Капоейра на разминку

Гази гунга рунгэээру
Газииии гунга

(Песня бразильянских капоеристов из к/ф Рабыня Изаура)

Чем славится бразильская культура? Футболом, карнавалом, Паоло Коэльо, белыми штанами, рабыней Изаурой на фазенде и пляжем Копакабана. А еще, на заре своих занятий по карате я слышал про капоейру. Про нее рассказывали, что это такое боевое искусство бразильских негров. И что движения у них необычные, приспособленные для драки со связанными руками. Мой знакомый утверждал, что капоейра – самое эффективное из всех боевых искусств именно вследствие неожиданности кувырков и ударов ногами из положения лежа.

Познакомиться с капоейрой мне тогда так и не удалось. В течение двух лет я скрупулезно, как ботаник, учился шотокан карате у маленького очкастого биохимика по имени Кейджи Танака. Потом переехал в другой город, где не нашел ни одного приличного клуба. Везде занимались отбиванием поклонов, дикими воплями и физкультурой. Нигде не было такой тонкой науки, как у Кейджи. Нигде не учили как, подобно прогрессору у Стругацких, стоя в дверях, мгновенно неуловимым движеним оказаться у стола начальника. В-общем, стал забывать я шотокан. Занялся скалолазанием. Это оказалось не хуже карате.

Однажды на скалодроме в туалете, прямо над писсуаром, появилось объявление, что по четвергам будут проводиться часовые классы по капоейре. Стоимость всего $2 с носа. Вести будет некто по имени Талиесин (это имя, а не фамилия). Ну как не пойти? Разминаться перед боулдерингом все равно надо, так пусть будет капоейра на разминку.

Талиесин изредка приходил полазать. Узнавался он сразу же. Бородатый, лохматый, с дредлоками, скорбным взглядом, и при этом белый. Живое воплощение оминга. Его стиль капоейры был смесью классического бразильского боевого искусства с какой-то индийской философией. В-общем, основатель этой ветви явно когда-то поругался с капоерийским начальством и, желая привнести что-то новое, придумал этот дикий микс. Талиесин занимался уже пять лет. Весьма продвинутый. То, что нужно, хотя мой первый сенсей Кейджи занимался шотоканом лет двадцать.

На первое занятие я опоздал на четверть часа. Народ уже вовсю кувыркался. После первых пинков Талиесин определил, что я где-то чем-то когда-то уже занимался. Тут же выяснилось, что капоейра все же больше искусство, нежели драка. Если задача карате – нанести быстрый киме, сокрушающий удар, желательно со смертельным исходом, то в капоейре все не так. Идея ее скорее красиво повыпендриваться друг перед другом в присутствии зрителей. Ближе всего к ней стоит способ ведения войн у примитивных племен в Африке.

Сходятся два племени на битву. Встают друг перед другом. Тут же женщины и дети веселятся и подбадривают воинов. Выходит один, начинает плясать, кричать, материть противника и всех его предков и потомков. Потом бросает копье черт знает куда и гордо удаляется к своим. Совершил подвиг. Потом такой же подвиг совершает воин из стана противника. И так до вечера. В сумерках племена расходятся каждое в свою деревню с уверенностью, что именно оно победило.

Это потом уже у них зулус Чака придумал войну на истребление. Ну, а под конец всех их приобщили к мирному евангелию с помощью пулемета 'Максим'.

Так вот капоейра – такой боевой танец хитрожопых веселых негров из тех времен, когда основной задачей сражения было показать себя перед зрителями и противником. Тут цель не прибить оппонента, а пиннануть его этак и посмеяться: 'Ха-ха, я тебя достал.' Да и спарринг тут не спарринг называется, а 'игра'.

В книжках про капоейру можно найти удары руками по носу, в ухо, пальцами по моргалам, но Талиесин сказал, что реально так не делают. Твой партнер – не противник, а друг. Ты с ним просто играешь. В капоейре нет победителя, ни побежденного. Носы разбивать некрасиво. Кроме того, полностью отсутствуют блоки. Принцип: лучший блок – не быть там, где наносится удар доводится здесь до совершенства, насколько это возможно. В-общем, надо увертываться, тем более, что удары ногами медленнее, чем руками. Есть время присесть.

Начинается занятие с жинги. Это такое пританцовывание друг перед другом. Все движения по идее должны исходить из ритма этой самой жинги. Что непросто. Я усиленно давил в себе каратиста. Вот Талиесин, наклонясь вперед, выписывает жингу. Его скорбное лицо прямо передо мной. Мой первый рефлекс – резкий выпад - кулаком ему по носу, другим в солнечное сплетение. Шаг вперед, добить третьим ударом, если такая надобность возникнет. Как учили. Чтобы рукава твоего ги при трении издали восхитительной красоты хлопок. Но это не по правилам. Талиесин катится вбок, пытается подсечь – подпрыгиваю. А мог бы прыгнуть ему обеими ногами на грудь. Талиесин крутит ноги в воздухе. Увернуться не получается. Просто блокирую. Опять не по правилам. Пытаюсь повторить его движения. Получается жалко. Никогда в жизни не умел стоять на руках.

И так пошло-поехало. За час занятия устал преизрядно. Пошли лазать боулдеринг. Капоейра скалолазанию явно не помогает. Талиесин не знает простейшей техники. Но черт возьми, как он ловко по полу крутится.

В следующий раз наблюдал игру Талиесина с его продвинутой ученицей Беккой. Посмотреть на такое стоит. Похоже на четко синхронизированный спектакль. Мелькают руки, ноги, капоеристы встают на руки, делают сальто через голову, стойку на одной руке, делают ногами такие вертолеты, что просто сидишь с открытым ртом и тобой овладевает желание этому тоже научиться.

Доджё полон народу.
Двое ведут кумите.
Сил прибавилось.

Не утерпел, встал, махнул рукой между игроками. Талиесин сел на пол, я стал играть с Беккой. Получалось у меня не очень. Если я достаточно хорошо чувствовал что Бекка собирается предпринять, и уходил от ее ударов, то самому произвести адекватную красивую контратаку в духе капоейры, а не карате, у меня не шло. Просто не знал что делать. Мог просто пинка дать. Это быстро, эффективно, но грубо и некрасиво. А вот дать того же пинка, встав на голову, я просто не умел. Пока вставать буду, она же меня прибьет. Да и не видно снизу куда пинать.

Удар кекоми
В печень, и поплыл в глазах
Квадрат татами.

Занятия шли. Постепенно научился держать глаза на противнике когда кувыркаешься. Удары ногами получались неплохо – сказывалась подготовка. Но сделать из серии ударов разнообразную красивую связку никак не шло.

Зато понял почему не мог стоять на руках. Слабые девочки – cheerleaders стоят, а я не умею. А все потому, что боюсь опрокинуться на спину. Талиесин показал простую технику как этого избежать. Со знанием, что со мной ничего не случится, впервые сносно встал на руки.

На одном из занятий Талиесин предпринял попытку заставить нас петь капоерийские песни. Принес барабан весьма этнографического вида. Сказал, что он не настоящий из Бразилии, а индонезийский. Выглядит, как настоящий, звучит, как настоящий, а стоит дешевле. В-общем, разложил он перед нами книжку со словами, сел на пол, обнял барабан ногами, запел и стал ритм ладонями отбивать. Ну и, типа, вы тоже давайте.

Вы можете себе представить скалолазов, поющих идиотские бразильские напевы?

Ээээ, Парана-Парана-Паранаааа

Я не могу. Ничего у Талиесина не вышло. Мы в упор саботировали. На нашего сенсея было жалко смотреть. Тогда, чтобы он не расстраивался, я попросил его научить меня играть на барабане. Он повеселел, и через какое-то время я более-менее мог настукивать ритмы мумба-юмба.

Больше всего мне понравились удары ногами типа двойного с вертушкой, не знаю как он по португальски. В карате такого не делают. Вообще в шотокане ногами мало бьют и пинки разнообразием не отличаются. Когда стоишь кумите с серьезным противником, попытка ударить его ногой может пагубно отразиться на тебе самом. Особенно если без отвлекающего маневра – замочут нафиг. В-основном, руками махаешься, а ногами подсекаешь только. В таеквондо удары ногами гораздо разнообразнее, а в капоейре только ногами и бьют. Что будет, если скрестить карате с капоейрой? Наверное, ушу. А какое боевое искусство самое сильное? А хрен его знает. Бокс в тяжелом весе.

Так вот, удары ногами. Талиесин сказал, что если противник начинает бить ногой проще всего пододвинуться к нему вплотную, тогда он тебе ничего не сможет сделать. Руками-то не бьют. Можно его обнять и расцеловать.

Ох уж эти излияния чувств между капоеристами. Перед игрой руку жать, после игры обниматься, целоваться... Бразильские негры очень друг друга любят.

Когда все наигрались, встают в круг, поднимают руку, говорят; 'Аше', - и делают движение, будто устало бросают что-то в центр круга.

А потом идут лазать.

Итак, чем хороша капоейра?

Общей физической подготовкой, акробатикой, растяжкой, балансировкой как на ногах, так и на руках, отсутствием агрессии. Движения капоейры физиологически более подходят для длинноногих европейцев, чем техника восточных единоборств. Каты исполняемые каратистами низкого роста однозначно красивее, чем у долговязых. С другой стороны, когда ноги длинные, всякие вертушки получаются красивее.

Что в капоейре не очень?

Скалолазанию не очень помогает. Другие мышцы работают. Разве что для разминки.

Очень немногие движения капоейры применимы в реальной драке. Впрочем, то же самое и в карате. Из сотни движений, изучаемых в ката лишь несколько имеют практическое применение. Остальные хороши для демонстраций, когда оппонент согласен с тобой кооперировать.

Что можно сказать в заключение? А ничего. Пока что ничего не кончилось. Все еще кувыркаемся…

Видео (856 КБ) - Талиесин демонстрирует технику для начинающих. Огромное спасибо Bunker'у за обработку видеоматериалов!

 
Автор: Kostik, 11.03.2006
      
tbr@baurock.ru
Rambler's Top100