Киндяковский камень
святилище у слияния трех вод.
Антон ПЛАТОВ (Москва)
Но когда все уйдут, Господи, оставь мне
Серые Камни на зеленой траве...
БГ
Не верится, что это Подмосковье, и даже не дальнее. Чуть ниже
по течению речушки - поляна ондатровых нор, чуть выше - бобровые постройки.
Прекрасный смешанный лес на вершине холма обилен следами лосей и кабанов.
Ничего не боясь, выходит к дороге олень... Все правильно, все сходится.
Все дороги ведут в Рим. Не одному только человеку дано ведать места
Силы.
Вот и Камень. Два шага в длину, шаг в ширину. Ровные, словно отесанные
грани. Серый кварцит, принесенный ледниками в незапамятные времена откуда-то
с Севера...
Сила его - в летний солнцеворот, когда наливаются волшебным соком зеленые
травы, и умирает юный Купала, чтобы уступить место зрелому Даждьбогу.
По преданию, много лет назад, в день солнцеворота, приплыл Камень по
речке Кимерше и остановился здесь, у слияния трех вод...
Святилище у слияния трех вод
Киндяковский священный камень, находящийся на речке Кимерше в северной
части Московской области впервые был описан почти двадцать лет тому
назад Ю.М.Золотовым1. Предоставим слово самому первооткрывателю.
"Сейчас Камень полузабыт, а когда-то известность о нем распространялась
километров на двадцать вокруг. Он имел славу целителя от всяких болезней,
но более всего - от детских. Сюда несли тяжелобольных детей и проделывали
следующее. Набирали из ручья ковшиком воду и "скатывали",
т.е. обливали ею Камень, собирая стекавшую воду в особую посудинку.
Этой водой, считавшейся целительной, чудодейственной, обмывали больное
дитя, надевая после этого на него новое белье. [...] Народная молва
утверждала, что результаты такой процедуры могут быть двоякого рода
(что вообще характерно для памятников такого типа): "если ребенку
суждено жить, то он сразу после омовения пойдет на поправку, а коль
суждено умереть - быстро зачахнет". Популярность Камня в старину
была очень велика..."
Действительно, предания, связанные с Киндяковским камнем, достаточно
типично. Народная молва издревле приписывала воде, коснувшейся поверхности
священных камней, целебную силу2. Если камень - чашечник или следовик,
целебною считалась вода, скопившаяся в его углублениях; если же камень,
как и Киндяковский, не имел углублений, то воду "скатывали"
по его поверхности. Лишь немногим менее распространена легенда о том,
что камень "приплыл по реке": несколько схожих связанных со
священными камнями преданий известно, например, в землях древних вятичей.
И тем не менее, Киндяковский камень явно выделяется из множества подобных
ему камней. Вернее, - выделяется среди других самое место, на котором
он положен.
Ни на одном, и ни на двух древних святилищах довелось побывать автору
этих строк. Бывают они спящие, почти мертвые, а бывают живые, буквально
"фонтанирующие" силой. Тогда сходится к ним окрестное зверье,
чтобы впитать в себя эту живую силу...
Когда собираются на один пятачок земли бобры, зайцы, лоси, кабаны, выходит
из леса осторожный и величественный олень, и за ними за всеми тянутся
к этому пятачку люди - это критерий. А здесь - еще того больше - слияние
трех вод. Магический знак для тех, кто видит. В Англии, в Северном Девоне,
есть легенда о войне эльфов и гномов, о том, как тремя потоками текучей
воды оградили эльфы свою крепость, и никто - ни гном, ни демон, не мог
преодолеть магическую преграду3...
Не так прост, как может показаться, и лес на обступающих долину холмах.
Думается, имя его - Шутов Лес - древнее многих окрестных деревень. Ведь
шут - это не только кривляющийся придворный придурок, это еще и бес.
Вспомним распространенные поговорки "А и шут с ним", "Шут
его знает", где слово это употреблено в значении "бес",
"черт". Но ведь "бес" - это уже позднее, это уже
после Крещения Руси. А до того? "Бог"? Богов Лес, Лес Богов?
Ю.М.Золотов в своей посвященной Киндяковскому камню работе пространно
доказывает, что в Камне этом в древности почитали воплощение Велеса.
Вот основные приводимые им доказательства:
Камень почитался целителем прежде всего детских болезней - с одной стороны;
с другой - в "Сказании о построении града Ярославля"4 при
рассказе о святилище Велеса жрец этого бога называется его "пестуном".
С точки зрения Золотова это является достаточным доказательством того,
что Велес почитался в облике ребенка и, раз так, то именно он и должен
исцелять хворых детишек. На наш же взгляд, во-первых: термин "пестун"
в данном контексте не имеет значения "воспитатель" и означает
лишь "служитель", во-вторых: нет никаких свидетельств о почитании
Велеса в облике ребенка, и, наконец, в- третьих: как бы то ни было,
нет никаких оснований дифференцировать "детский" и "взрослый"
аспекты целительной силы Камня5.
Согласно преданию, день силы Камня - летний солнцеворот, день Купалы.
Вместе с тем (цитирую), "мотив "хороших трав", магия
трав, сопутствующие обрядам купальского цикла, как нельзя более соответствуют
самой сущности Велеса как "скотьего бога"". Единственная
связь, которую здесь можно разглядеть, - это то, что "хорошие"
купальские травы превратятся когда-нибудь в сено, которое пойдет на
корм подшефным "скотьего бога"6.
...Странными путями идут наши мысли. Ни одно из доказательств Золотова
нельзя, на наш взгляд, признать объективным. И святилище, думается,
никогда святилищем Велеса не было. Но, тем не менее, связь с Велесом
есть, она очевидна, хотя исследователь, занятый поисками доказательств
ее и проглядел!
Связь эта, прежде всего, опять-таки в самом этом месте. Глубокая заболоченная
долина, заросшая кустарником и невысокими деревьями; тут и там поблескивает
черная болотная вода... А ведь такие "окна" балто-славяне
издавна звали "оком Велеса", velna acis по-латышски! И сам
Велес искони был связан со стихией воды, в том числе - в таком, "болотном"
ее проявлении.
И тем не менее святилище у слияния трех вод принадлежало не Велесу.
Привязка к купальским праздникам, целебные свойства камня - и это, и
многое другое указывает на культы богов плодородия; связь с водой и
расположение святилища в глубокой долине - на почитание женского божественного
начала.
Здесь надо остановиться чуть подробнее. Многие древние места силы, в
том числе и святилища, четко дифференцируются по связи с мужским или
женским божественным началом. Согласно геомантической традиции, положительные
формы рельефа (холм, гора) связаны с мужским (яньским) началом, отрицательные
формы (долина, овраг) - с женским. Соответственно, святилища, расположенные
на высоких, с крутыми склонами, холмах, посвящены в большинстве случаев
богам, святилища в долинах и низменностях - богиням.
Прекрасным примером такого деления могут послужить известные в России
пары монастырей (мужской и женский), расположенных в непосредственной
близости друг от друга на противоположных берега одной реки: мужской
монастырь - на высоком и крутом, женский - на противоположном низком.
Итак, святилище у слияния трех вод было святилищем иньских (женских)
сил плодородия. Такого рода святилища (местного, как правило, значения)
известны на славянских землях очень широко. В центральной России, например,
таких святилищ можно насчитать десятки - а то и сотни - в любой области,
в том числе и в Московской. В народе их называют прощами; наиболее характерные
их черты - наличие источника, почитавшегося святым или целебным и почитание
в этом месте св. Параскевы Пятницы, а позднее - Богородицы.
Культ Святой Пятницы неоднократно становился предметом серьезных этнографических
исследований7. Связь ее с источниками и родниками (в том числе - и со
священными) была известна еще самым первым исследователям славянского
фольклора. "Св. Параскева считается покровительницею воды и имеет,
по народному взгляду, особую близость к ней. На это верование указывают
существующие в народе предания о том, что образ св. Параскевы чудесно
являлся иногда на воде, на реке, или в колодце, вследствие чего вода
приобретала особую силу..."8
Вот один из многочисленных примеров такого чудесного явления, описанный
С.В.Максимовым9. "В Муромском уезде Владимиркой губернии, в селе
Спас-Сечен, рассказывают о недавнем случае, относящемся приблизительно
к 1881-1882 гг. истекшего столетия, по поводу явления новой чудотворной
иконы Параскевы Пятницы. Один крестьянин, проездом мимо суглинистого
холма, вблизи села, заметил вновь пробившийся ключ. Подивился он и забыл.
Но напомнил о том тайный голос, говоривший во сне одной богомольной
старушке: "Иди к горе, увидишь у подножия ключик, а в нем чудотворную
икону. Вынь ее и вели мужичкам строить тут часовню". Народ старухи
не послушался, а икона, поставленная в церкви священником, - "ушла"
и вновь, как была, с ликом св. мученицы Параскевы в серебряном окладе,
оказалась на дне источника. Так повторялось до трех раз, пока над родником
не построили часовню и не списали копию с иконы, которую тут же и повесили.
Случилось, однако, так, что, в первый же год по явлении, одна баба,
бывшая "с придурью", вздумала взять из колодца воды для стирки
белья. Тотчас же вода в нем пропала, а через несколько дней источник
пробился в другом месте, позади часовни. Новый колодец существует до
сих пор, считаясь целебным..."
И Афанасьев, и Максимов сходились на том, что культ Параскевы Пятницы
и посвященных ей святых источников восходит к глубочайшей древности;
само же почитание св. Пятницы возводилось к почитанию славянской богини
Мокоши. Здесь интересно отметить, что название обряда поклонения Пятнице
- мокриды - действительно может быть возведено не только к основе mok
со значением "мокрый", "мокнуть", но и к имени Мокошь.
Другая черта народного культа св. Пятницы, также отмеченная уже первыми
исследователями, была полностью интерпретирована уже в нашем столетии.
По всем восточнославянским землям простой народ всегда помнил об особой,
даже загадочной, связи св. Параскевы Пятницы с прядением. Достаточно
добавить к этому повсеместно же распространенное поверие о том, что
св. Пятница изменяет судьбу (наказывает, например) плохо ее почитающих,
и перед нами предстанет общеиндоевропейский образ богини судьбы и священных
вод, - богини, спрядающей судьбу каждого человека10.
Так, согласно, например, скандинавской традиции, в самом сердце Мира,
у корней Мирового Древа, возле священного источника Урд, живут три девы
- норны, - имена которых: Урд, Верданди и Скульд, что значит "Судьба",
"Становление" и "Долг". Эти девы прядут волшебную
пряжу, определяющую судьбы всего сущего. Спрядаемая нить человека начинается
в момент рождения, и рвется, когда человек умирает. Пряжа доброго и
счастливого человека - ровная и гладкая, злого и несчастного - драная
и покрытая узлами. Никто не может противиться воле норн - даже боги...
Божественные пряхи, спрядающие нити судеб, известны магическим и религиозным
традициям всех индоевропейцев. Сравните, например, со сказанным выше
греческие представления о трех мойрах, две из которых - Клото и Лахезис
- спрядают нить жизни, а третья - Атропа - обрезает ее. Славянская мифология
- не исключение, здесь аналогом норны выступает все та же Мокошь, чье
имя допускает интерпретацию "Мать Жребия" или "Мать Судьбы"11.
Снова, как видим, образ св. Пятницы прекрасно "укладывается"
в образ Мокоши...
Можно привести и ряд других доказательств, что православная Пятница
"дублирует" древнюю Мокошь. Но наиболее показательное из них
- это самое ее имя. Пятница, пятый (или шестой - по европейскому счету)
день недели еще в античное время был посвящен Венере, Афродите - великой
богине священных вод. Не забывали об этом и в Средние Века: "Чтим
мы богиню самую могущественную изо всех, носящую имя Фреи, коей прародители
наши посвятили шестой день недели..." (Гальфрид Монмутский - о
саксах. Отсюда - английское имя пятницы - Friday, "День Фреи".)
...Мы увлеклись, углубившись в общую мифологию и едва не превратив очерк
по сакральной географии в очерк мифологический. Но разве разберешься,
не "углубляясь", что приводит тебя сюда, что заставляет склоняться
к серым камням и светлым водам?..
Итак, возвращаемся к святилищу Киндяковского камня. Полагаю, сказанного
выше вполне достаточно, чтобы согласиться с тем, что святилище представляет
собой прощу - пусть и не совсем обычную, - и посвящено богине судьбы
и священных вод.
Считается, что после крещения Руси многим христианским святым были приписаны
некоторые черты древних языческих богов и богинь: св. Власию достались
черты Велеса, св. Параскеве Пятнице - черты Мокоши... Возможно, так
оно и было - формально. Но какой русский при упоминании о Святой Пятнице
вспомнит греческую святую, Параскеву из Иконии, принявшую мучения при
Диоклетиане в 282 году от Р.Х.? Нет, не черты богов перешли к христианским
святым, напротив, - древние боги приняли новые имена.
"То, что вверху, как то, что внизу". Старинный принцип магии.
Где-то там наверху, далеко-далеко, у священного источника богов, сплетает
Богиня судьбы людей. А здесь, внизу, те же люди приносят больных детей
к слиянию трех вод, к отражению того, божественного, источника и вопрошают
Мать Жребия... "Коли суждено ребенку жить, то сразу после омовения
пойдет он на поправку, а коль суждено умереть - быстро зачахнет..."
1
Золотов Ю.М. Остатки древнего святилища на реке Кимерше//Балто-славянские
исследования. Вып. 1980 г. М., 1981.
2
См., напр.: Маланин И.Д. Земные прототипы Алатырь-Камня//Мифы и магия
индоевропейцев. Вып.3. М., 1996.
3
Волшебные сказки и предания англо-саксов Британии. Под. ред. А.В.Платова. М., 1996.
4
Лебедев А.Н. Храмы Власьевского прихода в г.Ярославле. Ярославль, 1877.
5
Народная магия всегда придавала особое значение обрядам, совершаемым
для детей; так, например, считалось, что именно обряды детской и юношеской
инициации накладывают отпечаток на всю последующую жизнь человека. Именно
этим фактом, на наш взгляд, и объясняется некоторая замеченная Ю.М.Золотовым
связь Камня с детскими болезнями: на себя самого взрослый мог и махнуть
рукой, а вот не отнести при необходимости ребенка к священному Камню
- не мог никак.
6
Ох уж эта трижды перевранная исследователями формулировка - "скотий
бог" Происхождение ее восходит к тем временам, когда скот был синонимом,
символом богатства. Как иначе могли древние скотоводы определить бога,
одна из "функций" которого - покровительство торговли и создания материальных
ценностей, - кроме как "скотьего бога"? Но выводимое отсюда утверждение,
что Велес почитался сугубо как божество скотины - абсурдно.
7
См., напр.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.
8
Орловские Епархиальные Ведомости, W, 1884.
9
Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903.
10
Подробнее см.: Платов А.В. Волшебные искусства Северо-Запада. М., 1996.
11
От древней основы кош - "жребий", "судьба". См.: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
Киндяковский камень. Велопоход
Велопоход к киндяковскому камню. Фотоальбом
Автор: Сергей Волков
|