруты, интересные и техничные, уединенное место, красивая природа, рядом течет речка. Жаль, все что можно, здесь уже пробито. Конечно, и другие районы хороши. На Архиве интересное лазание и самые жесткие мизера. В Каменце масса интересных трасс и большие перспективы для развития. Хочется поблагодарить Тараса Иванкова за предоставленную нам возможность потрогать все это своими руками. Уверен, что мы еще вернемся на Украинские скалы. Забороть незаборотое и открыть новое.

Вано:
Засыпая у Алекса на даче под сладкие звуки Анчуткиного голоса повествующего о поездке в Винницу, о ведрах клубники, о тучах бабочек, о теплой речке и о теплых же скалах, в голове крутилась только одна мысль «Надо сьездить». Как ни странно, но утром мысль эта не исчезла, несмотря даже на трезвость. Очень хотелось уехать хоть на пару дней из города, сменить приевшуюся фанеру на теплый камень, погреться под нормальным, более менее, солнцем, поесть фруктов и вообще.

Собственно причин не ехать у меня почти не было, точнее была только одна – отсутсвие отпуска на работе, который я умудрился растаскать на всякую фигню. Но это меня не остановило – последовало коленопреклонение перед начальством, которое смилостивилось и дало мне аж два дня свободы!!! -)))

Засим последовал опрос обшественного мнения, из коего следовало, что кроме меня поехать смогут лишь четверо (правда чуть позже оказалось, что трое поедут кривым путем, а точкой рандеву была назначена Звониха), но этого в принципе уже было достаточно.

Особо запомнилась мегатерпимость девушки в кассе на Киевском вокзале – мы с Анчуткой покупали пять билетов, по двум паспортам и мятой бумажке на которой наскоро накалякали паспортные данные остальных, причем в паспортных данных Ярика умудрились добавить три лишние цифры – она, девушка в кассе, умудрилась ничего не напутать, и при этом еще была способна улыбаться после той чехарды, что мы с Анчуткой ей устроили.

Ну, а потом, значит, экстренные сборы всего необходимого – ну, вы же знаете как это – бегаешь с пеной у рта разыскивая все необходимое, а в итоге все равно что-нибудь забываешь. Мы с Сахо забыли спальник, например, и две ночи спали засунув ноги в рюкзаки, потому, что один маленький спальник на два здоровых лба – это маловато!!! :)))

Поезд… Как обычно верхняя полка… Тыдынц, тыдынц… Погранцы… Короткое забытье… Опять погранцы…Забытье подлинее… «Меняем рубли на гривны»… Опять тыдынц, тыдынц… «Винница, стоянка четыре минуты»… Всем знакомо – чего тут рассказывать.

Рынок на вокзале в Виннице меня поразил, хотя, в общем-то, к этому делу привыкший, но такого бардака я еще не видел. Продукты питания продаются вперемешку с одеждой, все это чередуется бытовой химией и кое-где попадались даже маленькие «блошиные» точки. Пока мы с Сахо разобрались, что там к чему и закупили почти все необходимое, прошел час и наш водитель, не дождавшись нас, пошел на наши поиски, но нашел уже возле своего автобуса. Найти нас на том рынке было бы покруче иголки в стоге сена. По быстрому закидали провизию в багажник и поехали.

Разницы между шоссе и грунтовкой Василий (водитель) не замечал – как жал сто по асфальту, так и по грунтовке топил с такой же скоростью, как будто не микроавтобус у него, а как минимум лендкрузер. А может, торопился он, не знаю, но иногда его микроавтобус становилось, откровенно, жаль. Правда, доехали очень быстро.

Выгрузились почти под скалой, быстренько переправили вещи через брод, тут же все эти вещи разбросали по площадке перед скалами, переоделись, выпили кофе и полезли на шестерки, даже не размявшись.

Чуть позже к нам с Сахо присоединилась компания киевлян – очень душевные ребята, безусловно, фанаты, поскольку ехать из Киева очень, очень далеко менее чем на сутки, чтоб полазить – это надо быть фанатом. Вечером запалили костер, выпили за знакомство, да и за все хорошее бутылочку вина и энное количество бутылок пива, послушали чудную игру на гитаре и… И все, неудержимо уже тянуло в сон – бороться с Морфеем почти бесполезное занятие, особенно когда вокруг уютно, ты немного пьян и всю ночь до этого пытался заснуть в поезде.

Ну, с утра как обычно – вылезаешь весь помятый из палатки, тело ноет от вчерашней разведки боем, пытаешься сообразить который час, потому, что часов ни у кого нет, а свои фик знает где, выпиваешь крепкий, по возможности, кофе (в этом выезде обнаружил, что очень удобно варить кофе на газовой горелке – можно сесть рядом и смотреть сверху как дышит варящийся кофе – с плитой в квартире такая тема не пройдет и думаешь, как бы избежать разминки. Но Сахо неумолимо строг, и кроме всяких там кручений частями тела, вдобавок устраивает еще и маленький курс растяжки. Ох… :))) Ну, и наконец лазать.

Тем временем стала портиться погода, наступил обед, собрались и уехали киевляне, вдарила нехилая такая гроза, позвонил Ярик и сказал, что нужно их встретить. Я напялил сандалии и пошел в ближайшую деревню за Яриком, Иринкой и Анчуткой, а Сахо остался держать оборону, копая под дождем маленькой палочкой здоровенный водоотводяший ров вокруг палатки.:)

А все остальное, после нашей встречи очень правдиво описано Яриком – нигде не соврал, не сказал только, что в Москве уже, у Ярика была маленькая афтепати с просмотром фот, с очень вкусной пастой и пивом. Наверное, испугался, что все к нему на пасту начнут ходить. ;-)