Восхождение на Аксу по Северной стене

Паспорт восхождения

  1. Класс высотно-технический
  2. Памиро-Алай, Туркестанский хр., ущ. Ляйляк
  3. Аксу С. (5217 м.) по Северной стене, маршрут Л. Трощиненко.
  4. 6А к. сл.
  5. Перепад высот 1590 м., протяженность 2490 м,
    протяженность участков 5 к. сл. – 885 м.,
    протяженность участков 6 к. сл. – 435 м.,
    средняя крутизна маршрута – 60°,
    средняя крутизна основной части маршрута - 74°.
  6. Забито крючьев:
    скальных: ледовых: закладок: шлямбурных:
    70/ 0 17/ 0 202/0 22*/22*
    * - забитые ранее
  7. Ходовых часов команды 89 часов, 7 дней на подъем, 2 дня на спуск.
  8. Ночевки:
    • 1 - сидячая в гамаке,
    • 2 - сидячая на бауле,
    • 3 - сидячая в гамаке,
    • 4 - сидячая на полке,
    • 5 - лежачая в палатке,
    • 6 - лежачая в палатке,
    • 7 - лежачая в палатке,
    • 8 - лежачая в палатке.
  9. Руководитель Белоусов Владимир Александрович, КМС, г. Одинцово,
    Участники Новиков Александр Викторович, 1 р., г. Москва.
  10. Тренер Кауц Леонид Сергеевич, КМС, г. Москва.
  11. Выход на маршрут 23 июля 2006 года
    Вершина 29 июля 2006 года
    Возвращение 31 июля 2006 года
  12. Федерация альпинизма и скалолазания г. Москвы.

Карта схема района

 

Общее фото маршрута


 

Профиль маршрута слева


 

Технические и тактические действия команды

Согласно ранее запланированному плану, на маршрут вышли 23-го июля в 5 утра. На стене работать начали с 8 утра. Маршрут обильно заливало водой со снежных пятен. Вода не замерзала по ночам. Часто приходилось работать под ее потоками. После 4 часов вечера потоки воды усиливались, так как стену начинало освещать солнце.

Тактический план команды не предусматривал заблаговременной обработки маршрута. Команда работала на маршруте до наступления вечерних сумерек, после чего устраивалась на ночевку, имея при себе подвесной гамак на двоих. Запасы воды пополнялись на ночевке. До выхода в «холодный угол», воду набирали из потоков, текущих вечером со стены. Далее – воду топили из снега и льда. Ночевки на первом бастионе и в «холодном углу» были сидячие, две в гамаке и две на маленьких полочках.

Ключевые участки маршрута проходили на ИТО и свободным лазанием. Местных шлямбуров очень мало и большинство из них в очень плохом состоянии. В нижней части стены трещины были свободны ото льда, что позволило значительную часть маршрута пройти свободным лазанием. Смена ведущего происходила каждый день. Первый шел с двумя веревками – динамической и статической. Динамической осуществлялась страховка, по статической с помощью Petzl ProTraxion первый вытягивал баул. Второй поднимался по перилам с рюкзаком и сопровождал баул. Вся стенная часть (кроме одной веревки на поясе разрушенных скал) и большая часть гребня были пройдены именно так. На остальных участках первый лез с рюкзаком, второй с баулом на плечах.

Взаимодействие с другими командами, работавшими в районе, осуществлялось с помощью радиосвязи по установленному заранее графику. Наблюдение за группой велось из базового лагеря в бинокль и с ночевок под стеной.

 

График восходжения по дням:

 

Список используемого снаряжения:

  • Веревки – 2 шт.
  • Закладки стоппер – 15 шт.
  • Френды Stregor – 12 шт.
  • Камалоты Black Diamond – 2 шт.
  • Крючья – 7 шт.
  • Якорные крючья – 4 шт.
  • Топорики Black Diamond – 2 шт.
  • Скайхуки – 2 шт.
  • Съемные шлямбура – 2 шт.
  • Ледобуры – 6 шт.
  • Ледобур-самовыкрут – 1 шт.
  • Скальный молоток – 1 шт.
  • Шлямбурный набор – пробойник и 5 спитов с ушами (на экстренный случай).
  • Ледовые инструменты – 2 шт. Один из них с бойком и выдергой*.
  • Оттяжки – 15 шт.
  • Карабины муфт. – 10 шт.
  • Хаулер Petzl ProTraxion – 1 шт.
  • Жумары – 2 шт.
  • Крюконоги – 2 комплекта.
  • Гамак – 1 шт.
  • Палатка 2-х мест.– 1 шт.
  • Спальник – 1 шт.
  • Каремат – 1 шт.
  • Кухня – (горелка, газ, посуда)
  • Баул – 140 л..
  • Рюкзак – 45 л.
  • Рация – 1 шт.

* ВЫДЕРГА – трос (стальной), крепящийся к молотку и используемый нами для выдергивания крючьев.

 

Описание по участкам

0-1: Снежно-ледовый склон, затем мокрый внутренний угол, выводящий на полку.

1-2: Серия отщепов и щелей, выводящая в основание внутреннего угла.

2-3: Наклонный внутренний угол.

3-4: Плита, выводящая на полку.

4-5: Траверс вправо в основание камина.

5-6: Широкий камин с натечным льдом, в верхней части огромная пробка-карниз «блин». Встречаются старые шлямбура, петли и крючья.

6-7: Наклонный внутренний угол, направление вправо.

7-8: Продолжение внутреннего угла выводит на полку справа. Место первой ночевки.

8-9: Внутренний угол, забитый снегом и льдом выводит на полку.

9-10: Траверс вправо по полке.

10-11: Сначала плита со шлямбурами, затем вправо во внутренний угол, выводящий на полку, которая является местом соединения маршрутов Першина, Ведерникова и Трощиненко.

11-12: По плите вверх (дырки под скайхуки), затем шлямбур и лазанием в мульду, из нее вправо-вверх в сторону косой щели. В конце косой щели, на наклонной плите станция. На станции шлямбура старые, добавляли свои крючья.

12-13: По плите вверх. Шлямбура, крючья, топорики. В некоторых местах шлямбура отсутствуют, либо сорваны уши. Хорошо идут скайхуки. Станция на полке с большим снежным пятном. На станции шлямбура старые, добавляли свои крючья.

13-14: По полке влево, затем по кулуару-углу влево. Вторая ночевка.

14-15: По углу влево-вверх, затем вправо по плите, и снова влево вверх по углу.

15-16: Влево вверх по полкам до большого откола.

16-17: От откола влево вверх 5 м в основание вертикального внутреннего угла с глухой щелью. Есть дырка под съемный шлямбур. По углу вверх до полки.

17-18: По полке вправо и вверх на пояс разрушенных скал. По разрушенным скалам влево-вверх в направлении «холодного угла». Ночевка.

18-19: Выход в «холодный угол». Ледовые речки перемежаются с участками разрушенных скал.

19-20: По разрушенным скалам выход в ледовый кулуар.

20-21: По ледовому кулуару придерживаясь его правого борта. Выход на небольшую наклонную полку. Ночевка.

21-22: По внутреннему углу вверх. Щели забиты льдом. Возможно обойти справа по ребру.

22-23: Через заклиненные нависающие блоки выход направо на полку на ребре.

23-24: По плите с щелями, затем по разрушенным скалам на полку на гребне.

24-25: По тонкой щели в плите выход на полки ночевки «союз». Ночевка.

25-26: По осыпи под жандарм. Справа по внутреннему углу на гребень под жандармом.

26-27: Жандарм обойти слева по полке со льдом и выйти на наклонную ледовую полку после жандарма.

27-28: По крупноблочным скалам подойти под нависающий внутренний угол, с широкой щелью, залитый льдом.

28-29: По щели и рядом с ней выход на гребень.

29-30: Вверх левее гребня по щелям и отколам с выходом на гребень.

30-31: Огибая гребень справа, по полкам выйти к основанию широкого внутреннего угла.

31-32: По углу вверх до полки.

32-33: От полки влево-вверх через вертикальную разрушенную стенку на полку со скальными блоками, по полке во внутренний угол (разрушенные скалы) и далее по углу.

33-34: По углу вверх выход на полку. Ночевка.

34-35: По гребню вверх.

35-36: Справа от гребня по полкам и по стене выход на большую полку.

36-37: Обходя взлет гребня справа по косой щели выходим на полку справа от гребня.

37-38: Справа вдоль гребня под внутренний угол и по внутреннему углу на полку.

38-39: От полки вверх, затем вправо обходя вертикальные стены гребня выход в провал.

39-40: Обходя гребень слева по льду, выход на понижение в гребне.

40-41: По разрушенным скалам вверх выход к дюльферной петле.

41-42: По простому гребню до вершины.

 

Рисованный профиль маршрута


Схема маршрута в символах UIAA

 

Техническое фото маршрута

 

Фото участков

Фото 1. Участки 0 – 4 (снимок сделан с «Корейских ночевок»).

Фото 2. Участок 3-4. 23/07/2006

Фото 3. Участок 5-6. 23/07/2006

Фото 4. Ночевка 23 июля (первая). Конец участка 7-8.

Фото 5. Участок 10-11. 24/07/2006

Фото 6. Участок 11-12. 24/07/2006

Фото 7. Участок 16-17. 25/07/2006

Фото 8. Участок 19-20. 26/07/2006

Фото 9. Участок 21-22. 27/07/2006

Фото 10. Участок 28-29. 28/07/2006

Фото 11. Участок 36-37. 29/07/2006

Фото 12. Вершина, 29/07/2006, 17:00


Записки

Вклеена записка с вершины.
Контрольный тур на снежном пятне на участке 13-14 обнаружен, записки не было.

 
Автор: Владимир Белоусов, 19.04.2007

      
tbr@baurock.ru
Rambler's Top100