МАКС - международный авиакосмичекий салон... Первый раз я ехал
смотреть вживую на то, что до этого видел только по телевизору. Признаться,
я не равнодушен к любой технике, но к авиационной какое-то особенное отношение.
Ещё с детства, когда моя комната была увешана моделями самолётов, собранных
собственными руками из конструкторов. Ехать решили вместе с приятелем -
человеком, который уже 2 раза бывал на МАКСах, и кому это было не впервой.
Захватив с собой видеокамеру и закупившись едой-водой, мы двинулись в путь.
Дорога на авиасалон оставила приятное впечатление: в электричке до платформы
"Отдых" ехало не очень много народу, а от платформы уже ходили автобусы
прямо до входа на салон. Пройдя не очень длительную процедуру проверки на
колюще-режуще-огнеопасно-взрывчатые предметы, мы оказались внутри.
Первое впечатление - здорово! Ярко светило солнце, отражаясь
в десятках самолетов и вертолётов, где-то играла патриотическая музыка:)
и везде ходили целые толпы людей. Про погоду скажу отдельно: солнце светило
почти целый день - организаторы постарались на славу! За несколько солнечных
часов мы успели урвать уходящего летнего солнца и даже немного обгорели.
Лишь к пяти часам небо затянули серые тучи, но дождя мы так и не дождались.
Первыми начали своё воздушное выступление итальянские пилоты. В это время
мы неспеша пошли вдоль рядов техники, преимущественно нашей, с отдельными
зарубежными "экспонатами". КА-50 (Чёрная акула), КА-52 (Аллигатор), МИ-28Н
(Ночной охотник) - названия этих вертолётов говорят сами за себя. Возле
каждого из них можно было простоять минимум полчаса, читая описания и разглядывая.
К примеру, МИ-28Н - последняя модель марки МИ: лопасти этого вертолёта выдерживают
попадание лёгкой ракеты, а сама машина снабжена дополнительными системами
уклонения от атак.
Боевые самолёты тоже были представлены в большом количестве.
МИГ-25, 29, СУ-25, 27, 30МК, 35УБ, 37(Беркут). В отличие от вертолётов почти
все самолёты мы смогли посмотреть "в деле" по ходу проведения показательных
полётов. Проходя мимо стратегического бомбардировщика ТУ-160 с характерным
именем "ПАВЕЛ ТАРАН" мы были немало поражены 54-метровым размахом крыльев.
Помимо наших боевых машин на аэродроме для всеобщего обозрения были выставлены
также американские военно-транспортные самолёты и огромное количество гражданской
авиации: большие авиалайнеры и лёгкие двухместные самолётики, лёгкие вертолёты,
в некоторые из которых можно было даже заглянуть.
Когда мы уходили от рядов техники на лётное поле, у меня осталось
ощущение зависти к тем людям, которые занимаются разработкой сложнейших
механизмов и систем для самолётов у нас в России - их увлечённости и преданности
своему делу можно только завидовать...
Понемногу начинал наступать голод, поскольку завтрак был ранний, поэтому
я подумав решил скушать хот-дог в одной из многочисленных палаток расставленных
по всему авиасалону и торговавших всем подряд от сувениров и детских игрушек
до пива, воды, мороженого и хот-догов. Цены были драконовские - например
за обычную бейсболку со значком авиасалона просили 300р., а за чудо-кепку
из бумаги люди платили 30р. У меня даже сложилось ощущение, что благодаря
продажам сувениров, пива и еды организаторы пытались окупить авиасалон:)
В очередной раз порадовавшись, что большую часть еды и воды мы приобрели
заранее, мы проходили мимо этих островков алчности.
Когда мы пришли на лётное поле, итальянцы уже закончили своё
выступление, сопровождающееся выбросом бело-зелёно-красных дымов в цвет
их родного флага. Однако мы не пожалели, что практически пропустили это
выступление, потому что той программы, которую мы смогли увидеть, было более
чем достаточно:) Первым пунктом "нашей" программы стали две российские пилотажные
группы: "Стрижи" на самолётах МИГ-29 и "Русские Витязи" на СУ-27. Групповые
(по шесть самолётов) выступления сопровождались комментариями начальников
групп и патриотической музыкой. Лётное поле не раз "взрывалось" аплодисментами
- и было из-за чего! Потрясающее ощущение, непередаваемое словами, когда
как завороженный наблюдаешь за полётами ассов мирового уровня, как самолёты,
словно игрушки в руках у пилотов, раз за разом вытворяют такое, во что сразу
трудно поверить! Многократно возникала мысль: как здорово было бы посидеть
в кабине рядом с пилотом во время выполнения фигур высшего пилотажа! "Бочка",
"Петля Нестерова", "Колокол" - эти фигуры неоднократно показывали пилоты
МИГов и СУшек.
А чего стоили полёты 6 самолётов треугольником на интервалах
1 и дистанциях 3 метра и парами на встречных курсах! Это требует от пилотов
предельной концентрации. В завершении выступления "Стрижей", когда зрители
расслабившись ждали появления "Витязей" капитан группы "Стрижи" сделал большой
вираж, подлетел к лётному полю на малой скорости почти бесшумно и пронёсся
над зрителями на полной тяге и высоте порядка 70 метров! Шум был неимоверный,
но народ воспринял эту "шутку" на ура:)
После выступления "наших" групп в программе показательных полётов хотелось
бы отметить ещё несколько ярких моментов. Во-первых, это выступление французов
из группы "Патруль де Франс". Оно было менее техничным, чем наше, зато гораздо
более артистичным - под музыку Патрисии Каас (которая, кстати, сидела на
VIP-трибуне), с большим количеством бело-сине-красного дыма. А когда французы
начертили в небе российский флаг под один из наших маршей по полю прокатился
гул аплодисментов:)
Также они порадовали детишек нарисовав в небе дымами "хвост
дракона" и подарили женщинам огромное "сердце, пробитое стрелой". Затем
в программе были выступления легких и транспортных самолётов, которые имели
скорее демонстрационный характер. Гвоздём авиашоу стало выступление пилотов
на самолётах конструкторского бюро "Сухого". Сначала в небо поднялись СУ-30МК,
СУ-35УБ и СУ-37, покружили над лётным полем, устроили небольшой салют и
при посадке прокатились по всей полосе, чтоб зрители могли разглядеть эти
боевые машины. Затем взлетел ещё один СУ-30МК - уникальный по конструкции
самолёт, имеющий управляемый вектор тяги. Этот самолёт может совершенно
спокойно развернуться в воздухе практически на месте, что и было не раз
продемонстрировано.
Фигуры высшего пилотажа в его исполнении заслуживают
отдельного внимания. Пожалуй это был единственный самолёт, который показал
"Кобру", двигаясь вперёд практически в вертикальном положении. Его полётом
были впечатлены даже иностранные пилоты, признавшие что в воздушном бою
СУ-30МК не оставит шансов ни одному современному истребителю. Отдельного
внимания также заслуживает выступление Валерия Чмаля на лёгком винтовом
самолётике СУ-31 под музыку Патрисии Каас. Грациозное и элегантное выступление
этого пилота вызвало бурю восторга у зрителей. А когда Валерий обратился
к публике из кабины самолёта, выполнявшего в тот момент "мёртвую петлю",
по полю прокатился гул аплодисментов. После выступления КБ "Сухой" в небо
поднялся МИГ-29. Конечно после СУ-30МК его выступление выглядело не так
ярко. В этот момент мы решили что всё самое интересное мы уже увидели и
направились к ангарам, где располагались стенды предприятий и фирм по производству
авиационной "начинки".
Когда уходили с лётного поля, немного побаливала голова -
давала о себе знать практически непрерывная 4х-часовая "шумотерапия". Направившись
к ангарам мы имели твёрдое желание разобраться - как же это самолёты летают,
а крыльями не машут:) А в это время на лётном поле начались показательные
выступления вертолётов. Отрывки этих выступлений мы наблюдали при переходах
между ангарами. Жалею, что не удалось увидеть "мёртвую петлю" в исполнении
новейших российских вертолётов, а в общем показательные полёты вертолётов
были конечно менее зрелищны, чем полёты самолётов.
Зато в ангарах мы чего только не увидели! Разные модели турбовинтовых и
газотурбинных двигателей для самолётов и вертолётов, редукторы, электроника.
Стенды были красиво и наглядно оформлены, кое-где стояли плазменные панели
или телевизоры и «крутились» поясняющие ролики.
a href="17.jpg">
Особенно нам понравилась маленькая такая турбинка весом всего
30 кг и размером с приличный туристический рюкзак (в наполненном состоянии:),
развивающая мощность 100л.с. В одном из павильонов мы стали свидетелями
демонстрации гидравлических кусачек для МЧС с лёгкостью перекусивших каленую
арматурину сечением 1 см2. В общем, от разнообразия представленных экспонатов
и описаний просто голова кругом шла. В итоге мы взяли себе по красивому
плакату с разрезом турбинного двигателя Larzac и решили продвигаться к выходу.
Когда мы уже заканчивали ходить по ангарам и рассматривать «начинку» летной
техники, наткнулись на турбину мощностью 20МВт и размером с приличный грузовик.
Конечно, ни на какие самолёты она не ставится, а предназначена для работы
в качестве небольшой электростанции. Обойдя её кругом и заглянув везде,
где можно было, я остался впечатлен - прямо чудо конструкторской мысли:)
Рядом с ангарами располагались военные тягачи с маркировкой
"ФАВОРИТ". Какого только оборудования на них не было: и новейший зенитно-ракетный
комплекс С300 в боевом и транспортировочном положениях, радары наведения,
радары обнаружения и ещё много чего. К слову сказать подобные машины с колёсной
формулой 8х8 не застрянут даже там куда другие не доедут:) А после этого
ещё и стрельнут так, что мало не покажется %)
А народ тем временем уже вовсю выходил с салона стройными рядами. Уходить
не хотелось: в небе ещё кружили самолёты группы "Русь", невдалеке детишки
осаждали какой-то из отечественных Илов, открытый для просмотра. Однако,
здраво оценив количество народа, которое через полчаса-час резко пошло бы
на выход, мы решили уйти чуть пораньше. У автобусов уже была давка, а в
электричку набилось столько народу, что потом ещё станции три-четыре без
остановок ехали. Но к Казанскому вокзалу мы уже подъезжали сидя. Обгоревшие
на последнем летнем солнце и жутко довольные мы пошли в Рамстор:) Закупились
опять едой-водой и поехали в общагу праздновать очень удачно проведённый
день и делиться впечатлениями с теми кто не был там, не был "почти в небе"...
Автор: CoSmoLeXa
|