Собрав
все необходимые вещи в рюкзак, я в пятницу 30 апреля с утра пораньше (чтобы
не пугать народ) приехал на работу. Однако я зря волновался по поводу
своего вида, уже в столь ранний час по Москве шло оживленное перемещение
народа с рюкзаками. Все собирались на майские праздники: кто культурно
оттянуться на природе, кто на дачу, а кто (к коим принадлежал и я) отдохнуть
активно.
На сей раз путь мой лежал в Карелию (хотя если быть точным - на север
Ленинградской области, но все говорят в Карелию), на ежегодный скальный
марафон на оз. Ястребиное.
Дождавшись
окончания рабочего дня, я вместе с друзьями (Паша, Аня и Кир) погрузился
в поезд Москва - Санкт-Петербург. Доехали до Питера без приключений, только
школьники, которых в эту пору было полно, доставали нас ненужными вопросами.
В
Питере, подобрав оставшуюся часть нашей команды (Ольгу и Юлю), мы с Финляндского
вокзала на электричке направились в Кузнечное (р-н Озерский Ленинградской
области). Спустя четыре часа наш десант высадился в Кузнечном, а оттуда
по "тропе Хо Ши Мина" дошли до места стоянки на оз. Ястребиное.
Надо признаться, что "тропа Хо Ши Мина" меня впечатлила. За
три часа мы прошли 12 километров, при этом тропу местами едва было видно.
Кругом ручейки, которые замучаешься перепрыгивать или переходить по бревнам
(некоторые товарищи уже переходили их в брод после первого купания), болотца,
камни, корни деревьев и снег, который в тени чащоб лежал ещё толстым слоем.
Но в этом и есть весь романтизм путешествий. Если б я хотел покоя, то
лежал бы дома на диване, потягивал пивко и как деловой смотрел по телевизору
передачи о путешественниках. Кстати, большое спасибо Юрию Сенкевичу и
его "Клубу путешественников", ибо эта одна из причин, которая
подвигла меня расстаться со спокойной жизнью городского жителя.
Итак,
прибыв на место, мы заняли заветную полочку, которая на наше счастье была
свободна (в округе уже стояли кучками палатки). Расставив палатки и разложив
вещи, наша компания тут же направились осматривать местные достопримечательности.
Все
дни до скального марафона мы лазили либо в районе оз. Ястребиное либо
в районе оз. Клюквенное. Скалы там разнообразные и можно отрабатывать
разнообразную технику движения по скалам. Много пробитых маршрутов. В
случае необходимости можно было организовать верхнюю страховку через деревья.
Один день мы посвятили скалам в Хийтола, но если быть точным, ближайший
населенный пункт к этим скалам Тиурула. Пройдя без проблем пограничный
кардон (на данный момент пограничники возобновили традицию проверять документы
и спрашивать командировочные удостоверения у всех въезжающих, входящих
или вползающих в пограничную зону), который
стоял при входе в Хийтола со стороны дороги от поселка Куликово, мы дошли
до скал. Скалы в Хийтола больше по высоте, чем на оз. Ястребиное, маршруты
пробиты. В целом мы не зря туда сходили.
В итоге к скальному марафону мы уже облазили многие скалы, которые так
и не попали в маршруты, включенные в скальный марафон.
И
вот настал тот долгожданный день, ради которого мы и приехали - первый
день Скального марафона. Народу было очень много, только судя по виденным
мною номерам участников было около 1400 человек (и стар, и млад), а сколько
ещё поддерживающих их болельщиков. Вся округа пестрела палатками всевозможных
форм и расцветок. К тому же спонсоры соревнований тоже подвезли и расставили
на продажу свою продукцию.
Ещё
накануне наша команда получила номера, карточку участника марафона с расположения
трасс и сухой паек, который тут же был и уничтожен.
Всего было 120 трасс, которые были расположены в пяти местах. На "Полях"
расположилось так называемое "Игрище", т.е. это было что-то
из альпинизма: сделать маятник на тарзанке, пройти по бревну, натянутому
тросу или "стременам", взобраться вверх по канату или наклоненному
бревну (смутно напомнило "форт Боярд") и т.д.
В
остальных местах оз. Клюквенное, оз. Светлое и оз. Ястребиное располагались
скальные трассы. Трассы имели следующую градацию:
Желтые трассы (отмечены желтыми линиями) - это были самые легкие трассы,
которые не требовали больших усилий. На карточке они значились под номерами
1 и 10 в каждой десятке.
Синие
трассы (отмечены синими линиями) - этих трасс было большинство. Эти трассы
имели внутреннюю градацию по сложности. Самыми сложными считались трассы,
имеющие больший номер в десятке. Маршруты в основном болдеринговые, по
которым нужно было пролезть либо вверх 4-5 метра, либо делать траверс.
Некоторые трассы были рассчитаны на прохождение на трение или равновесие,
другие трассы на отработку заклинивания частей тела в щели, либо вообще
были силовые где необходимо было делать силовой выход, ну а также трассы
по обычным зацепкам, мизерам, мизерочкам и фигулинкам (это когда уже не
понятно за что браться). Страховка на таких трассах гимнастическая, т.е.
следующий за тобой участник страхует тебя. Я в основном страховал девушек
(приятный момент в данном случае).
Зеленые трассы (отмечены зелеными линиями) - всего их было 18 маршрутов.
Зеленые трассы нужно было проходить с верхней (в большинстве случаев)
либо с нижней страховкой, но были и болдеринговые трассы. Сложность трасс
составляла от 6А до 7В, при этом судьи спрашивали у прошедших трассу в
какую категорию сложности они её оценивают. Зеленые
трассы оценивались как в общем зачете, т.е. при равном количестве трасс
преимущество было у того кто больше пройдет зеленых, так и по отдельной
номинации.
Красные трассы (отмечены красными линиями) - их было всего пять штук
на оз. Ястребином, три трассы располагались на массивах "Парнас"
и две на "Трудах". Трассы шлись с верхней страховкой. Высота
от 10 м до 25 метров. Во время прохождения трассы необходимо было не только
забраться наверх, но
и спуститься вниз, это и составляло время прохождения трассы.
Домбайские связки - располагались на оз. Светлое. Здесь народу участвовало
мало, но от этого в данной категории соревнования были не менее интересными.
При участии использовалось свое снаряжение (френды, закладки, оттяжки).
Суть соревнований заключалась в том, чтобы с указанного места старта
необходимо было долезть до конца и коснуться бумажки, на которой был отпечаток
ладони (правда возникал этический вопрос: коснуться бумажки необходимо
было всей ладонью либо просто дотянуться до него, что в большинстве народ
и делал). При
этом на некоторых трассах необходимо было не только коснуться бумажки,
но и вылезти наверх трассы, что у некоторых не всегда получалось. Дотянувшись
до заветной бумажки, участник соревнования имел полное право поставить
штамп с номером пройденной трассы в карточке участника, при этом практически
никто не контролировал кто и как ставит штампы, все было на совести участника.
Правда на зеленных и скоростных трассах карточка сдавалась судье, в которой
он делал отметки о прохождении трассы.
В
случае если при прохождении трассы участник срывался, он мог встать в
конец очереди и ещё раз попробовать пройти трассу и так множество раз.
Только на скоростных трассах попытка была одна, т.е. если ты срываешься,
то второй раз трассу пройти не можешь.
Безопасность соревнований обеспечивали медики и спасатели из Питерской
школы спасателей и не зря, т.к. некоторым все же помощь требовалась.
Лагерь
спасателей стоял на оз. Ястребиное напротив нашей стоянки. Каждое утро
ровно в 08.00 часов они будили нас дружным "здравия желаем а-а-а-а".
После получения ЦУ они шли тренироваться. Выбрав жертву в добровольно-принудительном
порядке, они клали её в носилки, напоминающее корыто (как оно правильно
называется не знаю, но научное название где-то есть), таскали по скалам
вокруг озера. При этом корыто билось о камни, а голова бедной жертвы собирала
все кочки (хорошо что в каске). В
принципе правильно, что в корыте лежит живой человек, а не муляж, т.к.
он почувствует как это нести пострадавшего, ну и дать матом рекомендации
остальным спасателям.
По окончании соревнований был дан концерт. А в последний день были устроены
раздача призов и уборка территории, но мы уже это не застали, т.к. спешили
в Куликово на утренний "подкид", чтобы вернуться в Питер.
P.S. Правила проведения соревнований, итоги и фотоотчеты других участников
скального марафона можно посмотреть на сайте www.climbing.spb.ru
|