Река Нерская или поход выходного дня с элементами пятой категории сложности

Нас утро встречает прохладой
Прохладу подарит нам день
И вечером тоже не жарко
И ночью такая же хрень...

© Платон Харитонов

Каждую весну, перед самыми майскими праздниками, мы с друзьями ходим... нет, не в баню. Ходим мы на байдарках на речку Нерская. Речка сама по себе маленькая, в полутора часах езды от Москвы, и для туриста-водника особого интереса не представляющая. Но весной она, как и подобает всякой порядочной речке, разливается, заливая все окрестные поля, в воде стоят деревья и кустарники, и вот по этому разливу, над залитыми лугами и полями, между деревьев, мы и плывем.

Погода на майские бывает разная. Бывает градусов под двадцать тепла, а бывает и снег идет. Как фишка ляжет. Посмотрев в интернете прогноз погоды на 26-27 апреля, я сильно усомнилась в том, что мы вообще куда-то пойдем. Днем было обещано около плюс трех, и ночью до минуса семи. Я расслабилась, договорилась с друзьями идти на скалодром, а на вечер воскресенья мы заказали сауну. Однако, в пятницу днем мне позвонил бодрый Андрюха и сообщил, что погода это ерунда, и он собирается пойти. Остаток дня я провела в сомнениях. В итоге, после взвешивания всех за и против ("против" перевешивали в пропорциях десять к одному), мы решили идти. Вещи были покиданы в рюкзак, байдарка запихнута в другой, а мы одеты с ног до головы в лифу-полартек-виндстопер-гортекс. Ровно в девять вечера мы были на Казанском вокзале.

Андрюха, Федор и Серега, племянник Федора, ждали нас у касс. Колька, как самый умный, ходил на Нерскую в предыдущие выходные, когда еще было тепло, остальные, не менее умные, не поехали вообще. Одним словом, остались лишь самые стойкие и наиболее проверенные члены команды. В электричке мы выпили за предстоящий поход. И еще за что-то, и еще… В половине одиннадцатого, в состоянии легкого алкогольного опьянения и полной боевой готовности, мы десантировались на станцию Подосинки. Было холодно, стояла непроглядная тьма. Мы надели на лбы горные фонарики, взвалили на плечи рюкзаки (чудо инженерной мысли от пятнадцати до двадцати пяти килограмм каждый, при неловком движении перевешивающие человеческую тушку, находящуюся под ними) и бодрым шагом направились к реке. Идти нам предстояло три километра.

Три километра мы пробежали боевой трусцой, благо количество рюкзаков соответствовало количеству народа, а отягчающие обстоятельства в виде тележек с маленькими колесами, отсутствовали. Разумеется, мы слегка заплутали, но так или иначе, около двенадцати ночи, уклонившись километра на два вправо, мы оказались у реки. От быстрой ходьбы мы взмокли, обещанный мороз казался явным преувеличением, тонкий лед на лужах в голове не укладывался. По быстрому переодевшись в сухое, мы разожгли костер, поставили палатки и поужинали, с огорчением отметив, что запас спиртного, рассчитанный на три дня, почти полностью исчерпан. (При этом Серега был жестоко осужден товарищеским судом за то, что порученные ему фляги содержали не водку в чистом виде, а водку с соком. А ведь парень старался. Эх…) У костра было тепло, мы болтали за жизнь и спать особо не спешили. Легли около двух ночи.

В порядке перестраховки я взяла с собой двойные пуховые спальники, рассчитанные на минус тридцать, в результате чего ночь запомнилась мне довольно жаркой. Наши друзья взяли с собой обычные спальники и, промучавшись в них всю ночь, в семь утра пулей вылетели из палатки рубить дрова. Поняв вскоре, что под веселый перестук топора уснуть не удастся, я вылезла из спальника и немедленно ощутила, что утро было, мягко говоря, бодрящим. Вода в канах превратилась в лед, река у самого берега замерзла. Мы разожгли костер и растопили воду в канах. Позавтракали. Далее, прихлебывая оставшуюся водку из горла и периодически подбегая к костру погреться, начали собирать байдарки и упаковывать вещи в гермомешки. Пальцы замерзали в каком-то одном состоянии и разгибаться и сгибаться категорически отказывались.

К двенадцати дня все было собрано, байдарки торжественно спущены на воду в первый раз за сезон, поход начался. Наученная горьким опытом предыдущих апрельских походов, я взяла с собой неопреновые перчатки, у остальных руки примерзли непосредственно к веслам, так что держать их особой необходимости не было. Довольно быстро я поняла, что филонить в этом походе не удастся, потому что как только я переставала грести, холод сковывал меня с ног до головы. Погода была своеобразная. Иногда светило солнце. Иногда шел снег. Иногда светило солнце и шел снег. Наверное, это был грибной снег. Мы шли по разлившейся реке, интуитивно выбирая верное направление. В основном плыть следовало туда, где течение было наиболее быстрым, но байдарка, хоть и легкая, не могла проскочить в любую щель, поэтому иногда приходилось делать огромные крюки.

В три часа дня мы прибыли к селению с небольшой церквушкой. Треть пути была пройдена. Андрюха где-то заплутал, я позвонила ему на мобильный (Мобильный! В байдарочном походе! Бред какой-то…) и поняла, что будут они еще не скоро. Мы вытащили байдарку на берег, Сережа пошел в магазин за водкой и сникерсами. Костра не было и, ожидая его, я промерзла до мозга костей. Потом мы поменялись ролями, он остался сторожить байдарку, я отправилась в магазин. Учуяв в магазине теплую батарею, я любовно облапала ее и, только призвав на помощь всю имеющую силу воли, убедила себя отпустить батарею и заняться покупками. Взяла в том числе две бутылки красного, решив вечером приготовить глинтвейн.

Вновь сев за весла, я поняла, что при гребле здорово сорвала левую руку. Привыкла в скалолазании работать на сгиб, а в обратную сторону нетренированные мышцы работать отказывались. Грести стало совсем невмоготу. Не грести - невозможно из-за мороза. Промучавшись еще пару часов, я поняла, что до обычного места стоянки сегодня не дотяну и предложила заночевать в привлекательном сосновом лесу на высоком берегу. Место было неплохим, но я явно не приняла в расчет того, что оно было высоким и открытым. Вскоре после высадки сильный ветер превратился в ураган, резко потемнело. Температура воздуха, и так явно не превышавшая пары градусов тепла, при ветре превратилась во все минус десять. Стало невесело. Андрюха натянул тент вертикально между деревьями. Тент надулся, как парус, но ветер удерживал. Прямо перед ним мы развели костер.

Котелок гречки с тушенкой был умят в рекордные сроки, утрамбован сверху бутербродами с колбасой, водкой, глинтвейном, после чего, не сговариваясь, все решили пойти спать. Проспали двенадцать часов - с девяти до девяти. Я легла в спальник, не раздеваясь, ночью меня стало слегка знобить. Я поразмыслила немного и применила Сережину Килиманжарскую технику - если холодно, значит на тебе слишком много и тесно надето. Сняла с себя курку и верхние штаны из гортекса, быстро согрелась и уснула. Утром вылезать наружу не хотелось. Нет не так. Не просто не хотелось, а не хотелось СОВСЕМ. Высунув кончик носа из спальника и ощутив, какая холодина в нашей двойной ветронепроницаемой палатке, я сэкстрополировала погоду наружи и поняла, что жизнь дала трещину.

Собрав силу воли в кулак, я вылезла наружу, и выяснила, что реальность оказалась существенно хуже моих прогнозов. Дул пронизывающий ветер, было холодно, солнце то появлялось, то исчезало, но чаще исчезало, чем появлялось. Белыми мухами вокруг летал снег. И бессмысленно было убеждать себя в том, что это лишь пепел от костра. Мы позавтракали картофельным пюре с коньяком, быстро собрались и спустились на воду. Я поменялась местами с Федором и поплыла третьей в его байдарке с Андрюхой и с Серегой. Желание просто побыть пассажиром не было особо удачным, но из-за сильной боли в руке, на другие роли я мало годилась. Когда становилось совсем холодно, я отнимала у Андрюхи весло и усердно гребла, срезая углы и проводя байдарку вплотную к повороту. Андрюху такая техника бесила, он шипел на меня и взывал к моему здравому смыслу, пытаясь доказать, что мы или продеремся или сядем на мель ("И я больше в воду не полезу!!!"), но так было быстрее и забавнее, так что я не сдавалась.

К двум часам дня мы вышли на финишную прямую. Начался канал, в отличие от реки не изобилующий причудливыми поворотами (человеческая фантазия явно уступала природе). Еще двадцать минут и маршрут был пройден. На берегу дул все тот же ветер. Ребята начали разбирать байдарки, я быстро перепаковалась и нарезала бутерброды. Мы перекусили, запивая еду водкой. Казалось, что чем плотнее набьешь желудок, тем станет теплее. Может, ощущение и было обманчивым, но странным образом это помогало. В рекордные сроки байдарки были разобраны и упакованы, шкуры сушить не стали, решив высушить в Москве. Взвалив на себя рюкзаки, мы со всех ног припустили к станции. Как же тепло было в поезде! Поистине, все познается в сравнении. Мы поехали к Андрюхе домой, приготовили жаркое в горшочках и просмотрели отснятую пленку нашего похода, запивая впечатления остатками спиртного. Поход выходного дня пятой категории сложности удался на славу.

Дополнительный фотоальбом

назад на "Походы на байдарках"