Энгозеро - Воньга - Кемь

Описание водного байдарочного похода II-ой категории по маршруту северная Карелия (Энгозеро - Воньга - Кемь)

  • Время: 19-30 июль 2003г
  • Экипаж: 2 человека
  • Опыт походов: равнинный
  • Лодка: Таймень-3 она же "Каштанка"

Хочу отметить, что мое описание не является руководством по прохождению, и пользоваться им не рекомендуется. Скорее всего это просто

Бортовой журнал

Река Воньга имеет длину 135 км., впадает в губу Воньга Белого моря. Общее падение - 71 м., средний уклон - 1.1 м/км. Основное падение - на порогах в нижнем течении. Соответственно, Воньга делится на Верхнюю (озерно-речная система с крупными озерами) и нижнюю (небольшие озера, между ними протоки с серьезными порогами). Протекает через 12 озер. наиболее красивые верхние озера (Энгозеро, Пильдозеро, Синдамозеро, Мурамозеро). Крупный правый приток - река Верхняя Куземка (сток озера Верхнее Кумозеро) - впадает в Пильдозеро. Заметная речка впадает в озеро Столбовое. Средняя ширина Воньги-25-40м., глубина вне порогов - 0.7-2.5 м. Количество порогов и перекатов - 27. Две разрушенные плотины.

17.07.03

Сборы. Как всегда, в последний день перед закрытием магазина. Руки отрываются от тяжести сумок-пакетов с консервами. Хорошо, что практически все можно закупить в одном супермаркете и выкатить на тележке. Вечером пиво. Типа прощание.

Магазины, супермаркеты, рынки и судорожные попытки успеть все. Успела лишь к вечеру и отправилась с друзьями пить пиво. Провожали. Дарили цветы (хорошо, хоть не венки!). Последние наставления: "За буйки не заплывать" и "Не пересекать финскую границу". Что ж, буду выполнять...

18.07.03

Сложил вещи и продукты в кучу. Впечатляет. Заставляет задуматься, т.к. рюкзак один. К нему, на две спины, еще шкура (+ спальники, спасы, шпангоуты) да кости.

Охо-хошеньки! Бедные мои лапки, хвостик и ушки, - Герцогиня меня убьет. Опаздываю во все места сразу. Разрываюсь. В метро на Левобережной встречаю Сашку, с гитарой (деньги он так зарабатывает), и всю дорогу до "Лесной" он поет мне песни. На выходе пассажиры аплодируют. Снова пиво. К вечеру начинаю сожалеть о своей половой принадлежности (быть женщиной при переносе тяжестей - неудобно). И это не в последний раз.

Рюкзак собирал - разбирал два раза, искал лишние предметы. Нашел. Выложил. В основном лишними оказались продукты. Посмотрим, был ли я прав? Хотя, легче стало не намного, разве что рюкзак стал закрываться. Общий вес продуктов и вещей на одном спиноместе не считали - страшновато.

Еще утром было благое намерение приготовить в дорогу мясо. Забыла. Димке сказать тоже забыла. Ничего, через несколько дней найдет по запаху.

Бросок на вокзал удался (как выяснилось после, это был один из самых легких переходов).

На вокзале - пиво.

Отъезд. До Москвы ничего примечательного не произошло.

19.07.03

Утренний кофе. Сигарета. Свободная от груза спина. День начался очень даже неплохо.

Встретили в Москве старые друзья. Взгляды полные непонимания. Мол вы "образец того, как не надо отдыхать". Ладно, едем, за пивом разберемся.

Москальское пиво - дрянь. Ну, в общем-то, согласен.

А перед пивом - теплый душ, последний, на 2 предстоящие недели. Трапеза за столом, с вилками и салатом.

А до этого, мне сказали, что я "Замечательная женщина..." Вот. И пиво по этому поводу.

Да, она заметила карту Карелии там, где ее просто быть не могло, среди развала книг по живописи. Собрали в Москве так, по мелочам, еще один рюкзачок, кило этак под 10, без которых ну просто никак (хлеб, сухари, сухое и мокрое горючее и т.п.). Вечер. Опять вокзал. Поезд Москва-Мурманск. Наплыв на перрон водоплавающих. Впечатляет. Такого количества байдарочников-каякеров-катамаранщиков вместе и сразу не видел никогда. Горы тюков, рюкзаков, лодок. Дети, собаки, женщины... (ну, и мужчины, тоже). По составу групп и количеству вещей мы оказались самыми скромненькими.

Провожали нас с шутками-прибаутками. Ничего, ведь у нас впереди приключение, а у них - лишь разговоры об этом. Снова пиво.

20.07.03

День в дороге. Вагонные споры. Природа за окном постепенно мельчает. Бабушки продают чернику-землянику. Не покупаем. Ведь там, куда мы движемся ее просто завались.

Споры? Ну ладно. Между Лодейным полем и Петрозаводском решили поговорить. Мой монолог оказался длинным и сумбурным. Кажется, сболтнула лишнее. Снова пиво.

А день все не кончается и не кончается. Солнце село в 23:30. Когда же оно тогда взойдет, ненормальное?

21.07.03

Пива больше не будет. Но полного осознания этого еще нет.

4:00 - подъем. 4:30 - выгрузка. Мы на месте. И мы не одни. С нами на перроне осталось еще 4 группы. По ходу поезда от станции около 500 метров - протока. Бросок с выкладкой. Ладно, поносим ее еще немного, дальше пусть сама нас везет. Собираем байдарку. Путаем местами шпангоуты. Опять разбираем-собираем. Становимся на воду к 7. Торопимся уйти от людей, развести костер и позавтракать. Протока - проторенная моторками, легко проходимая. Не страшные деревянные мостики.

Озеро Энгозеро

Озеро имеет два стока: восточный - через р. Калга, западный - через реку Воньга (основной сток - через Калгу). От станции до воды - около 400 м. назад (на юг) вдоль путей до ручья. По ручью можно попасть в залив Энгозера (при низкой воде возможна проводка). Площадка для сбора - на правом берегу ручья ниже железной дороги (плоские каменные плиты). Много битых стекол (в том числе и в воде) :(.

Озеро Энгозеро очень красивое, большое (36х8 км., площадь 136 км²). Много островов (144 шт). Берега каменистые, часто скалистые. Лес по берегам, в основном, хвойный (ель, сосна). Попадаются пляжи с белым песком (на берегу в этом месте неглубокое болото). Средняя глубина небольшая (4.5 м), вследствие чего вода хорошо прогревается (этим летом - до 21°С). прозрачность воды - до 2.5 м. Ближайший к поселку плес загрязнен.

При ветрах соблюдать осторожность! При усилении ветра озеро заметно раскачивается за 5-7 минут. Волна высокая и крутая. До истока Воньги - минимально 40 км. (2.5 ходовых дня).

На выходе к озеру встретили встречный ветер и небольшую волну. Ушли под левый берег, к кладбищу. Вдоль него вышли вдоль косы к заливу. Хорошее место для стоянки. Очаг, выложенный камнями, удивил размерами. (Как оказалось позже - обычное для этих мест явление. К вечеру встретили еще несколько подобных и полевую коптильню). Завтрак-отдых-перепаковка-обед и в путь. Обошли мыс. Небольшой перерыв на первом острове, из группы безымянных, что напротив острова Елмангский. Острова красивы и необычны. Под ногами мягкий мох и лишайники. Дали им имена "Адмиральские". Решили в дальнейшем именовать все безымянные места стоянок, что бы не путаться в объяснениях, типа "... ну, помнишь, там, где еще сосна над водой, корявая вся такая...". Оказалось удобно. (Так, например, безымянный мыс на острове Олений был назван "Рыбным", а сама стоянка у него "Залив "Б".) К вечеру, после блужданий среди прибрежных островов вышли к заливу "Б", где и остались. Отменное место. В нашем распоряжении 2 бухты - песчаная и галечная. Очаг из камней, два каменных стола, коптильня. Из достопримечательностей - громадный валун, с выложенным небольшим гурием. Напротив - два небольших острова. На одном из них - крест.

Оба, похоже, еще безымянные:)

Так все и было. Черника еще не созрела. Пытались ловить рыбу - видно еще не судьба. Пыталась искать подберезовики под березами - не нашла. Хотела найти подосиновики - вокруг ни одной осины. Интересно, бывают ли грибы подсосиновики? Погода - отличная. (можно сравнить с майскими выходами на Днепр/Десну) Вода теплая, места красивые, солнышко - почти круглые сутки. Дорогая мама! Ты боялась, что я в этом походе отощаю. Если даже так, то ты этого нисколечки не заметишь, - я распухну от комариных укусов.

С первым днем в Карелии!

22.07.03

Подъем, не самый ранний, конечно... Часов этак к 9:00. Завтрак остатками ужина, и в путь. Курс на крест, и дальше. Поднялся противный боковой ветер, поднял волну. Постоянно уводит судно влево, разворачивает боком к волне. Особенно это чувствуется на больших водных пространствах. Разворачиваемся спиной к ветру, кормой к волне, и идем, куда несет. А несет правее от курса градусов на 30-40. И приносит на остров "Черничный", где впервые удалось собрать горсть черники. (Отсюда и название:) Не рискуя выходить на большую воду, лавируем среди островов. На привале встретили катамаран из Архангельска. Матерые туристы. Идут под парусом, и довольно быстро (правда, занесло их с этим парусом в залив, из которого потом и выгребали). Посоветовавшись, определили квадрат местонахождения. Оказалось, снесло к северной части озера. Берем южнее. Еще бросок, и без сил падаем на совсем неприветливом берегу, примечательным лишь тем, что лодка плыла совсем не туда, куда хотел капитан. Мимо достаточно бодро пролетела флотилия из 10 экипажей. Москвичи? Время 17, надо дальше перемещаться. Опять же, не рискуя выходить на большую воду, скачками мимо островов, попадаем на остров, состоящий из двух каменных глыб, каждая из которых размером с 2-эт. дом. Нашли съедобный гриб (масленок?) и 3 подозрительных. Так остров и назвали - "Грибной". Направление утеряно, блуждаем среди островов, а их много, и многие не насены на карту. Увидели странную флотилию из 4-х байдарок, идущих в связке и под целлофановыми парусами. Идем за ними, и к ним, показать грибы и уточнить курс. Оказалось, что эти доброжелательные ребята/девчонки из Пензы тоже, плывут, куда ветер дует. Дрейфуем с ними. Совместная стоянка-пирушка-ночевка. Вечером (часов этак в 00:30) красиво поднимется пар над водой, верный признак того, что вода теплее окружающей ее среды.

Перезнакомились, выпили водки, легли спать. (Украинская горилка лучше продукции 7-ми пензенских спиртовых заводов).

23.07.03

Погода ведет себя как капризная женщина. Снова тепло и солнечно. Утром Новиков "кидал пальцы" - женщины из Пензы в восторге. День начался хорошо.

Поднявшись и собравшись раньше Пензы уходим, в 10:30. Через полчаса мы уже на выходе из Энгозера.

Пайозеро - Чогозеро

Выход в Пайозеро через разрушенную плотину (хорошо заметна с Энгозера). Перепад ~30 см. Левый слив, можно пройти без просмотра. При необходимости - просмотр, лучше с левого берега. Бревенчатая переправа над правым сливом ненадежна! Несколько камней по бокам струи. После плотины слева - рыбацкий дом, причал. Летом постоянно живут рыбаки из Энгозера. Проход в Чогозеро спокойный.

Разрушенная плотина. Осмотр с воды. Идем левым проходом. Небольшой слив. Сразу за плотиной рыбачья хижина с банькой по черному. Вопреки описанию, там даже летом никто не живет. Живописно, но грязно. Рядом видел тетерева - здоровая курица. Вспомнили, что начался самый психологически трудный "третий день". Настраиваемся на него. За плотиной начинается Пайозеро. Красивое. Много хороших стоянок. Вдалеке чуть слышен шум федеральной трассы, видны опоры ЛЭП. Это последний признак цивилизации и последняя точка аварийного схода на неделю вперед. На выходе из озера по левому борту замечаем чудную трехуровневую стоянку, с отдельной кухней, столовой, спальней и баней. Не можем устоять перед искушением снова оказаться чистыми, остаемся на обед и помывку. Проблемы с дровами. Задержались часа на 4. Чистые, сытые и очень довольные с удвоенной скоростью продолжаем путь. Почти не замечая пролетаем Чогозеро, и осмотрительно проходим наш первый порог I-категории.

Верхняя Воньга до Пильдозера

Начало Верхней Воньги - разрушенная плотина. Перепад на сливе ~0.5 м. Проход в правый слив. Просмотр с правого берега. Ниже плотины на протяжении ~0.5 км. фарватер узкий, по краям камни. Есть несколько камней прямо в струе. Разветвления русла. Возможны локальные завалы. Течение заметное. После озеровидного расширения - порог. Ориентир - высокий холм на левом берегу (перед ним болото). Осмотр с левого берега. 3 ступени, общая длина - ~200 м. Струя. Воды мало, а камней много :-(

Через очередную разрушенную плотину. Мы в Воньге. Шкрябая днищем по камням, попадаем в Пильдозеро, где и остаемся на стоянку на "острове Голода".

В Воньге встретили катамаран с ребятами из Ярославля. Выменяли у них небольшую (среднюю) щуку на горсть чая. Вкусная была щука.

Вкусная щука была жареная, вареная, была просто уха. Грибной суп и черничный чай. Ну, в общем, действительно "остров Голода".

24.07.03

Утром опять была щука. Чувство сытости не проходит. Тяжело двигаться. Выходим в 14:00, написав вышеприведенный отчет (за два дня). Сходу, по высокой волне и ветре в корму проходим Пильдозеро.

Пильдозеро

Очень красивое озеро. Разделено большим островом на две части (Верхнее и Нижнее Пильдозеро). На острове - остатки деревни Пильдозеро (сейчас - только заготовка сена). Проходит грейдер в поселок Энгозеро. Из Верхнего в Нижнее Пильдозеро есть два прохода: через западный и через восточный мост. Основной поток идет под западным мостом. Этот путь длиннее, но более красив. Под мостом особенностей нет. Восточный мост обносится (10 м), за ним - мелкий залив, поросший травой. В низкую воду - проводка. При наличии времени и желания можно осмотреть порог на Верхней Куземке перед впадением в Нижнее Пильдозеро. Шум воды хорошо слышен от западного моста.

Направление - через Северный мост (вернее, под ним). За мостом высокие заросли травы болотной, идем по ней метров 300. Интересные ощущения. Выходим во вторую часть Пильдозера. Пролетаем ее не останавливаясь. Большая береговая часть озера покрыта зарослями болотной травы/камышом. С воды видна хорошая стояночка на левом берегу. Выходим к порогу. Вернее - перекату. Катя говорит - "Здесь должна быть рыба.". Верю, останавливаемся за порогом и начинаем ловить. Таки да, есть (рыба не может не есть:). Плотва. Пробуем все наживки, от хлеба и колбасы до мух-оводов. Вот на них, на последних, и ловится. Раздеваемся, ловим мух на себе, наживляем, и за 30-40 мин. Добываем улов себе на уху.

(На этом перекате застрял экипаж из Пензы. Катерина героически их провела, по пояс в воде, за что и заработала водки и картошки.)

Верхняя Воньга до Синдамозера

Два переката, разрушенный мост (без особенностей), перекат, порожек. Все идется с ходу. На перекатах мелко и много камней, В низкую воду возможна частичная проводка. Порожек имеет четкую струю.

Дальше Воньга петляет. По ходу два переката. Пробуем пройти первый без просмотра, и садимся на камни. Выводим, возвращаемся назад, и проходим со второй попытки. Следующий перекат просматриваем с левого берега, и идем без проблем. На выходе из потока расслабились, и снова немного сели, посидели, и дальше пошли. Дальше без особенностей, если, конечно, не считать особенностью встречу с уже знакомым экипажем из Архангельска. Они на дневке. Установили полу-стационарный душ, и на обед готовят рыбные котлеты (они возят с собой мясорубку!!!).

Выход в Синдамозеро.

Синдамозеро - Мурамозеро

Красивые озера. На Синдамозере берег сильно изрезан. Проход в Мурамозеро не очевиден. Нужно внимательно считать мысы, чтобы в конце озера не уйти в длинный восточный залив. Геодезическая вышка, отмеченная на карте вблизи точки поворота отсутствует! Для экономии времени можно волокнуться (~400 м) через гряду, отделяющую Синдамозеро от Мурамозера в районе точки поворота. а берегу в этом месте - заметная стоянка с песчаным пляжем. Протока в Мурамозеро - без особенностей

Сильный встречный ветер. Идем к левому берегу. Берег сильно изрезан. Почти на каждом из выступающих мысов левого берега стоянки. Остаемся на пятом по счету, почти у выхода. План ходового дня выполнили, часам к 20. Вечером долгие разговоры за полночь. Наблюдается перерасход табака. Решаю наложить ограничения. Посмотрим, что из этого выйдет. В 3 ночи был слышен шум на воде - штилем шли несколько экипажей.

Так как у нас наблюдается перерасход мыла (а его еще меньше чем сигарет),можно наложить ограничения и на него. Ага, и нанести разделительные полосы на туалетную бумагу.

25.07.03

Утром Архангельск, проходя мимо, презентовал рыбные котлеты и 3 щучки. Стрельнули закурить. Можно ли это считать бартером? При выходе из Синдамозера традиционная "тропа обноса", на которой можно сэкономить часа 2 ходовых. Решаем не обносить, и в результате идем целый квадрат сильном встречном ветре. Много белых водяных лилий. Выходим в Мурамозеро, разворачиваемся на 180°, и ветер становится попутным. Подгоняет большая волна. Озеро красивейшее. Разнообразные пейзажи, от каменных мысов до песчаных пляжей. Пройдя озеро на этих, песчаных, решаем остановиться. Прошли в этот день совсем немного. На стоянке 2 песчаных пляжа, коптильня, стол (нормальный деревянный), очаг. Даже импровизированный шкафчик для посуды. Над всем этим выбеленный погодой череп (лось? Олень? Корова?). На ужин уха, жареная рыба, рыбные котлеты.

26.07.03

Сразу за Мурамозером пороги (II-категории).

Нижняя Воньга до Гагаринских озер

Начало зоны серьезных порогов. Порог на выходе из Мурамозера. ~80 м. IIа категории сложности. Осмотр с правого берега (приставать в болото). Заход по центру (при низкой воде возможна проводка), затем влево и сразу направо по струе, далее по центру. Обратить внимание на камни на выходе (по высокой воде их можно перепрыгивать на скорости). Два длинных извилистых переката (на карте помечены как пороги). Много камней. Движение по обстановке. Порог "Кошка". а карте не отмечен, находится в районе моста на зимнике. Осмотр с правого берега и с моста. По берегам - кряжевые стенки, оставшиеся со времен лесосплава. Вначале очень мелко (даже в высокую воду), проводка. Под мостом - сильный поток. Прохождение в левый пролет и сразу уход от нижних камней. Обратить внимание на прижим к центральной опоре моста! При высокой воде через камни в струе в 5-7 м. ниже моста можно перепрыгивать.

Мелкий перекат, разделенный островами. Искать наиболее глубокую протоку. Местами проводка, даже в высокую воду.

Гагаринский порог. 3 ступени. IIа-IIб категория сложности. Первую ступень можно идти сходу. Движение по обстановке. Переход струи от правого к левому берегу и обратно. Середина и низ - вдоль правого берега. При необходимости - осмотр с правого берега. Осторожно - не проскочить во вторую ступень! (в 1992 г. подобная ошибка закончилась погнутым кильсоном :( )

Начало второй ступени на повороте, после прямого и сравнительно спокойного участка. Приставать к правому берегу не ближе 50 м. до поворота. Полезно отметить точку причаливания. Осмотр с правого берега и снизу с воды. Четкой струи нет. Много обливных и подводных камней. Желательна нижняя страховка с воды или с камней. При необходимости - обнос по правому берегу. Третья ступень проходится без просмотра. Ступень короткая (30-40 м), есть струя.

Смотрим их с правого берега. Идем. За поворотом - еще один, не просмотренный. Идем сходу. Проходим, слегка задевая камни днищем. Дальше - ровная, спокойная речка. Встречаем кат из Ярославля, и вместе идем на порог "Кошка". Интернетовское описание немного пугает, да и мост все-таки. Правый пролет разрушен, по ходу - камни в середине струи. Мы идем под мост, в левый пролет. Прошли. Не такая уж и страшная "Кошка" оказалась (к слову, наша первая 2-ка). Стоит только отметить, что подход к порогу прегражден шиверой, байдарку пришлось проводить, и стартовать метров за 20, запрыгивая на ходу. Дальше - опять тихая и спокойная речка.

Гагаринский порог. При входе в одноименное озеро. Первую ступень идем без проосмотра. Вторая сразу за поворотом. Не успеваем оглянуться. Как нас сносит на него бортом. Садимся на камни.. Плотно. Приходится выпрыгивать в воду (местами по пояс) и выводить назад, на спокойную воду. Немного подумав - идем, и садимся на камень ровно серединой. Разворачивает бортом , первая вероятность оверкиля. Опять приходится прыгать в воду и снимать-разворачивать. На выходе - стоянка, обжитая, валяются куски резины. Видно не для всех этот порог прошел бесследно. Чай, перекус. (на этой стоянке забыл нож, дагестанской работы, подарок...)

Гагаринские озера

Озера неинтересные. Берега невысокие, заросшие, хороших стоянок нет. Можно встать около разрушенной деревни на южном берегу, но там плохо с дровами. На выходе из второго Гагаринского озера - короткий порог. По высокой воде можно идти сходу. Четкая струя. При низкой и средней воде обратить внимание на камни на выходе. Просмотр с правого берега.

В конце Гагаринского озера - "Прямой", проходим сходу. У "Кривого" остановились, посмотрели, как идут 2 ката (москвичи-школьники?), и пошли, не просматривая. Вот это было здорово, славно покачались на бочках и валах + волна, заливающая нос. Эффектно. Довольные собою едем на стоянку к озеру Столбовое, куда часа через 2 подошли 3 Леши из Ярославля. Совместный ужин превращается в обжорство. Помимо всего прочего (стандартный туристский ужин из круп) готовится картошка с рыбой и грибами, запеченая в фольге. У них даже есть майонез!!! После заката (в 23:30) сытые пишем пульку (это в Карелии, найти третьего! Удача). Сил нет закончить. Ночь. Опять белая.

27.07.03

Утром - чай. На большее нет сил и желания после вчерашнего.

Нижняя Воньга от Столбового до Собачьего

Выход из Столбового - без особенностей. Через ~1км - расширение, после которого направо уходит Горбатый порог. ~700 м IIб-III начало - после группы маленьких островков. Основная часть порога сверху не видна. При нас в порог влетела группа (2 "таймешка") - вылавливали внизу :( Осмотр с левого берега (приставать можно к стоянке). Разметка порога. Извилистая струя, много камней, сильное течение. При низкой воде - слалом. Обратить внимание на нижнюю шиверу. Особого внимания требует средняя часть. При нехватке опыта - проводка вдоль левого берега.

Два безымянных порога. Короткие, есть четкая струя. Движение сходу.

Озеро (на границе карты), на выходе из него - порог (названия не знаю). ~600 м. IIб-III. Осмотр с левого берега (приставать в болото, до начала порога), разметка. Извилистая струя, много камней, сильное течение. При низкой воде - слалом. При нехватке опыта - проводка вдоль левого берега.

Ниже - озерно-речная система. Течение слабое или отсутствует. Препятствий нет, кроме переката перед Собачьим озером (сходу)

Идем в порог Горбатый. Очень интересный, длинный, пенистый и бурлящий. Осмотрели. Наметили приблизительный план и пошли. Пронесло. Сели на выходе. Мелкая шивера и камни.

Обед. Доедаем вчерашний ужин. Опять плохо от обилия еды. Собрались двигать дальше - пошел дождь. Переждали, вместе с ярославцами (они уже подтянули к тому времени). После дождя необыкновенных размеров радуга, почти полная. Огромный радиус. Следующий за озером порог идем сходу (по описанию II категория). Ну, ничего, так себе покачало. Пошел дождь. За 20 мин на воде вымокли до нитки. На первой же стоянке чалимся, ставим палатку и прячемся. Планы на дальнейший ход в этот день рушатся. Остаемся сушиться. Кончилось спиртное.

Никогда еще не видела НАСТОЛЬКО комариных мест. Едят нещадно. Разговоры заполночь сопровождаются аплодисментами. Мокрое дерево горит только с сухим топливом. Скоро восход...

28.07.03

Рано проснуться не удалось. Комары, сырость, хилые проблески солнца. Впереди тихая и спокойная река. По пути встречаем "матёрых Архангельцев" - дезинформируют. К вечеру ждем "Собачий", по и-нетовскому описанию - страшно, пройдет ли через него "Каштанка"?

До "Собачьего" добрались быстро. По пути встретился дождь и молодежь на катамаране. От дождя прятались в наспех поставленной палатке, молодежь быстро обогнали. Там же, где ставили палатку от непогоды, заметили течь в лодке. Решаем клеиться после "Собачьего", т.к. прибывает совсем немного.

Порог Собачий

Порог - на выходе из Собачьего озера. Очень красивый. Средняя часть непроходима при любом уровне воды - водопадный слив до 1.5 м на камни. Вероятно, опытный каякер может пройти его в половодье, но такие мне случаи неизвестны. Порог либо полностью обносится, либо обносится только средняя часть. В первом случае волок ~800 м из начала Собачьего озера напротив мыса по хорошей широкой сухой тропе в направлении Ю-Ю-З. Тут же - отличные стоянки.

Во втором случае проходится верхняя часть порога (IIб категории сложности) до водопада. Перед самым водопадом посреди реки на камне стоит якорь. Осмотр с обоих берегов, разметка. Заход под левым берегом, затем в центр и направо, потом резкий (до 60° к потоку) поворот в видимости якоря к левому берегу в обход камней. Точка причаливания - не ниже, чем за 25 м. до водопада! Необходима страховка с берега и/или камней в точке причаливания (желательна двойная).

Обнос по левому берегу 50-150 м. по тропе. Далее - сплав по нижней части порога (III категории сложности). Разметка. Слалом. При низком уровне воды длина обноса увеличивается до 250 м.

До порога Вяккер больше препятствий нет.

Осмотр порога. Смотрим до водопада, с правого берега. Красиво. Катерина встретила молодую, непуганую выдру, поигралась. У входа в порог на камнях кто-то забыл настоящий морской якорь. Хорош. Меняем пленку (спрятавшись под двумя спальниками - порвалась перфорация), позируем у якоря и идем. Первую ступень прошли легко, немного замешкались у выхода. Пришлось прыгнуть в воду, придержать от сноса к водопаду. Пользуясь советами описаний, разгружаемся и собираемся обносить. Решил исполнить идею, которая зрела два дня - "поколбаситься " в порогах. Самое место. В спасжилете самосплавом прошел вторую ступень. С водопадом. Много подводных камней, следует смотреть, куда ноги ставить и за что держаться, но интересно… Перенесли вещи метров на 100 вперед. Что бы не тащить "Каштанку" на себе, решаем ее облегченную провести левым сливом. Пошел. За водопадом брести по пояс в воде дальше не захотелось. Запрыгнул в грузовой отсек и порулил, стоя на коленях. Почти сразу сел на камень. Развернуло бортом. И я развернулся на 180°, и отталкиваясь от дна и от камней снялся. Так и подкатил к вещам. Остаток третьей ступени прошли вместе, гружеными. К вечеру, пройдя Уманьгозеро и оз. Вякер, останавливаемся на стоянке у левого берега. Красивое место - каменная плита под углом в 15-20 уходит в воду, у самого начала порога, шум которого перебивает писк комаров. Ужин, сон. Осмотр порога оставляем на завтра.

29.07.03

Идем смотреть порог. Большой, длинный.

Уманьгозеро - порог Вяккер

Переход между Уманьгозером и озером Вяккер - без особенностей. На озере Вяккер - остатки бонов, использовавшихся при лесосплаве.

Сразу за озером начинается порог Вяккер. ~1200 м IIIб-IV категории сложности. Этот порог обычно обносят. Осмотр с обоих берегов. В начале - остатки плотины (простой прямой слив), далее по струе вдоль длинного острова (остров примыкает к правому берегу). ниже острова - обход шиверы (петля влево-вправо, желательно отметить). В средней части порога- два мощных слива по плитам с интервалом ~10 м. Первый слив - прямой плоский, перепад ~0.7м на 1.5 м. Второй слив - косой с мощной узкой косой бочкой и прижимом влево. Перепад ~1 м на 2 м. Попадание байдарки в косую бочку или в прижим аварийно (95%), поэтому нужно обойти по правому краю пены, для чего после первого слива уйти вправо на 1-1.5 м. из струи и не переборщить - справа слив с камней, контакт с ними авариен (50%)! Обязательна надежная страховка после второго слива! Если не уверен - смотри памятник на левом валуне.

После сливов - еще около 600 м серьезного слалома. IMHO, эта часть сложнее слива. Движение, в основном, по обстановке. Четкой струи нет, много камней, течение сильное. В камнях попадаются остатки байдарок :(. При низком уровне воды нижняя часть, IMHO, непроходима.

Обнос порога - по правому берегу (причаливать лучше всего к маленькому песчаному пляжу в 50 м выше остатков плотины). Длина тропы - около 1км, местами несколько сыро. Чтобы не блуждать, тропу лучше разметить, поскольку возможно есть несколько путей, выводящих в середину и в конец порога. В 250м. ниже Вяккера - небольшой порожек. Есть четкая струя по центру, по средней воде можно идти сходу.

Пройдя половину возвращаемся, решаем, что раз "Собачий" прошли, то и тут пройдем. Оказывается, здесь веселее, и бочки тут поинтересней. Пройдя часть порога уходим в заводь у правого берега, за островом. Фотографируемся. Я опять "поплавал" в пороге. Идем дальше. А тут и началось. Почти сразу сходу влетели в слив по левому берегу, с прямой бочкой внизу. Скорость развили приличную. Сразу за ним - резко вправо другой слив, с косой бочкой. Делать нечего, тут не останавливаются. Идем, с трудом выравнивая носом к сливу свою трешку. Проходим. А на выходе - садимся плотно на камень. Почти сразу разворачивает боком к потоку, и прижимает к камню. По очереди десантируемся. Облегченная байдарка кренится, черпает забортной воды, и наматывается на камень. Ух. Все вещи мгновенно вымывает потоком, и они сразу оказываются метрах в 30-ти. Отправляю Катерину спасать вещи, еду, деньги и документы, и в бочках "колбаситься". Сам снимаю "Каштанку" с камня и, по мере возможности, веду ее к берегу. Вещи собираем в самом низу, на спокойной воде. Они плавно покачиваются в гермах (не подвели). Развешиваем сушиться вещи и идем вылавливать байдарку. Она на мелководье, полная воды. С огромным трудом переворачиваем, выливаем и оставляем сушиться на берегу. По дороге обратно высматриваем потери среди камней. Удается найти - куртку от спортивного костюма (мою)- красная, лежала пятном на дне, среди камней. Весла, сидушку (одну). И все (общий список потерь прилагается). Грибов в этом месте предостаточно. Садимся обедать. Есть приходится палочками, поскольку ложки утонули со 2-м котелком (с кашей рисовой). Пообедав, идем разбирать байдарку. Собираем на стоянке. Оптимизма не внушает. Поломан кильсон, средний шпангоут, два ряда стрингеров. На шкуре 17 дырок, от прорезей в 15 см. до микроскопических.. В след за нами идут "Архангельцы". Они вылавливают из воды резину для проклейки (чужую), и презентуют ее нам. Очень вовремя. В пороге ищу потерянные вещи. Своего не нахожу ничего, много остатков от чужих байдарок (застряли в камнях). Так же, напротив того места, где нас так... нахожу табличку с датами, в ореоле поломанных стрингеров. До вечера ремонтируемся. Накладываем шины на каркас. Клеимся. К вечеру собираем. Ну, форма осталась почти прежней. Адреналина в этот день было предостаточно. Хорошо.

30.07.03

Утром ставим лодку на воду, и не спеша, осторожно, идем до порога Ассу-Железнодорожный.

Порог Ассу (Железнодорожный)

Начинается в ~2 км ниже Вяккера. Длина ~1.5 км. III категория сложности. Осмотр - с левого берега (при наличии опыта можно пристать к обрывистому правому берегу в конце верхней части порога). Верхняя часть простая, четкая струя, течение не сильное. Поворот реки сначала налево, потом направо (оба поворота - ~90°).

В средней и нижней части - слалом, много камней. Идти по обстановке сначала вдоль левого берега, затем быстрый переход к правому. Участок перехода необходимо отметить. При низкой воде можно сильно продраться. Если нет опыта - проводка вдоль любого берега. Конец порога - непосредственно под ж.д. мостом (можно наехать на что-нибудь железное).

Если нет желания, времени или при аварии можно выйти к станции Воньга и не проходя Ассу. По тропе с правого берега до станции около 3 км., вдоль ж.д. - почти столько же.

Там сушимся, разбираемся. И, лесом, к железке, к домику станционных рабочих (метров 200 влево от моста). Электричка (дизель??) ходит раз в день, до ст. Кемь. Спина отвыкла от нагрузок. Непривычно все - сама электричка, люди в ней. Станция Кемь. Небольшой шок. Все блага цивилизации - пиво, сигареты, кефир и йогурт. Меняют на бумажки. Соглашаемся.

Ну на этом, наверное, и закончить можно. Дальше - ночевка на вокзале, поезд на Москву, Москва. Поезд на Киев. Обилие техники и людей. Странно. Откуда?

Спасибо всем, кто встретил и дождался нас.

Все.

Походные потери (easy come, easy go….)

  1. Кед (1шт) правый, с носком
  2. Штаны от спорт. костюма (Шурика)
  3. Его же футболка
  4. Моя бандана
  5. Котелок с рисовой кашей и 2-мя ложками
  6. Намокший фотоаппарат (чистка в Киеве, объектив убит, пленка слиплась)
  7. Штормовка с сухим спиртом
  8. Атлас Карелии, ручка, карты с маршрутом и описанием порогов, компас
  9. Шкурный мешок
  10. Сидушка от байды
  11. Забытый на привале нож

А приобретения?!...

Наиболее сложные препятствия сосредоточенные на Воньге

Название Сложность (кат/каяк) Просмотр Ориентиры и описание
1 Плотина №1 -/- ЛБ* на выходе из Энгозера
2 Плотина № 2 1/- ПБ* на выходе из Чогозера
3 - -/- ЛБ холм на левом берегу
4 - -/- - -
5 - 2/1 ПБ на выходе из Мурамозера
6 Кошка 2/1 ПБ кряжевые стенки, мост, частичная проводка
7 Гагаринский 2/1 ПБ -
8 - -/- ПБ на выходе из второго Гагаринского озера
9 Прямой 2/1 ПБ, ЛБ на выходе из Гагаринских озер
10 Кривой 2/1 ЛБ сразу за № 9
11 Горбатый 2/1 ЛБ за группой островов
12 - -/- - -
13 - -/- - -
14 - 2/1 ЛБ на выходе из озера
15 Собачий 3/2 ЛБ обнос второй ступени по левому берегу
16 Вяккер 3/2 ПБ, ЛБ за озером Вяккер, часто обнос по правому берегу
17 - -/- - -
18 Ассу (Железнодорожный) 3/2 ЛБ В 2 км за 16
19 - 1/- - остатки плотины
20 Морской 2/1 - -

* ЛБ и ПБ означает левый и правый берег соответственно.

 
- цветом отмечены препятствия в верхнем течении Воньги (все остальные препятствия в нижнем течении Воньги:).

Из Классификации препятствий реку Воньгу можно отнести ко 2 с элементами 3 категории сложности для каяков и байдарок, 1 с элементами 2 - для катамаранов и плотов.

Примечания

Таким цветом идут вставки из описания взятого на www.lib.ru, равно как и приведенная выше таблица препятствий.

Таким писал участник событий под именем Катя Кобрин

А таким второй участник - Шура Новиков

Хочу поблагодарить тех авторов, чьими описаниями маршрута приходилось пользоваться. А именно:

 

Авторы: Шура Новиков и Катя Кобрин

      
tbr@baurock.ru
Rambler's Top100