Эти записки я сделал шесть лет назад - после четырех лет жизни в Америке,
когда я жил в городе Мэдисон, штат Висконсин и собирался получить PhD.
Обнаружил их снова недавно. Они без окончания - жизнь продолжается.
Итак:
Часто
во снах мне снятся кошмары, что для того, чтобы получить PhD мне нужно
пересдавать русскую литературу. Или что я в России, а выехать не могу.
Это говорит о том, что живется в US лучше чем в России. Не без проблем,
конечно же. Однако здесь я наконец получил то, чего мне не хватало в России
- privacy. Это трудно объяснить. Мне не надо ничего от других людей, но
я в праве ожидать, чтоб другие люди не вмешивались в мои дела. С другой
стороны, если кто-то в беде, я постараюсь помочь по мере возможностей,
и люди помогают мне в тяжелых ситуациях.
Но это не везде так. Если поедете в New Йорк. В Brooklyn. Брррр. У меня
было ощущение, что я попал в какие-то миры Достоевского с грязью, желтыми
стенами, старухами-процентщицами, немытыми волосами и мордобоем. Пройдитесь
по 42 street на Манхэттене (впрочем, это может быть 46 st., не важно).
Там ювелирные магазины. Не чистые и красивые магазины, как в остальной
Америке, а куча мелких лавчонок под одной крышей, где в воздухе носится
непрекращающийся русский мат. Матерятся продавцы друг с другом, с покупателями,
с владельцами. Кто-то кому-то должен, кто- то с кого-то хочет денег....
Все транзакции наличностью, чтоб налогов не платить.
Базар
как на привозе. Бабка покупает 700 орехов. Все считает. На пятисотом сбивается,
начинает заново.
Переговоры со слесарем из Одессы:
"А ты мне шо - родственник? Сто писят долларов - цена по прейскуранту.
Ты шо думаешь, я тебя отжухать хочу?"
После
такого я перестал приглашать русских слесарей и электриков. Только американцев
- даже если это негры.
Русский ресторан "Зимний сад" на Брайтоне. $50 за чтоб поесть.
Ни один из официантов не улыбается. В сортире стоит мужик с кислой миной,
подает полотенце и требует доллар на чай. В женском туалете (по рассказам
жены ;-) сидит толстая тетка, которая периодически покрикивает: "Девушка
в третей кабинке! Чего-то вы там долго сидите!" В раздевалке мужик:
"Ну чо ты суешь шарф в рукав!!!" И ему надо еще доллар дать.
С ужасом мы оттуда уехали на родной Midwest, где в придорожном ресторанчике
можно поесть за $7 с болтливыми и приветливо улыбающимися девочками-официантками,
которые по-русски не говорят, и в этом их достоинство.
В-общем,
Нью Йорк это плохо. Чикаго тоже плохо. А маленькие городки это хорошо.
Обидно только, что жизнь в Бруклине становится слишком привычной для многих
русских эмигрантов. Затягивает. Они даже не пытаются оттуда выбраться.
Не могут себе представить жизни в другом месте. Там живут сестра моей
жены с родителями. Приехав к нам в гости в город Madison, штат Wisconsin,
они отвезли машину в car service и были очень удивлены, что механик отказался
взять тип (чаевой) после классно сделанной работы.
Природа в US красивая. У нас рядом с домом белки скачут, олени ходят,
еноты на мусорных ящиках пасутся. За домом лес. За лесом озеро. В озере
рыбы, черепахи, выдры.. Нашего гостя-израильтянина возили на Миссисипи
плавать с ночевкой на каноэ. Он был в восторге.
Летом 1997 года ездили на запад на машине. Доехали до Монтаны и Wyomingа.
Были в Yellowstone, Grand Teton и Badlands. Там бизоны дорогу переходят.
Луговые собачки за руку здороваются. Те же олени человека не боятся. Медведи,
правда, тоже не боятся. Это уже хуже... ;-)
Индейцы
празднуют свои победы над бледнолицыми. Индейцы это вообще отдельный разговор...
Попробую рассказать что знаю об индейцах. В детстве читал про них много,
и вот теперь появилась возможность посмотреть кто они есть на самом деле.
В Висконсинe живет около десятка индейских племен. Среди них Чиппева,
они же Оджибуэй, известные нам по книге Серой Совы "Саджо и ее бобры",
а так же из Песни о Гайавате:
… Из страны Оджибуэев,
Из Страны Дакотов диких…
Еще Меномини, Хо-Чанк, Виннебаго, Онеида (которое входили когда-то в
лигу ирокезских племен вместе с племенами Онондага, Тускарора, Могавк
и Каюга.
Посмотрев
впервые на карту Висконсинa и увидев название Oneida reservation, мы с
супругой решили туда съездить в ближайший уикенд, благо что до туда всего
часа 3 на машине. Приехав же на место, мы были разочарованы. Никаких вигвамов,
ни тотемных столбов видно не было. А были лишь кукурузные поля до самого
горизонта и небольшой аэродром. Местный магазинчик сувениров с толстой
продавщицей-индианкой в очках предлагал скудный выбор псевдоиндейских
прибамбасов, часть из которых несла скромную надпись "Made in China".
Так что получилось, что индейцы в вигвамах не живут.
Знакомые наши, побывав в другой резервации у знакомого индейца, рассказывали,
что владеет он большим домом-особняком в лесу. Что лес этот - его собственность,
и что если пойти по вон той тропинке, то через пару миль в том же лесу
будет другой особняк, где живет его престарелая мама. Племя этого индейца
живет за счет доходов от казино. Дела у них идут хорошо. Каждый член племени,
вне зависимости от возраста, пола, наличия или отсутствия работы, получает
ежемесячно ~$1400 из денег, настриженных с бледнолицых лохов в этом самом
казино. По закону Висконсинa, казино на территории штата запрещены, однако,
на территории резервации законы штата не действуют. Не действуют в резервациях
и ограничения на некоторые лекарственные препараты, такие как валидол,
валокардин, корвалол и другие фенобарбитал- содержащие лекарства.
Если
за употребление корвалола в USА можно заиметь большие неприятности с полицией,
то в резервациях использование его вполне легально. Я слышал, что в одной
из резервации на севере Висконсинa есть госпиталь, где, кроме всего прочего,
пользуют препаратами, разрешенными в Европе, но запрещенными в USА. Еще
есть в резервациях аэропорты, которые имеют право принимать международные
рейсы, но в которых отсутствует таможня. Не думаю, что там ввозят героин
(индейцы этого сами не допустят), но мелочи вроде валидола или семян каких-нибудь
культурных растении, с которыми могут возникнуть неприятности на US customs,
там вполне могут пройти.
Есть в Висконсине городок Бивер Дэм (Beaver Damb). Мой знакомый рассказал
древнюю индейскую легенду о происхождении этого названия. Подозреваю,
что сочинил он ее сам, но это не важно. Так вот.
Пришел однажды в Висконсин белый человек, увидел речку и решил искупаться.
Разделся, полез в воду, и случайно наступил на хвост бобру. Бобер извернулся
и укусил белого человека за его белый член. Белый человек заорал: 'Beaver!
Damn!' С тех пор это место называется Бивер Дэм, у бобра плоский хвост,
а член у белого человека короче, чем у индейца.
Я
знаком с одной индианкой из племени Menominee. Она получила Ph.D. по Социальным
наукам в университете Висконсин-Мэдисон. Занимается проблемами трудных
подростков в индейских резервациях. У нее черный пояс по шотокан карате.
Наверное, это помогает в работе. На заднем бампере ее машины наклеен стикер
с надписью: "Regain our land with education" - Вернуть наши
земли через образование. Мне нравится такой подход.
Кстати, номер на ее машине не обычный Висконсинский, а "Menominee
Nation". Я читал, что одно время Menominee не имели собственной резервации,
стали спиваться, депрессировать и вообще все у них шло плохо. Где-то в
конце 60-х годов они потребовали от федерального правительства, чтоб им
дали резервацию. И им дали. Теперь им хорошо живется. Есть казино, торгуют
понемножку рубленым лесом. Может, и пить меньше стали.
Далеко
не все индейские племена процветают. Где- нибудь на юго-западе штатов,
в Аризоне или New-Mexico племена очень бедные.
Был я еще в Монтане. Там огромные по площади резервации Кроу и Черноногих
(Blackfeet). В 1873 (кажется) году объединенные силы племен Лакота Сиу,
Кроу и Чейенов количеством ~5000 воинов вырезали отряд американских солдат
под командованием генерала Кастора у речки Little Bighorn. Индейцами командовали
Crazy Horse и Sitting Bull (Бешенная Лошадь и Сидящий Буйвол).
Мы прибыли на поле боя как раз в день, когда индейцы праздновали
годовщину победы. Поле находится на территории племени Кроу. Празднование
заключалось в демонстрации местных индейцев во главе с древним стариком
с убором из перьев на голове и кривой палкой в руке. За стариком шли мужики
помоложе, за ними молодые парни и в конце женщины с колясками.
Периодически
процессия останавливалась. Мужики становились в круг вокруг большого барабана,
били в него и издавали улюлюкающие крики, воспроизвести которые у меня
не получилось. Старик потрясал в воздухе своей клюкой в такт. Побив в
барабан, процессия продолжала свои путь к месту, где прошли последние
минуты жизни Кастора и его солдат. Там стоит памятник и плиты на местах,
где были найдены трупы американских солдат шедшим за ними следом отрядом.
Всего было убито порядка 300 GI. Потери индейцев неизвестны, но по их
словам, были незначительны.
Прийдя на место, старик с перьями выбрал место поодаль от памятника и
построил народ в круг. Я все это снимал на видео. Снова забили в барабан.
Женщины в кругу стали петь. Оставшийся народ стал, притопывая и приплясывая,
ходить вокруг. Тут ко мне подошел двухметрового роста индеец с двумя косичками
и в форме рэйнджера. Заслонив своею необъятной фигурой поле моего зрения,
он вежливо сказал, что "Native American nation does not allow any
recording of their rituals. Please turn off your camera". Выключить
камеру, короче. Что я и сделал. Могилы бледнолицых солдат за моею спиной
указывали, что спорить с местным населением не стоит.
Вокруг
бегали маленькие индейчики с палками. Кто-то сказал, что их на этой церемонии
принимают в воины. Молодой человек лет 20 махал над головою чем-то напоминающим
человеческий скальп. Не иначе как от предков-участников сражения достался.
Посмотрев еще некоторое время, мы с супругой продолжили свои путь по
Монтане. Монтана мне очень понравилась. Это, пожалуй, одно из тех мест,
где мне бы хотелось жить.
Рядом, в Вайоминге - Йеллоустоун и Гранд Тетон, плюс огромная территория
национальных лесов - где можно ставить палатки не на кемпграундах, а где
хочешь - подальше от людей и поближе к горам и медведям гризли.
Автор: Kostik
|