На выходные было решено поехать в Тулу. Сережа слышал что-то о скальном
карьере под Тулой, но все наши попытки найти в интернете хоть какие-то
ссылки на эту тему, натыкались на глухую стену непонимания. Утром в субботу
мы налегке загрузились в девятку и, миновав по пути Подольск (а может,
ну ее, Тулу, заехать что ли в Подольский карьер?), через два с половиной
часа оказались на месте. Несмотря на 160 километров, отделяющих Тулу от
Москвы, дорога была короткой благодаря практически полному отсутствию
светофоров и (как результат) пробок. Для сравнения: на двести с копейками
километров до Владимира приходилось тратить часов пять. Проблематичным
оказалось заселиться в гостиницу: туляки начисто игнорировали названия
улиц и при попытке что-либо узнать, мы получали объяснение, состоящее
из цифр - количества светофоров и поворотов. Наконец, выслушав предварительно,
что в гостинице "Тула" нет мест, мы заселились в гостиницу "Юность", получив
двухместный номер-люкс за 760 рублей. Слабо представляя, что теперь делать,
мы побрели по городу в поисках пристойной забегаловки. Будущее представлялось
довольно унылым: года два назад мы уже были в Туле и знали, что кроме
Кремля, пары церквей в центре и Ясной Поляны, смотреть здесь ровным счетом
нечего. Далее события начали развиваться непредсказуемо и, прочитав подобное
в детективном романе, я бы снисходительно улыбнулась: "Надо же, какую
нелепицу автор притянул за уши. Таких совпадений в жизни не бывает". Тем
не менее: у забегаловки, на которой мы остановили взгляд, трое молодых
людей пилили огромное дерево и складывали ветки в кузов грузовика. У молодых
людей были обвязки, веревки и карабины. "Спроси у них", - сказал Сережа.
"Они точно должны знать, где здесь скальный карьер". Через пять минут, устроившись
на скамейке между спиленных веток, мы оживленно болтали со спелеологом-Колей
и двумя его товарищами-скалолазами. Местонахождение карьера было выдано
нам до мельчайших подробностей в виде двух подробных карт, нарисованных
от руки на обороте товарных чеков. Плюс к этому мы получили мобильный
телефон их знакомого, который ведал местным скалодромом, а знакомый, в
свою очередь, получил извещение о том, что завтра к нему в гости завалятся
московские скалолазы. Тепло распрощавшись с Колей, мы залили полученную
бесценную информацию пивом, после чего завершили вечер в местном цирке.
Надо сказать, что в цирке я не была с самого детства, и дрессированные
тигры вкупе с гутаперчивыми гимнастами произвели на меня неизгладимое
впечатление.
Итак, карьер, судя по описаниям, располагался неподалеку от поселка Барсуки,
в получасе езды от Тулы. Туда-то мы и направились с утра. Найти карьер
не составило никакого труда. В лесу он не прятался, видно его было издалека.
Огромный котлован с березками внизу. Дальняя стена представляла собой
один сплошной скальный выступ, чуть левее виднелось озеро. Вниз вела удобная
лестница. Вопреки обещаниям Коли, грязно было не очень. В глине мы, разумеется,
вымазались, но уже позже, под самыми скалами. Подход же был сухим, утоптанная
дорожка вела прямо под скалы. Внешне карьер напоминал Подольский. Разве
что побольше – в некоторых местах высота стен тянула метров на 15. Коля
объяснил нам, что основные маршруты нужно искать слева и справа от огромного
рельса, торчащего на самом верху. Рельсов было два, впрочем, дорожки и
так были видны – на некоторых из них сохранилась маркировка – видимо,
с каких-то соревнований. Визуально маршруты казались несложными, разве
что парочка нависаний в отдельных местах улучшали общую картину. Под маршрутами
валялись огромные каменные глыбы. Некоторые были старые, присыпанные землей,
некоторые поновее – они-то и пугали. По свидетельствам Коли, летом и зимой
карьер был практически безопасен, но весной и осенью камни, бывало, падали,
и в это время находиться там не стоило. В некоторых местах виднелись ржавые
шлямбура, не внушающие доверия. Организация нижней страховки отпадала.
Мы поднялись наверх. Оба рельса вполне годились для верхней страховки,
помимо этого вдоль всего обрыва в землю были вбиты металлические скобы
и колья разной степени надежности. Местность вокруг скал располагала.
Озеро (еще покрытое льдом, слегка подтаявшим у берега) казалось чистым
и прозрачным. Имелись места для палаток, дрова, и видно было, что костер
здесь жгли частенько. В то же время сверху, над самым карьером, стояли
дачные домики, и непонятно было, насколько лояльно селяне отнесутся к
скалолазам, ночующим прямо под их дачами. Безнадежно пытаясь обстучать
с ботинок налипшие комья глины, мы вернулись к машине и поехали в город,
заскочив по пути в Ясную Поляну, где и провели большую часть времени,
остающуюся до вечерней встречи с местными скалолазами.
|
В половине шестого вечера мы подъехали к торговому центру "Пролетарский",
возле которого у нас была назначена встреча с главным скалолазом города
Тулы – Игорем Топоровым. "Вы меня узнаете, я буду с рюкзаком", - сказал
он по телефону. Впрочем, в этом я и не сомневалась – скалолаз скалолаза
всегда узнает:) В машине мы разговорились. Игорь рассказал, что скалолазанием
он увлекся всего год назад, в результате чего и родился первый и единственный
в Туле закрытый скалодром. Игорь построил его при городской службе спасения,
где, собственно, и работал, а в свободное время между вызовами занимался
строительством стенок. Первые зацепки были сделаны из обломков наждачных
кругов и из всего, что под руку попадалось, часть за бесценок куплена
у московских и крымских скалолазов. Позже, когда скалодром уже родился,
Игорь умудрялся покупать новые зацепки с денег, вырученных за тренировки
– при оплате тренировки 10 рублей со спортсмена. Альпинист со стажем (КМС
по альпинизму), в скалолазание Игорь пришел в 29 лет, но пришел уверенно
и, видимо, навсегда. При подходе к скалодрому мы обнаружили долбленку
на внешней кирпичной стене здания – как выяснилось, это была первая проба
пера, и в теплую погоду здесь вполне можно было лазать. Сам скалодром
был оборудован в небольшом зале высотой метров пять. Несколько плоских
стенок, нависание и потолок – компактный, но вполне самодостаточный скалодромчик.
На плоских стенках висят веревки для верхней страховки, на потолке и нависании
- шлямбура и стационарные оттяжки для прохождения с нижней. Справа кампус-борд,
под стенками – самодельные маты. Размяться можно здесь же, в другой части
зала расположена качалка и теннисный стол. Зацепки пронумерованы (кстати,
замечательная идея!), так что можно не орать снизу: "Возьмись за эту,
похожую на ухо, да нет, не за ту", а четко объяснить лезущему, что от
него требуется. Около некоторых зацепок мелом пририсованы значки – зацепки
со значками одного типа составляют один маршрут. К шести подтянулись скалолазы.
Для десяти человек скалодром был, конечно, маловат. Игорь рассказал о
планах дальнейшего строительства: планировалось возвести еще три стенки
и продолжить потолок. В душе я поразилась его энтузиазму: в одиночку и
без всякой поддержки строить скалодром, проводить занятия по скалолазванию,
вовлекать молодежь, для этого поистине надо быть неординарным человеком.
Уже собираясь в обратный путь, я услышала знакомые слова. Игорь втолковывал
одному из мальчиков прописные истины: "Участвовать в соревнованиях надо
обязательно! Что значит: "Не могу?" Можешь. И в Крыму будем участвовать
в соревнованиях!" Мы пригласили ребят в Бауманку с ответным визитом, пообещали
вернуться в Тулу, когда потеплеет, и распрощались. Дорога до Москвы заняла
стандартные два с половиной часа, и уже вечером, привычно вися в интернете,
я никак не могла поверить в столь чудесно проведенные выходные.
|
- Адрес торгового центра "Пролетарский" - ул. Ложевая, д. 125а
- Адрес городской службы спасения - Веневское шоссе, д. 4
- Проезд к скальному карьеру в Барсуках - двигаясь по шоссе М2 (Москва
- Белгород) после первого поворота на Тулу, но не доезжая до моста через
реку Упа, свернуть направо на деревню Барсуки. Проехать по дороге, ведущей
вверх, до развилки (справа от развилки - автобусная остановка, прямо на
развилке АЗС). Свернуть на более плохую дорогу направо. Вскоре прямо перед
вами окажется карьер.
- E-mail Коли
- Игорь Топоров - тел. 8-910-941 11 91
|
Сегодня мы осуществили вторичный выезд в Барсуки, скальный карьер под
Тулой. Первое отличие от первоначального впечатления заключалось в том,
что в карьере появились люди:) И что хуже - скалолазы. Основные маршруты
под рельсом были заняты, нам пришлось приютиться существенно левее. Навесили
верхнюю страховку. Страховать приходилось, стоя сверху.
При спуске вниз я всеми фибрами души ощущала, как веревка в нескольких местах
трется о камень - ощущение не из приятных. Попытались прочистить маршруты.
Везде много песка, некоторые камни дышат, выкинули их по возможности.
При лазании испытываешь странное ощущение - страшно нагружать руки, хочется
поскорее перехватиться.
На выходе на карниз пощупала удобную хваталку и отказалась от ее использования,
предпочла мучаться, выползая через пассив, который точно не выпадет. Все
время в голове роились мысли о том, как я падаю вместе с этим карнизом,
целиком оторвавшимся от скалы. Но обошлось. Кстати, ребята на основных
маршрутах лазали в касках, не мешало бы запастись ими в случае повторного
посещения.
|
|
|