На Треугольное своим ходом

1. Дорога

Незаметно прошел месяц после возвращения из майского Крыма. Пальцы начали забывать «вкус» прикосновения к камню. До отпуска еще далеко, но это не повод провести пол-лета в четырех стенах. Благодаря тому, что 12 июня – третий выходной, у нас появилась возможность съездить на настоящие скалы. Как и в прошлые годы, выбор пал на Карелию. Если быть совсем точным, то это не Карелия, а Ленинградская область, но леса Карельского перешейка у многих асоциируется с Карелией, и до финской войны это была Карелия. Так что все-таки Карелия.

Только в этот раз хотелось что-то новенького. Отчеты о Треугольном озере от PP, OSS, классификатор маршрутов и фотографии, затерянных в лесах скал, будоражили. Однако все наши предшественники добирались до места на своих автомобилях или велосипедах, а у нас не было не того, ни другого. В голове долго зрели самые различные планы, осуществить которые было почти невозможно. И вот однажды я в очередной раз посмотрел на карту Карельского перешейка и меня осенило: «До этого Треугольного от Выборга каких-то 90 километров!» Чтобы преодолеть эту дистанцию можно нанять таксиста за вполне приемлемую цену. Призрачная идея сразу стала вполне достижимой.

Изучив расписание электричек от Питера до Выборга и от Выборга до Лесогорска, я обнаружил, что Лесогорск, от которого до Треугольного идет «плохая» лесная дорога, совсем не дыра. От Выборга до Лесогорска довольно часто, хоть и медленно, ходят дизельные поезда. Затерянное в лесах, почти недоступное озеро стало совсем близким: ночь на поезде; электричка до Выборга; дизель до Лесогорска; в Лесогорске поиски машины; на машине в сторону заветного озера, пока дорога не станет «совсем плохой»; и наконец пешком по лесу километров 5 или больше. Для нас приемлемо ехать на такси прямо из Выборга, но была большая вероятность того, что доехав до «плохой» грунтовой дороги, водитель дальше везти откажется.

Извечная проблема с покупкой билетов до Питера и обратно была решена. Туда мы выезжали в среду вечером, взяв два отгула на работе, а обратно ехали в сидячем вагоне и приезжали в Москву в 10:20 утра во вторник. Продукты, фотоплёнки, репелленты, билеты, снасти куплены. Карта, расписания, гайд распечатаны. Вещи собраны. Прогноз погоды оптимистичный. И вот на вечернем поезде мы выезжаем в Питер.

В Питере у нас мало времени. Нигде не задерживаясь едем на метро до Финляндского вокзала, покупаем билеты на экспресс до Выборга (160 рублей), пытаемся купить хлеб, но магазины еще закрыты. В экспрессе завтракаем, и вот мы в Выборге. Согласно расписанию, через 5 минут после прибытия нашего экспресса отправляется дизель Выборг – Светогорск. На него нам желательно успеть. Перебегаем с платформы на платформу, и вот мы в стареньком вагончике, где сиденья деревянные, а окна закрываются на щеколды. В вагоне едут в основном дачники – пенсионеры. Кондуктор продает билеты, которые покупают совсем плохо. У всех льготы, да все знакомые. Когда мы купили билеты (60 рублей с человека), похоже, кондуктор выполнила план по обилечиванию на месяц вперед. Дизель идет мучительно медленно, останавливается у каждого столба, но нам уже некуда опаздывать. Через 2 часа мы в Лесогорске.

Лесогорск он не потому Лесогорск, что там горы поросли лесом. В Лесогорске просто горы леса! Вдоль железной дороги тянутся горы брёвен, стоят вагоны-лесовозы, машины-лесовозы с финскими опознавательными знаками. Вот из какого леса финны строят свои дома и делают свою мебель.

В Лесогорске идем в магазин, покупаем хлеб. Узнаем у продавщицы телефон светогорского такси: +7-921-575-24-37. Звоним, просим машину побольше, попроходимее. Через 10 минут приезжает таксист на разбитых Жигулях, но с шашечками. Усаживаемся в машину, невнятно объясняем водителю, куда ехать, едем. Я сижу на переднем сиденье. В руках у меня карта, на мне обязанности штурмана. Проезжая мимо магазина в поселке Лосево, водитель спрашивает: «Купить ничего не забыли? Дальше магазинов не будет». У нас все есть, время не теряем. За поселком асфальт кончается и начинается грунтовка с ямами и выбоинами, но мы ехали по ней со средней скоростью 40 км/ч, так что дороге не такая плохая, как написано, ехать можно. Когда мы подъехали к броду, я уже приготовился выгружаться и идти дальше пешком, но наш водитель храбро въехал в широкую, но к счастью, не глубокую водную преграду и с честью ее преодолел. Дальше дорога стала уже, но не сильно хуже. Вскоре мы доехали до нашей конечной цели – Треугольного озера, прямо до места. Как нам потом сказали питерцы, за последний год финские лесовозы заметно улучшили дорогу. Выгружаемся, платим водителю (600 рублей за всех). Весь путь от Питера занял 6 часов. Очень хорошо.

 

Треугольное - вид с вершины массива
С вершины массива открывается вид на многие километры
Берега озера преимущественно крутые и высокие

 

На озере нет ни души, зато есть прекрасная стоянка с большим навесом, столом и удобным местом для костра. Есть даже кастрюли, 10-литровыми бутылки для воды и чайник. Быстро ставим палатки и вперед на скалы, которые всего в 300 метрах от стоянки. Наше одиночество длилось недолго. На следующий день приехала группа из Москвы, которые тоже добирались на такси, но не как мы, а из Выборга. А ближе к выходным народу понаехало совсем много: на машинах из Питера и из Москвы. Тем не менее, это не было похоже на городской пляж с шашлыками, пивом, мусором, что радует. Люди приехали лазать и отдыхать активно, а не бухать и мусорить.

2. Скалы

Что касается скал, то в выборе места мы не ошиблись. Скалы на Треугольном отличаются от других карельских массивов разнообразием рельефа. Здесь есть и бараньи лбы с острыми мизерами и пассивами, вертикальные трещины, внутренние углы, вертикальные и нависающие плиты. Сталактитов и колонетов нет. Откуда взяться сталактитам на граните? Пробивка очень гуманная: шлямбура близко, на самых популярных маршрутах спусковые карабины. Некрутым скалолазам есть, где поработать над он-сайтом: пятерок и шестерок там больше двадцати. Напишу про те маршруты, которые мне особенно понравились:

  • «Правое воронье гнездо» - довольно длинный и равномерный маршрут, с выкатом в гнездо, отдыхом в нем и выходом наверх. Даже долбленки в средней части не портят общее впечатление.
  • «Вещий Олег» - маршрут по бараньим лбам по мизерам и пассивам. Довольно равномерный и в меру сложный.
  • «Малыш и Карлсон Кастанеда» - тут я солидарен с PP: прекрасный маршрут, жалко что короткий. Требует некоторого самообладания: два щелчка лучше делать от пояса.

 

Britt, Малыш, Карлсон и Кастанеда.
Найди всех

Финнские скаллолассы на скаллах
Рябина на скале, которая дала название одной 5с

 

  • «Сосна» - начинается на простом положилове, потом идет ключевой переход с наклонной полочки на вертикальную щель. Переход неявный, немного ростовой, надо разглядеть зацепку, зато пытаться можно много раз, возвращаясь для отдыха на полочку. Зато щель великолепная.
  • «С верой в любовь и свет» - лазание почти без рук, хоть маршрут вертикальный. Скала немного грязная, все-таки сектор Москитник.
  • «Пису пис» - считается 6c, но для своей категории имеет довольно сложное начало. Зацепки довольно острые, так что без разогрева лучше не лезть и много попыток сделать не получится.

Некоторые короткие маршруты нелегко найти в каменном хаосе под основным массивом. Например, короткие маршруты «Чук» и «Гек», которые находятся чуть правее камня с маршрутам «Игра с огнем», Catarsis и т.д. Мы увидели как на них лазают питерцы, а то бы и не узнали, что там есть маршруты.

 

"Чук" - самый короткий маршрут на Треугольном
Камень с "Чуком" и "Геком"
 
Название К.тр. Оттяжек Станция Комментарии
Чук
4
нет
Верхние оттяжки обоих маршрутов можно легко снять, поднявшись с другой стороны камня без веревки
Гек
5b
6
нет
 

 

Интересный массив на дальнем озере – там, где стоянки «Горняка». Если вам интересно лазать 6b, то туда стоит сходить. Рельеф - трещины в бараньих лбах. На этих скалах можно проложить несколько trad маршрутов по вертикальным щелям. В классификаторе там 5 пробитых маршрутов, но когда мы пришли, их оказалось 7, причем все были неподписанными. Пришлось лезть наугад. Поэтому приведу свой список маршрутов (слева направо).

 

Массив на дальнем озере
Здесь можно лазить trad
 
К.тр.
Оттяжек
Станция
Комментарии
1.
?
6
нет
Когда постановщики били трассу, на последней дырке сел акумулятор, поэтому первый шлямбур в 5 метрах над землей.
2.
6b+/6c
6
2 карабина
Интересное равномерная трасса. Лазание по пассивам.
3.
6a+/6b
7
цепь
 
4.
6c (7a)
9
цепь
Трасса была отборочной на каких-то соревнованиях, считается 7a. С забытыми соревновательными ограничениями возможно и 7a, мне показалась проще.
5.
6b+
8
нет
Приятная равномерная трасса по вертикальной щели, которую можно лезть со своими точками.
6.
6c (7a)
8
цепь
Еще одна соревновательная трасса, но похуже левой. Ключ наверху.
7.
6a (7a)
7
цепь
Считается самой простой пробитой трассой на массиве.

 

Ходили на новый массив, который за рекой. Массив в дремучем лесу, около болота, скалы в тени, так что комарики мешают. Застали почти законченный маршрут. В следующие дни питерцы закончили на новом массиве 3 маршрута: 7a и две 7c.

 

Чтобы попасть на новый массив, надо перейти через речку
Новый массив. Видны следы подготовщиков
Массив находится в темном лесу

 

Из недостатков района следует отметить отсутствие полноценных 7a. Те, что есть (Необычный, Каньон и т.д.) неравномерные, ростовые либо нелогичные. Поэтому их лазают редко. 7a на новом массиве пока погоды не делает, поскольку маршрутов там пока еще немного, и идти 2 километра ради одной 7a неинтересно. Зато на Треугольном есть чудесные 7b.

  • «Нос» – довольно длинный маршрут по нависающему внутреннему углу, переходящему в щель. Маршрут требует выносливости и хорошей растяжки. Если его насасывать, то сделать за день больше трех подходов вряд ли получится – настоящая скалолазная атлетика.

 

Жалкие попытки насосать "Нос"
"Нос" - маршрут для сильных

 

  • «Воин света» - маршрут по слегка нависающей плите, требует крепости пальцев, постановки ног и немного выносливости. Чуть правее и выше линии маршрута есть огромный откол, на котором можно хорошо отдыхать, но его брать не принято. Категория дана маршрут с учетом этого ограничения.

Белые северные ночи позволяли устраивать две тренировки в день. Первая - с 10 утра до 3 дня, а вторая - после купания, обеда и послеобеденного сна с 9 до 12 вечера. Такой режим позволял нам подходить к маршрутам со свежими силами.

 

Самая грозная часть массива. Здесь есть непройденный маршрут "Мечта скалолаза"
Закат, переходящий в рассвет - самое темное время суток

 

В окрестностях полным полно камней для болдринга. Камни в лесах, как правило, покрыты толстым слоем хвои и мха. Надо чистить, но оно того стоит. Камни на полянах и среди болот сухие и намного чище лесных. Мы видели много прекрасных мест по дороге к массиву на дальнем озере. (Озеро на карте обозначено как «Среднее Новосельское».) И самые привлекательные - на поляне на противоположном от стоянки берегу озера. Эти камни уже сухие и чистые и находятся на ровных полянках. Не понятно, почему питерцы не лазают? При нас никто не лазал, и никого с болдер-матом не было.

 

Камень на другом берегу
Камни среди болот по дороге к массиву на Среднем Новосельском озере

 

3. Кода

Обратно нас вез тот же мужичок на Жигулях. До Выборга ехали на автобусе из Светогорска. На экспресс до Питера мест не было, пришлось ждать электричку. Развлекались тем, что подкармливали чаек, которые в Выборге вместо голубей. Увидев пищу, птицы начинают кричать, собираются большой стаей и разгоняют своих конкурентов - обычных голубей.

 

Чайки - голуби Выборга

 

В Питере совершили набег на блинную «Чайная ложка», что на Московском вокзале (всем рекомендую), и домой.

 
Автор: Sanek, Фото: Sanek и Топоркова Дарья, 30.06.2006
      
tbr@baurock.ru
Rambler's Top100