Большой палец ноги в живописи эпохи Возрождения

Честно говоря, находясь в музеях Ватикана, у меня не было времени неторопливо и, главное, внимательно разглядывать картины и фрески, созданные великими живописцами Ренессанса - Рафаэлем и Микельанджело. Уже значительно позже, находясь дома, в Москве и разглядывая репродукции картин художников эпохи Возрождения, я обнаружил странную закономерность: большие пальцы ног на многих (далеко не всех) полотнах того времени удивительным образом искривлены и оттопырены. Что это, мода XVI столетия или болезнь, требующая хирургического вмешательства? Не удивлюсь, если современные последователи З. Фрейда найдут в этом какую-нибудь сексуальную подоплёку сознания (тем более, что Микельанджело известен своей нетрадиционной ориентацией).

Вряд ли это просто подражание фрескам на стенах и потолках дворца в крошечном Папском государстве - ведь так изображали большие пальцы ног живописцы разных стран, многие из которых никогда не были в Ватикане! Сомневаюсь, что за пять веков, прошедших с того времени, никто не заметил данной закономерности (какая богатая тема для диссертации пропадает!), но загадка всё-таки остаётся.

 

Рафаэль "Преображение" (Пинакотека Ватикана)

 

 

Микельанджело "Сотворение человека" (потолок Сикстинской капеллы)

 

 

Рафаэль "Парнас" (станцы Ватикана)

 

 

Жан Кузен "Ева, первая Пандора" (фрагмент, 1559)

 

 

Ханс Бальдунг Грин "Три грации" (ок. 1544)

 

 

Альбрехт Альтдорфер "Мученическая смерть св. Флориана" (ок. 1520)

 

 

Альбрехт Дюрер "Мария с младенцем у окна" (ок. 1498)

 

 

Мартин ван Хемскерк "Венера и Амур" (1545)

 

 

Тициан "Диана и Актеон" (1558)

 

 

Понторио "Встреча Марии с Елизаветой" (ок. 1528-1529)

 

 

Франсуа Клуэ "Купание Дианы" (1550-е)

 

 

Автор: ВЗ

      
tbr@baurock.ru
Rambler's Top100