МАКСимум удовольствия

чёрная акула МАКС - международный авиакосмичекий салон... Первый раз я ехал смотреть вживую на то, что до этого видел только по телевизору. Признаться, я не равнодушен к любой технике, но к авиационной какое-то особенное отношение. Ещё с детства, когда моя комната была увешана моделями самолётов, собранных собственными руками из конструкторов. Ехать решили вместе с приятелем - человеком, который уже 2 раза бывал на МАКСах, и кому это было не впервой. Захватив с собой видеокамеру и закупившись едой-водой, мы двинулись в путь.

Дорога на авиасалон оставила приятное впечатление: в электричке до платформы "Отдых" ехало не очень много народу, а от платформы уже ходили автобусы прямо до входа на салон. Пройдя не очень длительную процедуру проверки на колюще-режуще-огнеопасно-взрывчатые предметы, мы оказались внутри.

Павел Таран Первое впечатление - здорово! Ярко светило солнце, отражаясь в десятках самолетов и вертолётов, где-то играла патриотическая музыка:) и везде ходили целые толпы людей. Про погоду скажу отдельно: солнце светило почти целый день - организаторы постарались на славу! За несколько солнечных часов мы успели урвать уходящего летнего солнца и даже немного обгорели. Лишь к пяти часам небо затянули серые тучи, но дождя мы так и не дождались.

Первыми начали своё воздушное выступление итальянские пилоты. В это время мы неспеша пошли вдоль рядов техники, преимущественно нашей, с отдельными зарубежными "экспонатами". КА-50 (Чёрная акула), КА-52 (Аллигатор), МИ-28Н (Ночной охотник) - названия этих вертолётов говорят сами за себя. Возле каждого из них можно было простоять минимум полчаса, читая описания и разглядывая. К примеру, МИ-28Н - последняя модель марки МИ: лопасти этого вертолёта выдерживают попадание лёгкой ракеты, а сама машина снабжена дополнительными системами уклонения от атак.

АН-17 Боевые самолёты тоже были представлены в большом количестве. МИГ-25, 29, СУ-25, 27, 30МК, 35УБ, 37(Беркут). В отличие от вертолётов почти все самолёты мы смогли посмотреть "в деле" по ходу проведения показательных полётов. Проходя мимо стратегического бомбардировщика ТУ-160 с характерным именем "ПАВЕЛ ТАРАН" мы были немало поражены 54-метровым размахом крыльев. Помимо наших боевых машин на аэродроме для всеобщего обозрения были выставлены также американские военно-транспортные самолёты и огромное количество гражданской авиации: большие авиалайнеры и лёгкие двухместные самолётики, лёгкие вертолёты, в некоторые из которых можно было даже заглянуть.

Витязь Когда мы уходили от рядов техники на лётное поле, у меня осталось ощущение зависти к тем людям, которые занимаются разработкой сложнейших механизмов и систем для самолётов у нас в России - их увлечённости и преданности своему делу можно только завидовать...

Понемногу начинал наступать голод, поскольку завтрак был ранний, поэтому я подумав решил скушать хот-дог в одной из многочисленных палаток расставленных по всему авиасалону и торговавших всем подряд от сувениров и детских игрушек до пива, воды, мороженого и хот-догов. Цены были драконовские - например за обычную бейсболку со значком авиасалона просили 300р., а за чудо-кепку из бумаги люди платили 30р. У меня даже сложилось ощущение, что благодаря продажам сувениров, пива и еды организаторы пытались окупить авиасалон:) В очередной раз порадовавшись, что большую часть еды и воды мы приобрели заранее, мы проходили мимо этих островков алчности.

Витязь Когда мы пришли на лётное поле, итальянцы уже закончили своё выступление, сопровождающееся выбросом бело-зелёно-красных дымов в цвет их родного флага. Однако мы не пожалели, что практически пропустили это выступление, потому что той программы, которую мы смогли увидеть, было более чем достаточно:) Первым пунктом "нашей" программы стали две российские пилотажные группы: "Стрижи" на самолётах МИГ-29 и "Русские Витязи" на СУ-27. Групповые (по шесть самолётов) выступления сопровождались комментариями начальников групп и патриотической музыкой. Лётное поле не раз "взрывалось" аплодисментами - и было из-за чего! Потрясающее ощущение, непередаваемое словами, когда как завороженный наблюдаешь за полётами ассов мирового уровня, как самолёты, словно игрушки в руках у пилотов, раз за разом вытворяют такое, во что сразу трудно поверить! Многократно возникала мысль: как здорово было бы посидеть в кабине рядом с пилотом во время выполнения фигур высшего пилотажа! "Бочка", "Петля Нестерова", "Колокол" - эти фигуры неоднократно показывали пилоты МИГов и СУшек.

Патруль де Франс А чего стоили полёты 6 самолётов треугольником на интервалах 1 и дистанциях 3 метра и парами на встречных курсах! Это требует от пилотов предельной концентрации. В завершении выступления "Стрижей", когда зрители расслабившись ждали появления "Витязей" капитан группы "Стрижи" сделал большой вираж, подлетел к лётному полю на малой скорости почти бесшумно и пронёсся над зрителями на полной тяге и высоте порядка 70 метров! Шум был неимоверный, но народ воспринял эту "шутку" на ура:)

После выступления "наших" групп в программе показательных полётов хотелось бы отметить ещё несколько ярких моментов. Во-первых, это выступление французов из группы "Патруль де Франс". Оно было менее техничным, чем наше, зато гораздо более артистичным - под музыку Патрисии Каас (которая, кстати, сидела на VIP-трибуне), с большим количеством бело-сине-красного дыма. А когда французы начертили в небе российский флаг под один из наших маршей по полю прокатился гул аплодисментов:)

Патруль де Франс Также они порадовали детишек нарисовав в небе дымами "хвост дракона" и подарили женщинам огромное "сердце, пробитое стрелой". Затем в программе были выступления легких и транспортных самолётов, которые имели скорее демонстрационный характер. Гвоздём авиашоу стало выступление пилотов на самолётах конструкторского бюро "Сухого". Сначала в небо поднялись СУ-30МК, СУ-35УБ и СУ-37, покружили над лётным полем, устроили небольшой салют и при посадке прокатились по всей полосе, чтоб зрители могли разглядеть эти боевые машины. Затем взлетел ещё один СУ-30МК - уникальный по конструкции самолёт, имеющий управляемый вектор тяги. Этот самолёт может совершенно спокойно развернуться в воздухе практически на месте, что и было не раз продемонстрировано.

Патруль де Франс Фигуры высшего пилотажа в его исполнении заслуживают отдельного внимания. Пожалуй это был единственный самолёт, который показал "Кобру", двигаясь вперёд практически в вертикальном положении. Его полётом были впечатлены даже иностранные пилоты, признавшие что в воздушном бою СУ-30МК не оставит шансов ни одному современному истребителю. Отдельного внимания также заслуживает выступление Валерия Чмаля на лёгком винтовом самолётике СУ-31 под музыку Патрисии Каас. Грациозное и элегантное выступление этого пилота вызвало бурю восторга у зрителей. А когда Валерий обратился к публике из кабины самолёта, выполнявшего в тот момент "мёртвую петлю", по полю прокатился гул аплодисментов. После выступления КБ "Сухой" в небо поднялся МИГ-29. Конечно после СУ-30МК его выступление выглядело не так ярко. В этот момент мы решили что всё самое интересное мы уже увидели и направились к ангарам, где располагались стенды предприятий и фирм по производству авиационной "начинки".

Патруль де Франс Когда уходили с лётного поля, немного побаливала голова - давала о себе знать практически непрерывная 4х-часовая "шумотерапия". Направившись к ангарам мы имели твёрдое желание разобраться - как же это самолёты летают, а крыльями не машут:) А в это время на лётном поле начались показательные выступления вертолётов. Отрывки этих выступлений мы наблюдали при переходах между ангарами. Жалею, что не удалось увидеть "мёртвую петлю" в исполнении новейших российских вертолётов, а в общем показательные полёты вертолётов были конечно менее зрелищны, чем полёты самолётов.

Зато в ангарах мы чего только не увидели! Разные модели турбовинтовых и газотурбинных двигателей для самолётов и вертолётов, редукторы, электроника. Стенды были красиво и наглядно оформлены, кое-где стояли плазменные панели или телевизоры и «крутились» поясняющие ролики.

a href="17.jpg">самолёты СУ Особенно нам понравилась маленькая такая турбинка весом всего 30 кг и размером с приличный туристический рюкзак (в наполненном состоянии:), развивающая мощность 100л.с. В одном из павильонов мы стали свидетелями демонстрации гидравлических кусачек для МЧС с лёгкостью перекусивших каленую арматурину сечением 1 см2. В общем, от разнообразия представленных экспонатов и описаний просто голова кругом шла. В итоге мы взяли себе по красивому плакату с разрезом турбинного двигателя Larzac и решили продвигаться к выходу.

Когда мы уже заканчивали ходить по ангарам и рассматривать «начинку» летной техники, наткнулись на турбину мощностью 20МВт и размером с приличный грузовик. Конечно, ни на какие самолёты она не ставится, а предназначена для работы в качестве небольшой электростанции. Обойдя её кругом и заглянув везде, где можно было, я остался впечатлен - прямо чудо конструкторской мысли:)

СУ-30МК Рядом с ангарами располагались военные тягачи с маркировкой "ФАВОРИТ". Какого только оборудования на них не было: и новейший зенитно-ракетный комплекс С300 в боевом и транспортировочном положениях, радары наведения, радары обнаружения и ещё много чего. К слову сказать подобные машины с колёсной формулой 8х8 не застрянут даже там куда другие не доедут:) А после этого ещё и стрельнут так, что мало не покажется %)

А народ тем временем уже вовсю выходил с салона стройными рядами. Уходить не хотелось: в небе ещё кружили самолёты группы "Русь", невдалеке детишки осаждали какой-то из отечественных Илов, открытый для просмотра. Однако, здраво оценив количество народа, которое через полчаса-час резко пошло бы на выход, мы решили уйти чуть пораньше. У автобусов уже была давка, а в электричку набилось столько народу, что потом ещё станции три-четыре без остановок ехали. Но к Казанскому вокзалу мы уже подъезжали сидя. Обгоревшие на последнем летнем солнце и жутко довольные мы пошли в Рамстор:) Закупились опять едой-водой и поехали в общагу праздновать очень удачно проведённый день и делиться впечатлениями с теми кто не был там, не был "почти в небе"...

 

Автор: CoSmoLeXa

      
tbr@baurock.ru
Rambler's Top100