Зачем нужны отгулы

Маршруты Морчеки

Морчека. Центр 6А. Попытка

Среда. День. На работе. Безделье. Ностальгия без весеннего Крыма. Хочу в Крым. Хочу, значит еду, тем более праздники на носу. Морчека. Центр. Один. А почему нет?!

Среда. Вечер. ЖД касса. Билеты.

Четверг. Вечер. Продукты на четыре дня. Снаряж. Лесенки у Дейва. Скайхуки у Петровича.

Пятница. Вечер. Поезд в Севастополь. 2 часа сна.

Суббота. Ночь. Такси в карьер под Морчекой. 3 утра. В потемках поиск тропы. Карьер весь перекопан.

4 утра. Коврик, спальник. Сплю.

8 утра. Будильник. Завтрак. Стена. Подошел, потрогал. Морчека.

9 утра. Литр воды, связка железа, рюкзачок и веревка. Старт.

Первая веревка. Если коротко, то вся пробита, лазание под 6а. По форме как буква зю. Лезу пол веревки и вылезаю из тени деревьев. Жара. 9:20, а уже жара. Станция на шлямбурах. Дюльфер. Снимаю оттяжки. Маятник. Не страшно. Перилю вверх. И снова здрасти. Станция. Пить. Пол фляжки уже нету.

Вторая веревка. Очень своеобразная. Из изюминок – несложное ИТО ко второму шлямбуру и неплохое лазание по косой щели-промоине. Лезу. Шлямбур. Лезу метр, два, три. Это место помню. Скайхук. Лесенка. Последняя ступенька. Встаю с оттяжкой в зубах.

Шлямбур. Лезу дальше 5 метров. Широкая щель. Гнилой шлямбур. Лезу. Тяжело. В чем дело… Гришу заклинило. Выдаю пару метров. Крюк с ржавым тросиком. Лесенка. Отдыхаю. Снова лезу. Морковка. Все знакомо. Траверс. Крюк. Станция. Жарко. Язык сухой. Собираю оттяжки, перилю. Быстро. Час на веревку. Не плохая в общем то скорость.

Третья веревка. Простая, вся под лазание до 5с. Лезу. Крюк. Еще один. Небольшой траверс и снова вверх. Ложится. Почти огороды. Станция. Отгадай, сколько до ближайшей точки. 20 метров. Лихачу. Пора завязывать. Все по новой. Чищу железо, перилю. Того, что набито на маршруте хватает с лихвой. Свое почти не кладу. Минут 40 на веревку.

Уже почти 12. На стене как на сковороде. А говорили, жаренных альпинистов не бывает. Еще немного и я буду непосредственным экземпляром. Пью. Все. Воды больше нет. Зато стало полегче.

Четвертая веревка. Беговуха. Консервный шлямбурок. Станция. Смотрю вверх. Думаю. Я туда не хочу. Больше не хочу. Силов уже нету. Осталось каких то шесть веревок. Ладно – в следующий раз долезу.

Валю вниз потому как силы на пределе. Без воды далеко не улезешь.

Внизу тенек и вода.

Лето 2003

 

Форосский кант. Левый ромб 5А-5Б (мультипитч)

Такси заказал на 5:30 утра. 6:00 под маршрутом. 20 оттяжек. Френда чтоб заложить под первым карнизом. Вода. Полтора литра.

6:50 старт.

Подходы в кроссовках. Как всегда залез не совсем туда. Четвертое лазание по плитам.

Первая веревка. Простая. Лезу, вижу полку и развилку маршрутов. Левый и правый ромб. Станция у развилки. Веревка запуталась. Первая веревка всегда с сюрпризами. Хорошо когда простая.

Вторая веревка. Лезу. Мне налево. Опять траверс. Лезть приятно, а вот снимать железо ни фига не приятно. Станция под деревом. Сухое. Ствол обломан. Как будто на него падали.

Чищу железо, точнее просто снимаю оттяжки потому что больше железа нет. Маятник. Как много в этом слове. Веревку жалко. С содроганием слежу, как она цепляется за всякие неровности и шершавости.

Третья веревка. Должно быть интереснее. Внутренний угол со щелью. Приятное лазание.Треугольный карниз-пробка. Под него нужно френду пихнуть. Подлезаю. До шлямбура уже о! Метра 4. Если летануть, то прям на дерево. Брр. Куда ж тут эту френду… Че то не пихается ни хрена. Ну и ладно. Лезу так. Пяточку. Накатили, накатили, выкатили. Опс. Вижу станцию. Вспомнил про воду. Пить хочется, просто труба. Девятый час, а тут уже не возможно находится. И понеслась. И снова. От жумаров скоро руки сводить будет.

Четвертая веревка. Огороды. Ажна заблудился. Немного.

Пятая походу ключевая. Место на 6а тянущее было. Всем говорю что пролез чисто, но вам признаюсь. За оттяжечку подержался, отдохнул. А все остальное как обычно. Восьмерка на дюльферах греется так, что страшно, как бы веревку пополам не пережгла. Хорошо Петцл придумал пимпочку пластиковую, за которую можно прихватиться. Перила уже слегка подвисают в воздухе. Нависает однако.

Шестая веревка. Просто сказка. Лезу. Грот. Сел. Посидел. Прохладно. Пчелки какие то из дерна выползают. Тока смотри чтоб не цапнули. Еще лезу. Ухи скрученные. Ну нам это не помеха. Вылезаю. Яйла. Можно руками не держаться. Прибыли. Воды не хватило. Снова пить жутко хочется. Вниз иду. Ноги судорогой сводит. Атас просто! Воды побольше брать надо. Но тяжело ведь тащить!

Лето 2003

 

Морчека. Центр 6А

Я снова стою под стеной Морчеки. С тропы, ведущей к карьеру стена видна почти в профиль. Очертания, щели, рельеф – все приковывает взгляд. Виден маршрут «Центр», на который я собрался взгромоздиться. Опять один, потому как в прошлый раз решил, что добью начатое. На дворе начало октября. Под горой никого.

Временем я располагаю, поэтому решаю с целью привыкания к рельефу и запаса времени – провесить первых две веревки с вечера.

Стена в ширину по моему чуть больше ста метров. Практически каждая трещинка, в которую можно что нить забить или засунуть – начало какого нибудь безумно сложного маршрута. Маршрут Центр назван так, потому что проходит по центру стены. Это конечно не директ, но линия не оставила меня равнодушным. Вдоль стены идет тропа. По ней собственно и подходят под маршруты. Все маршруты центральной части стены начинаются прямо от тропы. Проходя мимо очередной щели невольно ищешь взглядом надпись что то типа «Орел 6А» или «ЧТЗ». Почти все маршруты подписаны.

Дойдя до уже знакомого по прошлой попытке места, разбираю не спеша железо, разбухтовываю веревку. Немного волнуюсь. По правде говоря, такое предстартовое волнение присутствует всегда, будь то соревнования или восхождение. По опыту знаю, что оно пропадет, как только я начну набирать первые метры.

Провеска не занимает много времени. Через пару часов я заканчиваю, и спускаюсь обратно к ночевкам. Две веревки висят, железо все на верхней станции, чтоб утром не тащить все это вверх лишний раз.

На ночевках неожиданно людно. Оказалось что как раз в эти сроки проходит ЧУ «малые горы». Одна связка на завтра должна лезть маршрут Кенсицкого 5Б по правой части стены. Вторая связка собиралась на Классику 5Б. На «мой» маршрут никто не зарится. Посиделки затягиваются далеко за полночь, теперь у меня новые друзья, чему я несказанно рад.

Дело было уже достаточно давно, потому могу где то соврать. Ну на общем фоне это не должно быть заметно. Утром плотненький завтрак. Утренний моцион совмещен с медитацией на стену. Собираю рюкзак. Погодка не такая жаркая как летом - беру виндстоппер. Воды полтора литра. Вода больное место. Стремно, что не хватит. Сникерсы всякие. Молоток. Пара крьючев. Скайхуки. Закладки и немного френдов. Все это вместе весит прилично. Когда развесишь это все хозяйство на себе – ощутимо тяжело. Поэтому, зная маршрут, для каждой следующей веревки снаряжение отбираю по новой. Все ненужное оставляю в рюкзаке на станции.

Третья веревка не сложная, поэтому беру только оттяжки, комплект для станции и несколько закладок. Постоянно делаю усилие над собой и заставляю себя страховаться. На простых участках инстинкт самосохранения куда то девается, пропадает ощущение опасности, но в общем то сорваться можно где угодно. Выдерживаю скорость. Стараюсь, чтобы работа на одной веревке не превышала час. Слева, метрах в 30 от меня проходит маршрут «Классика». Вижу ребят. Лезут. Они не торопятся, поэтому идем в одном темпе. Я несусь на всех парах, а они не спеша смакуют каждую веревочку. Бьют крючья. Я пока обхожусь. Надеюсь на свое умение лезть.

Четвертая веревка это подлаз. Метров 25 простой скалы с не очень крутым уклоном. Тем не менее здесь тоже страхуюсь не менее тщательно. Одна точка на веревку.

Пятая веревка. Вот место, откуда чуть больше года назад я свалил вниз. Сейчас я полон сил. Вверх уходит слегка нависающая плита со шлямбурной дорожкой. Шлямбура через каждые полтора метра. В паре мест нужно подлезть. Веселый подлаз перед станцией. По описанию 45 метров ИТО А0. Лазанием ее лезли, говорят, что 7а. У меня такой мысли даже не возникло. Мне хватило 3 метрового подлаза перед станцией, где мне пришлось выдать себе пяток метров веревки и без особых шансов вернуться к шлямбуру, ломиться к следующему. Ну вот и этому развлечению подошел конец в виде двух шлямбуров. Один с кольцом под дюльфер. Кстати, практически все станции пробиты под дюльфера. Правда нужна для этого вторая веревка, кою я решил не брать, чтоб не было тяги сдюльферять. В случае чего сдюльферять можно и с одной, просто для этого пришлось бы оставить несколько сявок.

Шестая веревка. По ощущениям от первого прохождения этого маршрута (щас я лезу второй раз), 6-ая веревка ключевая. Короткая, но с достаточно напряженным лазанием по узкому зализанному внутреннему углу, который постоянно заворачивая на право начинает безкомпромисно нависать. На все 25 метров забит один шлямбур по середине. Когда я лез ее в первый раз с напарником – то итошил безбожно. Было жутко неприятно. На этот раз я был настолько сконцентрирован на маршруте, на лазании, что покрутив лесенки, не стал их доставать и полез ее лазанием тщательно страхуясь. Каким то непонятным образом расперевшись спиной и ногами в стены вылез к шлямбуру, где заслужено отдохнул повисев на самострахе. Участок от шлямбура более позитивный, хоть и нависает сильнее. Перед станцией – небольшой карниз – пробка. Дальше полка со шлямбурами. Типа станция.

Незаметно начался ветерок. Совсем не теплый. Оделся. Ветер достаточно крепкий. Из утомленного силовыми упражнениями организма пытается выдуть тепло. Пью воду. Съедаю сникерс. По памяти, следующие 3 веревки достаточно ровные по сложности, лазание и ИТО. Проблемы как всегда доставляют только чистки веревок, потому как много траверсов. Маятники стараюсь делать с поддержкой через свободный хвост веревки, потому что нет страховочной. Пропороть веревку на середине маршрута не хочется. Пока лезу, совсем не холодно, но стоит оказаться на станции, то начинаю стучать зубами. Вскоре просто перестаю обращать на это внимание.

Девятая веревка выводит на полку-зуб, над которой нависает вершинный карниз. На полке станция. Вершинный карниз – еще одно место, где мне приходится поволноваться.

Подойдя к шлямбурам, понимаю, что они как были ржавые – так и остались. Наполовину вылезающие из своих дырок, они уверенности не прибавляют. Вынос карниза такой, что если оттуда свалиться – то угожу прям на полку со станцией. Затаив дыхание пробегаю на лесенках первые шлямбура и с облегчением перехожу на натуральное ИТО в виде закладок и подарочных песочных часов. Дальше еще немного лазания приводят на яйлу. На яйле гуляет ветер, и я тороплюсь укрыться за уступы. Сижу на рюкзаке и разглядываю окровавленные пальцы. Верхние веревки разодрали кожу просто в клочья. Мясо!!!

Кстати, доставляет некоторое удовольствие объяснять начальству, зачем мне отгулы и куда я собрался. Попробуйте объяснить, что собрались на стену в одиночку. Удивлюсь, если отпустят! Если не отпускают, машите перед носом каким нить жутко дорогим билетом на самолет. И говорите, что сдать уже не получиться. Может поможет. Еще очень прикольно придти на работу с чувалом перед отъездом. Все вокруг в костюмах и белых рубашках с галстуками. И тут такое чудо. На вопрос куда собрался, отвечать – в горы. Что, в отпуск? Нет, на выходные. Народ в тихаря косится на глобус и понимает, что до ближайших гор минимум полторы тысячи километров. Потом показать фотки. Чтоб немного позавидовали. Как то, после очередной поездки обнаружил у одного из сотрудников на компе фотку, которую я своими руками... Значит нравица аднака.

Все, больше не утомляю своей писаниной.

Фото взято с согласия автора со старого, не существующего на данный момент сайта machombo.tavrey.com с согласия автора.

Осень 2004

 

Автор: Владимир Белоусов, 29.11.2005

      
tbr@baurock.ru
Rambler's Top100