Надо сказать, что я получила огромное удовольствие от этого похода.
Мне было в нем слишком хорошо. Поэтому я сочла неразумным выплескивать
сюда достигнутое состояние нирваны, а предоставить перо другим членам
экипажа. Ниже представлены отчеты Сереги-младшего и Шурика. Смешивать
я их не стала, данные творения не подлежат смешиванию, посему отчеты расположены
последовательно. Желаю приятного прочтения!
Автор: tbr
1. Татьяна, Серега ст. - Десна-3
|
|
|
|
2. Андрюха, Марина, Ольга - Десна-2
|
|
|
|
3. Шурик, Лена - Маринка-3
|
|
|
|
4. Коля, Андрюха мл. - Таймень -2
|
|
|
|
5. Игорь, Ира - Маринка-3
|
|
|
|
6. Серега, Лена ст. - Десна-3
|
|
|
|
В вокзальной кассе города Кемь.
Вопрос: "Та-ак, 14 билетов, 12 паспортов,
почему только 12, а где еще два?"
Ответ: "Ну-у они утонули..."
В очереди за билетами гробовая тишина,
народ в недоумении уставился на Татьяну,
стоящую у окошечка кассы. "Документы,
документы утонули, не туристы..."
Все описанное ниже не является каким-либо строго
структурированным дневником нашего путешествия. Это лишь попытка изложить
свои собственные впечатления об увиденном и испытанном в этом замечательном
походе, поделиться некоторыми своими соображениями и приобретенным опытом.
Описываемые события имели место 25.07. - 09.08.2003. Погода, что было приятным
сюрпризом, полностью благоприятствовала путешествию. На протяжении практически
всего времени было тепло или жарко, лишь в день приезда на станцию Энгозеро
да в последние три дня перед отъездом домой шел дождь и было прохладно,
около 20 градусов. Хотя эти последние три дня будут описаны отдельно, дабы
подчеркнуть весь драматизм, а может и комизм (верно скорее второе) ситуации,
в которую мы попали
Первая часть маршрута пролегает через Энгозеро - самое крупное
из озер на маршруте. От станции до воды метров 500, не больше. Дорога к
озеру проезжая, так что, дабы не корячиться, просим местного водителя на
грузовичке добросить вещи до озера. Места в кузове хватает лишь на вещи,
да и то с трудом, поэтому лишь двое сидят в машине, остальные же идут пешком
налегке. На протяжении всего пути в поезде погода очень жаркая, сущее пекло.
Но добравшись до озера, мы поняли, что предстоящий день не будет столь же
безоблачным - на небе клубились облака, горизонт затягивало дымкой.
Собрались на удивление быстро и уже через два часа после прибытия
на Энгозеро мы были на воде. Вышли на большую воду, практически полный штиль.
Жарко, сильно парит, как перед грозой. В первый день прошли мало, сказывалось
огромное количество вещей и, что немаловажно, продуктов!!! Все время выходило,
что лодки загружены неравномерно, что влекло за собой сложность и неудобство
управления байдаркой. Отдельным пунктом среди багажа шла тележка, которую
Игорь специально взял для будущего волока по шпалам от ж/д моста до станции
Воньга. Но ей не суждено было дойти до моста и выполнить свою миссию. Серега
облегчил ее участь, не дав опозориться на шпалах, - с отнятым колесом она
бесславно закончила свое существование в местном муравейнике. Память о ней
навсегда останется в сердцах участников похода.
Еды же было не просто много, ее было огромное количество.
Создавалось ощущение, что мы отправляемся не в Карелию, а за Полярный круг,
и не на две недели, а как минимум на месяц! Чего стоят лишь такие скромные
цифры: 100 банок тушенки, 120 банок паштета, 50 пачек картофельного пюре,
30 (тридцать!!!) литров перцовой горилки Nemiroff... а еще несчетно фруктовой
каши "Быстров", а армянский пятизвездочный Арарат, а шотландское Grant’s
или White Horse?
Дождь в тот день все же пошел и как раз тогда, когда мы причаливали к берегу
в поисках стоянки. Считаю нужным оговориться, что более отвратительного
места для ночевки наша команда не встретила на протяжении всего маршрута.
Густые заросли стелящегося по земле кустарника, мешающего дойти до палатки,
бугры и кочки, полчища гнуса и комаров, и все это после сильного дождя,
довели всех. Неприятная стоянка была покинута нами на следующий день рано
утром.
Вообще, за все время движения по Энгозеру и другим мелким
озерам вода была спокойной. Лишь однажды после первой плотины при входе
в Пайозеро слегка штормило. В остальном же озерные переходы были вполне
спокойными. И без того богатый пищевой рацион участников похода дополнялся
свежепойманой рыбой в виде ухи, либо жареной. Особым спросом пользовалась
жареная щука с "Немировым" (до и после прохождения порогов ;-). Из-за сильной
жары приходилось все время делать остановки для купания и, по необходимости,
перекуса.
Дневки на озерах отличались веселым времяпрепровождением.
На первой дневке главный рыболов команды Коля сумел организовать практически
всех на загон рыбы в сети. Масштаб этого мероприятия восхищал зрителей,
оставшихся на берегу. Загонщики, выстроившись вдоль берега, стали медленно
заходить в воду, шлепая руками по водной глади. Когда же сети были проверены,
в них оказались две тощие сикельдявки и тина. То ли рыбы не было, то ли
была, но была слишком умная, и стоя косяком в стороне и наблюдая взрослых
людей, шлепающих руками по воде, удивлялась: "Хм-м, ну прям как дети!"
Когда мы причалили к берегу при волоке из Синдамозера в Мурамозеро,
мы смогли внимательно рассмотреть своеобразный столб, обозначающий начало
волока. Чего только на нем не было! И старая одежда и туристский скарб,
и таблички с датами, когда и кто здесь был. Нашли на нем даже старую компьютерную
мышь! Красиво, символично, с юмором, но надо начинать таскать вещи, так
что шутки в сторону, рюкзак на спину, гермомешок в руки и вперед. Волок
короткий, около 200 метров, тропа хорошо набита, идти удобно. В конце волока
места для стоянки нет, так что вновь загружаем байды и отправляемся на поиски
места для ночевки и последующей дневки. После двухкилометрового перехода
была найдена отличная стоянка с большим пляжем. Единственным ее недостатком
стало обилие муравьев, которые отчаянно кусались, защищая свою территорию.
В остальном же эта дневка была превосходной во всех отношениях: отличная
погода, песчаный берег, теплая вода на прибрежном мелководье, обилие черники,
добычливая рыбалка, дивные закаты и просто хорошее настроение.
На утро мы устроили заплыв в спасжилетах (надо же их хоть
раз на себя одеть!). В тот же день была проведена полная ревизия оставшихся
продуктов. В середине похода была съедена лишь четверть всех запасов. Прикинув,
мы пришли к страшному выводу: последние семь дней нам придется голодать!
Была введена жесткая карточная система: не меньше, чем 4 банки тушенки,
6 банок паштета, 4 пачек печенья, 2 шоколадок, 2 пакетов сухарей, 1 литра
"Немирова" и т.д. и т.п. на человека в сутки. Но если серьезно, то действительно
не хватало чая, приходилось меняться с другими группами. Кстати, вода в
озерах кристально чистая, мы пили ее даже сырой. У кипяченой же вкус становится
гораздо хуже.
Постепенно на смену широким озерам пришла узкая протока реки.
Дабы не утомлять читателя рассказами обо всех порогах, скажу
лишь, что во время нашего похода на Воньге вода была низкой и, как следствие,
некоторые мелкие пороги превратились в затяжные шиверы и «шкуродеры». Клея,
как и заплаток, советую брать с запасом по 3 - 4 тюбика на экипаж, плюс
толстую тезу для днища и ткань для баллонов. Также пригодятся тонкие, но
прочные капроновые нитки, пара иголок и пассатижи. Совершенно незаменимым
средством для быстрого устранения дыр стал специальный пластырь для шкуры.
Надо сказать, что больше чем один день он не выдержит, зато позволит, локализовав
течь, спокойно найти место для ремонта. Также необходимая для КНБ вещь -
эта насос для баллонов, который позволит накачать их до упора, уменьшив
тем самым осадку и обезопасив прохождение шивер. Неплохо также перед накачкой
баллонов проложить под три средних шпангоута широкие ленты из пены (спасет
от продира баллонов).
Клеим Андрюхину лодку после продира на пороге. "Андрюх!
А ты проложил бы себе под шпангоуты пену, чтоб не драть баллоны" - предложила
Лена. "Да у меня нету, а то бы проложил!" - ответил Андрюха. Лена, немного
подумав: "А ты отрежь у Шурика, у него много!" Пауза. Андрюха: "Ну-у, Лен,
Шурику и самому наверно нужно?" Лена (махнув рукой): "А-а, плюс минус 10
сантиметров ничего не решают... у пенки..." (шквальный хохот всей команды).
Интерес представляют прохождения следующих порогов. Перед
озером Столбовым на карте обозначен каскад порогов, хотя на самом деле это
один очень длинный быстроток с довольно чистым руслом и высокой скоростью
течения. Был просмотрен и пройден практически всеми чисто. В самом его конце
за поворотом в воду упала сосна с левого берега. После поворота надо уходить
вправо.
Около четырех километров ниже по течению есть еще один порог-каскад очень
длинный, но достаточно мелкий, с очень сильным течением. Проходя этот
порог, Лена села на нос лодки, чтобы лучше видеть камни. На пол пути,
проходя высокие валы, ее смыло с лодки, и она оказалась в потоке. Сильно
разбив голень о камень, ей удалось выбраться из воды. К счастью, весло
вовремя заметил и подобрал Серега старший, иначе Шурику пришлось бы грести
до конца похода в одиночку.
Порог Собачий был успешно обнесен под проливным дождем. Вымокнув до нитки,
мы стояли под натянутым штабным тентом, согреваясь "Немировым" и горланя
песни. Нельзя не вспомнить группу на резиновых плотах, которая таскалась
параллельно с нами и также пережидала ливень. Косясь с опаской на группу
"не совсем" трезвых хронов, плотоводцы все дальше отходили от нас в заросли
прибрежного кустарника, не решаясь покинуть берег раньше нас.
Горланя:
"Бьет набат, бьет набат Интернационала,
Вдаль простерта Ленина рука.
Есть у революции начало,
Нет у революции конца!!!"
мы стали грузиться в байды, и мгновенно собравшись, покинули залитый дождем берег.
Два - три километра вниз по реке и мы уже около порога Вяккер. Этот обнос
мне показался крайне длинным и изнурительным. Перенос вещей дался мне
малой кровью, но перенос лодки измотал меня окончательно. Силы были на
исходе, и мы решили остановиться на противоположном берегу напротив обноса.
Стоянка, как и погода, была, мягко говоря, неважной. Мелкий моросящий
дождь, мириады злющих мошек, крутой подъем от воды к лагерю, почти полное
отсутствие места для палаток - и все это за три километра до последнего
порога и окончания маршрута.
Зато мы использовали возможность сходить на порог и сделать
отличные снимки. Да, кстати, по тропе вместе с нами обносилась группа из
Харькова, идущая аж до Белого моря, и питающаяся, как нам показалось, не
слишком полноценно. Учитывая, что количество еды упорно не хотело сокращаться,
не смотря даже на продуктовые закладки, которые мы оставляли на стоянках,
было принято решение поделиться с ними избытками продуктов. Большая пластиковая
сумка наполненная тушенкой, паштетами, кукурузой, фасолью, колбасой, картофельным
пюре, сухарями и прочей снедью была дополнена сверху двухлитровым бутылем
"Немирова". Мне кажется, что наш неожиданный подарок стал для коллег-туристов
хорошей поддержкой на маршруте.
Особый разговор - это прохождение Серегой старшим порога Вяккер
на разгруженной лодке без просмотра. Результат - порог успешно пройден,
а шкура на лодке не получила ни одной пробоины.
Перед порогом Асу река перегорожена двумя сетями. Там ловил Семгу матерый
браконьер, а по совместительству и глава местной рыбоохраны. Но надо отдать
должное: свежеприсоленая красная икра, приготовленная им, была поистине
великолепна. Тем временем порог пройден успешно, на видео сняты прохождения
всех экипажей, мы находимся у моста - маршрут закончен.
Говоря общо, нельзя не отметить темпов нашего движения по
озерам. Первые две трети маршрута казалось, что мы опаздываем. Это влекло
за собой крайне интенсивный, вернее сказать, изматывающий темп гребли. Вечерами
я чувствовал себя как выжатый лимон. Однако ближе к концу похода выяснилось,
что мы идем с опережением на день и можем позволить себе дополнительную дневку.
Особого рассказа требует наше пребывание на станции Воньга.
Веселый поезд ходит теперь лишь по четным дням в 8:45. А так как мы перетаскались
на станцию к 22:00 06.08., то пришлось снова ставить лагерь и ночевать на
пустыре.
В 17:30 следующего дня мы сели на электричку до Кеми, и лишь около
20:00 мы оказались в очереди за билетами на московский поезд. Вечер скоротали
в местном едальном заведении - "Кузова". Накормили нас неплохо и по уходу
дали нам впридачу рулон туалетной бумаги… . В 4:12 мы сели в поезд до Москвы
и уставшие, но счастливые и одухотворенные, легли спать. Через сутки мы
были уже на Ленинградском вокзале.
В заключение, хочу отметить ту позитивную атмосферу, которую
с легкостью создавали участники группы, сказать огромное спасибо за моральную
поддержку, за помощь в ремонте лодки после сильнейшего продира да и вообще,
за хорошее отношение друг к другу, за чувство коллективизма, проявленное
участниками путешествия, за командный дух и волю к решению поставленных задач.
Всем спасибо. Все свободны :-)
Автор: Сергей Мунтян
Мне всегда казалось, что с момента нашего знакомства, у Тани
плавно и постепенно созревала идея привести меня к мысли о необходимости
проведения совместного байдарочного похода. Не считая себя человеком слишком
уж недалеким и невосприимчивым, я почти с легкостью подписался участвовать
в этом мероприятии, как впрочем и во всех иных авантюрных проектах "отрывания
пятой точки от дивана", исходящих от вышеупомянутой личности. Кстати,
как вы уже и сами не могли не заметить, даже, может быть, и не из личного
знакомства, а лишь посетив большую часть страниц этого сайта, Таня является
человеком отнюдь не домоседливым, и пятая точка, ввиду отсутствия постоянного
контакта с опорой, более поджара чем у большинства особ даже и менее преклонного
возраста. Так как опыт многодневных и тем более водных походов в моей биографии
не то что практически, а просто абсолютно равнялся нулю, я решил поделиться
пока еще свежими впечатлениями с предполагаемыми читателями. Не скрою, конечно
же, теша себя надеждами, что сей вновь приобретенный опыт может оказаться
кому-либо полезным, а может просто кто-то просто лишний раз улыбнется, но
в любом случае не существует ничего более лестного для человека чем позитивное
внимание окружающих его особей.
Итак, где-то в середине зимы, после неоднократных Таниных
напоминаний, что на майские мы едем в Крым
на скалы, а в начале августа в Мурманскую область кататься на байдарках
(как, впрочем, впоследствии оказалось, что по северной Карелии) мне пришлось
разрешить поселиться в своей голове осознанию, что я иду в водный поход.
Вторым членом экипажа стала Лена, которой планировалось занять место матроса
на нашей лодке, а мне место капитана, кстати, в результате неоднократных
корабельных бунтов мне с большим трудом удалось сохранить первоначальную
иерархию, но, впрочем, рассказывать об это еще не пришло время. В нашем
семейном кругу мы с Леной не раз вспоминали шутку брошенную Игорьком, что
раз Шурику (то бишь мне) не удалось угробить Лену ни на скалах, ни на велосипеде,
то утопить уж точно удастся, забегая вперед скажу, что и такой эксцесс имел
быть место в этом походе, но об этом опять же позже. Сразу вам признаюсь,
что водный туризм занятие отнюдь не из дешевых.
Т.к. из всего необходимого снаряжения у меня имелась только
куртка из гортекса, подаренная мне Таней и Сережей на день рождения, то
подготовка похода началась с технико-экономического обоснования данного
мероприятия. Насчет "технико" все было ясно сразу: байдарка-гермомешки-палатка-гортекс-полартек-обувь
для воды\суши-термобелье-спасжилеты-продукты. По поводу "экономического"
пришлось немало поломать голову, в результате чего все шмотки были приобретены
из верхнего ценового диапазона с расчетом, что скупой платит дважды и на
следующие майские планируется восхождение на Эльбрус с целью дальнейшей
проверки судьбы Лены на сопротивляемость внешним факторам.
Байдарка: этому пункту ТЭО следовало бы посвятить целую
повесть, а не несколько последующих строчек. Но т.к. целью моего повествование
является не исследование русского алкоголизма, а описание собственного мировосприятия
в свете байдарочного похода, то ограничусь лишь сухими фразами фактов. Байдарка
была заказана за два месяца до предполагаемой даты путешествия, но уже в
момент самого заказа и передачей аванса в моем сердце зашевелились нехорошие
предчувствия. Лодочник был банально с похмелья, в дальнейшем же мне так
и не удалось увидеть его хоть сколько-нибудь трезвым... Короче, байдаркой
он так и не смог разродиться несмотря на неоднократные угрозы кесаревым
сечением, и после одной из таких угроз мы с Леной были привезены им самолично
в мастерскую на Полежаевской к его друзьям где благополучно и получили Маринку-3,
а наш мастер распрощался с частью своего оборудования, а мы с надеждой на
Десну-3. С остальными шмотками проблем не было никаких, не считая, правда,
урезания семейного бюджета до прожиточного минимума на полгода вперед.
Билеты: Ну, с билетами ни туда ни обратно тоже проблем не было.
Несказанно удивило только нежелание продать сразу 14 билетов, а лишь 10.
Решением этой логической загадки мы и поразвлекли себя последующие 10 мин.
когда покупали недостающие билеты в коммерческой кассе, где их можно было
приобрести в любом количестве, хоть весь состав целиком и безо всякой очереди.
Поезд: С какой платформы отбывает наш поезд было объявлено за 5
мин. до его отравления. Кто хоть раз грузил туристическое оборудование,
тот поймет что это означает, а остальных можно лишь пожалеть, они многое
недополучили в этой реальности. Лично для меня стало удивительным фактом,
что траектория пути к поезду намного короче чем от него, наверное, геометрия
Лобачевского рассматривает не все аспекты нашего континуума, а следовательно
и может быть ошибочной. При движении от поезда моя траектория напоминала
движения сперматозоида, уклоняющегося от препятствий и стремящегося со всей
своей энергией к яйцеклетке в виде сгруженных в яме возле Ленина вещей.
С полной же загрузкой мой путь напоминал след от дротика брошенного опытной
рукой мастера в тройную двадцатку, а все встречающееся по пути сперматозоиды
при несвоевременном отклонении оказывались отброшены как минимум метра на
три в сторону. Что характерно, данный вид тренировки не пропал даром и на
обратной дороге на стации Кемь загрузка произошла за 5 мин. вместо отпущенных
18. Единственным сперматозоидом вставшим у нас на пути оказался пендус проводник
крайне неосторожно обмолвившийся о негабаритном грузе и при столкновении
с Леной задвинутый вглубь тамбура. После чего опущенная субстанция попыталась
еще пару раз покачать права и добилась таки искомого результата - своего
дальнейшего опущения.
Бунт на корабле: Первый бунт произошел в первые же
полчаса после отчаливания от ближайшего к станции Энгозеро берега озера.
Выяснилось, что грести я не умею, и матрос теряет последние силы, пытаясь
направить судно по верному курсу (с моей точки зрения было конечно же все
наоборот). Второй бунт поджидал меня вечером при попытке выяснить что из
вещей и в каком гермомешке может находиться. Так как я считал, что со своими
обязанностями, а именно со сборкой байдарки я справился вполне успешно,
то следовательно и вправе потребовать от второго члена экипажа отчета о
своих действиях, в результате чего был послан куда подальше, а Лена продолжила
празднование дня Бахуса, закончившееся закидыванием трусов высоко на дерево,
раздавливанием очков своей же пятой точкой и бурным сексом со мной в палатке.
Был еще один бунт, после обноса Собачьего в сильнейший дождь, принятия для
сугрева, естественно, большого количества алкоголя на голодный желудок,
наш экипаж вдруг опять утратил способность к совместной гребле и обычная
синусоида уже грозила превратиться в окружность. Благо хоть и слабое, но
течение Воньга все-таки имеет и мы худо или бедно прибыли к поджидающе-скучающим
нас членам основного пелетона.
Пороги: Если ваша байдарка не нагружена лишними 50
кг продуктов, если она не полна воды с весел и если вы не будете мешать
течению вынести вас на самые глубокие места, то прохождение порогов не должно
вызвать каких либо трудностей. Мы же с Леной поначалу считали, что основное
русло это мель и наоборот. Несомненно, это все поднимало категорийность
проходимых порогов как минимум на единицу, к тому же Лена, для остроты ощущений
предпочитала сидеть не в специально предназначенном для этого очке, а только
на самом носу лодки, что в итоге и обернулось для нее незапланированным
купанием, я же мужественно бросился с лодки, глубина в этом месте оказалась
по грудь, с неимоверным трудом поймал ускользающею из рук байдарку с намертво
вцепившейся в её борт Леной, к тому же полностью забывшей, что весло в таком
потоке упускать не следует. Ну а дальше дело техники, залезли в лодку, причалили
и я со всем своим знанием ненормативной лексики стал нырять в пучины порога
за похищенной водой ценностью, так бы, наверное, и продолжалось пока я не
услышал голос с небес: "А чего это вы тут херней занимаетесь?".
То оказался Серега с нашим веслом под мышкой и с байдаркой в другой руке...
Автор: Шурик
|