Каравшин. Август 2007

Участники:

Башкирцев Е. П. (Джек) – МСМК по скалолазанию
Лучшее достижение в скалолазании за 2007 г 2-е место в чемпионате России (боулдринг)
Лучшее достижение в альпинизме 4-е место в чемпионате СНГ в. Бодхона

Веретенин Д. А. (Волосатый) – МС по альпинизму, КМС по скалолазанию
Лучшее достижение в скалолазании 1-е место в чемпионате Иркутской области, лучший рэд поинт 8а, лучший онсайт 7б
Лучшее достижение в альпинизме 1-е место в высотно техническом классе ЧР 2005 г.

4810 с юга
Асан слева желтая стена самая правая на фото
Джек на фоне 4810
Джек штопает баул после восхождения на Асан
на стене п. Слесова
Вершина п. Слесова. Вид на 4810 и Тысячелетия Руси
Волосатый

Дорога

Готовиться к поездке в Каравшин начали задолго до выезда: купили платформу, кое-что из железа, шмотки, но, несмотря на это, в день выезда пришлось побегать. Необходимо было забрать жилетки и тёплые штаны из швейной мастерской, да ещё как всегда не вовремя навалилась работа. Успев во все места, мы с трудом успевали на паровоз. И вот все в «мыле» мы буквально прибегаем к самому отправлению поезда. Падаем в вагон. Ощущение как после хорошей тренировки. Чтобы хоть как-то снять напряг выпиваем по баночке пива (здесь могла бы быть реклама «Балтики» :), не понимаю, почему она до сих пор не наш спонсор :)). С утра ничего не ели и поэтому алкоголь мгновенно всасывается в кровь. Осознание того, что целый месяц не надо заморачиваться по работе значительно поднимает настроение. «Отходняк» - и целые 18 часов безделья. За что люблю ездить в Красноярск на поезде так это за то, что можно просто полежать, почитать книжку, выспаться. Что мы и делаем. Следующим утром в Красноярске, на вокзале нас встречает Никитос. Вместе с ним и Леной перемещаемся в аэропорт Красноярска. Прощаемся, пора на регистрацию.

Спустя 3 часа мы уже в Бишкеке. В турагенстве Аксай-Тревел забираем наши погранпропуска, скупаем половину супермаркета и в ночь на такси едем в г. Ош.

Поздний выезд в Каравшин, где самый сезон середина июля - начало августа объясняется довольно просто: во-первых мы оба принимали участие в ЧР по скалолазанию в Красноярске, который проходил в начале июля, во вторых к нам после завершения очного ЧР должен был присоединиться Дашкевич Серега из Ёбурга (но он получил там серьезные травмы и не поехал).

В итоге нас было всего двое, зато с кучей планов. Есть свои преимущества в путешествии вдвоем: даже со всем нашим не хилым скарбом можно влезть в любой транспорт.

Утром 8-го числа в Оше сменили машину и водителя, и к вечеру были на заставе возле Баткена (вообще то если едешь вдвоём, то из Бишкека в Баткен лучше лететь самолётом - это по бабкам примерно то же самое, зато не трясешься целые сутки в машине. Правда мы этот вариант вовремя не просчитали).

На заставе началась классическая азиатская разводка: типа что у Вас есть пропуска это конечно хорошо, но нам до них как то до звезды, к тому же печати местного ФСБ у Вас нет, ну и Таджики тут пост поставили, и без нас вы его все равно не проедете, вот и Поляков развернули и тд. и тп. В итоге после часа переговоров, расставшись с 4000 сомов, мы погрузились в армейский уазик и двинулись в сторону ущелья, где нас часа в 2 ночи на одном из поворотов реки и выгрузили.

9-го утром, попытались сориентироваться - где же мы все-таки оказались за 2,5 суток непрерывных перемещений в пространстве и во времени. Сравнив увиденное при свете дня с теми воспоминаниями, которые остались с 2005 года поняли, что погранцы завезли нас в глубь ущелья довольно далеко, и где-то здесь есть урюковый сад, в который мы и перетащились за два приёма. В саду договорились с местным жителем насчёт осликов, и когда он ушел за ними, завалились спать первый раз не в дороге.

Караван наш оказался небольшой - ишак да лошадь. Загрузив на них 130 кг груза, мы оставили себе только маленькие рюкзаки с особо ценными вещами, по бутылке чистой минеральной воды и по банке пива, чтобы было не так грустно идти.

Нижнюю часть ущелья лучше всего проходить утром, днём жара неимоверная и нет деревьев, под которыми можно укрыться от солнца. Но поскольку мы не хотели терять день, то вышли в обед - в самое пекло. К вечеру, измотанные жарой добрались до заброшенной заставы. Там и заночевали.

10-го продолжили путь. Ишак и лошадь нам попались не из слабых, так что проблем не было никаких, и в четыре часа дня мы были в базовом лагере. Здесь стояла куча палаток, но с народом было не густо, так как все куда-то лезли. И мы тут же заразились спортивным азартом. После того как было принято решение не разминаться 5-кой, а идти сразу маршрут 6-ой категории трудности, началось рассмотрение вариантов.

К тому моменту на Асане велась бурная деятельность. Одна команда одесситов лезла первопроход между маршрутом Тимофеева и Максемени-Пугачева, вторая команда вышла на маршрут Тимофеева. Москвичи собирались выдвинуться на Погорелова. Оставались два маршрута: Горбенко и Русяева. Покопавшись в большой корзине с описаниями одесситов, мы нашли описание Русяева. К тому же на фотографии маршрут смотрелся красиво и проходил практически по центру стены. Выбор был сделан.

Вершина Асан 4230 м.
Маршрут Русяева 6А
Выход на маршрут 12.08.2007 в 12-00
Вершина 16.08.2007 в 20-00
Возвращение в базовый лагерь 17.08.2007 в 13-00

Вечером 11-го числа мы пошли занести воду под маршрут и рассмотреть его со стороны. Воды мы взяли 9-ть литров (вообще-то у нас просто больше не было бутылок). Подход занял два часа. Со стороны на маршруте сразу выделялось два участка - это центральная, почти 90 градусная плита и маятник в верхней части. Изучив досконально весь маршрут мы решили лезть без обработки, так как у нас было всего три верёвки, да и ходить вверх-вниз было лень (все спортсмены по натуре лентяи). К тому же наличие платформы нас не привязывало к полкам, столь малочисленным в Каравшине.

12-го числа в 9 утра двинулись в сторону Асана, под стену подошли в 11 часов, к этому моменту там вовсю кипела работа: висели две платформы первопроходцев, команда москвичей и двойка одесситов поднимались по провешенным накануне перилам. В 12 часов Джек начал работать на первой верёвке. Нам казалось, что градус небольшой, и эту катушку можно пройти свободным лазаньем. Не тут-то было: пройдя 25 метров и дотерпев до одного из старых шлямбуров, Джек вынужден был спуститься, так как возможность свободного прохождения исключалась невозможностью организации страховки. Сменив Джека я пролез на ИТО по дыркам веревку и еще метров 20 лазанием до хорошей полки. Вообще с дырками на первых веревках творилось что-то непонятное: они были то 8-го то 10-го, а то и 12-го диаметра, поэтому наши восьмерки болтались в них как…(ну Вы знаете). Хорошо хоть градус стены небольшой и равновесие держать не составляло особого труда.

На станции добрые люди забили двенадцатый анкер, чему мы очень порадовались. Здесь мы опять сменились, потому что быстро уставали, так как не имели достаточной акклиматизации (ведь мы только 6-ть дней как из дома, а акклиматизационных выходов у нас не было).

Джек без особых проблем вылез под карниз в начало 25-ти метрового траверса. Здесь шлямбура стали попадаться чаще, а дырки были глубже, и мы решили, что с этого места у первопроходцев сменился забойщик

Пройдя половину траверса в 19 часов стали вешать платформу (платформа была нулёвая и сколько потребуется на её установку - неизвестно). В итоге поставили быстро и довольные собой пораньше легли спать. Но сон на первой ночевке у обоих вышел беспокойный, то ли из-за высоты, то ли из-за перевозбуждения, то ли еще из-за чего - в общем, толком не спалось.

13-е Понедельник. День тяжелый.

Задача: подойти под карниз «Беркут» (очень смахивает на военную операцию, правда?)

Джек с утра лазанием долез траверс. Затем частично лазанием, частично на ИТО вышел на отщеп к началу центральной плиты. Пройдя метров десять по отщепам, он уперся в плиту, по которой можно только скайхучить. Ещё через двадцать метров на висячей станции, которая была организована на абсолютно голой плите, мы сменились.

Я прошёл метров пять на скайхуках, и после очередного шага под одним из них у меня скололась дырка. Хорошо, что я уже успел вставить второй скайхук, на котором и повис на самостраховке. Но всё же потерял равновесие и чуть-чуть не упал, чем изрядно напугал Джека уже приготовившегося ловить меня. В этот день мы прошли ещё семьдесят метров по дыркам и шлямбурам. Около девяти вечера вылезли наподобие маленькой наклонной полки, где и заночевали.

Кто решил, что это скучно и неинтересно может попробовать: когда следующую дырку можно увидеть, лишь стоя крюконогой в верхней лесенке, при этом градус плиты выше восьмидесяти и равновесие приходится ловить, держась за микрорельеф, и шлямбура стоят минимум метров через 5 – 10, и ушки у них дерьмо и лет им уже по двадцать, и современные карабины в них не лезут. В общем - не до скуки.

14-е Вторник. День полегче.

По плану нам предстоял выход на большую хорошую полку для ночевки, и обработка большого маятника.

С утра я пролез еще веревку: немного лазаньем, остальное - дежавю вчерашнего дня.

Потом Джек сменил меня. Рельеф стал попроще, зато погода стала заметно ухудшаться. Довольно быстро Джек прошёл еще 3 веревки и в пять вечера мы вылезли на полку, где можно было долго и комфортно жить. Началась метель, и от обработки маятника пришлось отказаться. Снег, зараза, сразу таял и набрать воды мы так и не смогли, поэтому, выпив по кружке чая, и глянув на оставшиеся три литра, завалились спать. Кстати, на полке нашли контрольный тур с запиской двойки Ласточкин – Ахмедханов, 1999 г (Парням спасибо за конфеты, правда за 8 лет они несколько затвердели).

15-е Среда. День еще тяжелее, чем понедельник 13-е. По плану - двинуть в сторону вершины.

С утра Джек быстро залез веревку, при этом в тапках от холода у него прихватило пальцы, и он долго растирал босые ноги. Потом я вылез довольно сложную веревку ИТО по крутому внутреннему углу (наконец-то настало время пустить в дело любимые фифы, ведь не зря же я их пёр с собой на гору).

Дойдя до хорошей станции, с которой и надо делать маятник, принял Джека, и мы вдвоем задумались над вопросом: « ЭТО ЧЯВОЙ-ТО?». Слева вдалеке за углом виднелся шлямбур с петлей, но как туда попасть оставалось загадкой.

Сначала Джек пытался бегать с той станции, которая была, съехал метров на двадцать и как человек-паук пытался долететь до косой полки, по которой, казалось, можно было спуститься к шлямбуру. Но так как станция была расположена во внутреннем углу, то во-первых он не мог толком разбежаться, во вторых при обратном маятнике его хреначило в этот угол так, что мне больно было на это смотреть.

Затем влево от станции, зацепившись фифой за мелкий выступ, Джек смог забить не глубоко средний якорь, с якоря - съемный шлямбур. Маятник увеличился, но разбега всё равно не хватало. И лишь забив еще один съемник, уже с него Джек смог долететь до небольшого выступа, за который зацепился фифой. Там он долго настраивался, а потом матерясь и крича как на финале ЧР по боулдерингу лазаньем вылез к шлямбуру.

И только тут стало понятно, как все это проделывали остальные. Оказывается все просто: ИТО-шили влево с верхней страховкой, (зачем лезть 35 метров сложного ИТО в верх, а потом спускаться и 20 метров ИТО-шить вбок и писать что это маятник - мы так и не поняли).

Дальше - больше. Еще траверс метров 25 влево за угол - смерть для второго (двигаться по горизонтальным перилам с баулом очень тяжело). После траверса кусок очень интересной плиты. Куда нужно попасть – понятно: влево во внутренний угол. А как туда попасть - непонятно совсем. В итоге после долгого раздумья Джек, забив два якоря на страховку, пролез метров 10-15 достаточно тяжёлого лазания до старого шлямбура без единой точки. Оказалось, что мы спрямили приличный зигзаг. Дальше пошло нормальное лазание, и через еще восемьдесят метров мы остановились на ночёвку уже в 4-ый раз. Знаменательным событием этой ночи стало окончание воды, которую мы и так пили совсем по чуть-чуть.

16-е Четверг.

Целый день свободного лазания. Джек ускоряется, надеясь прорваться под вершину, где возможно в щелях есть снег. Добираемся до большого камина, и о чудо: в глубине –лёд! Как мало надо человеку для счастья!! Варим чайчик, отпиваемся.

Утолив жажду, лезем выше и тут снова вода, только теперь с неба. Град падает на скалы и тает. Всё за считанные минуты становится мокрым. Шутка от Бога: молили о воде - так пожалуйста. Но с чувством юмора как-то плохо, хочется сегодня быть на вершине, а мокрые скалы никак не способствуют.

Слава всё тому же Богу град быстро кончился, и через полчаса скалы снова сухие. Продвигаемся достаточно быстро, ещё бы не баул, застревающий в камине. Он отнимает у меня много сил и через пару верёвок так достаёт, что я перестаю сдерживать эмоции, и проклятия в его сторону сыпятся как из рога изобилия. В конце концов, уставшие как собаки в половине восьмого вылазим на гребень, и к восьми часам вечера выходим на вершину!

Там мы снимаем записку Одесситов с маршрута Тимофеева, и находим 5! литров воды, которую туда занесли москвичи (за что им огромное спасибо). Взяв из этого количества половину, другую оставляем команде Могилы, которая лезет первопроход уже довольно долго и тоже может оказаться без воды.

Посидев на вершине, решили начать спуск к пиву, мясу, шоколаду и другим прелестям жизни, тем более, что спуск известен еще с 2005 года, да и петли новые (спасибо одесситам).

Сделав 7-мь дюльферов я по ошибке съехал с гребня раньше, чем было нужно, и вот результат: я вишу в метре от стены в темноте, с рюкзаком и на растянутой динамике, безнадежно пытаясь найти станцию, понимаю, что до заветной баночки пива нам сегодня так и не добраться. Через час повесили платформу - и опять спать.

17-е Пятница.

В 11 часов мы, наконец, на земле. Бросили всю снарягу, так как нести её в низ не было ни сил, ни желания, и в два часа добрались до лагеря. Дыни, пиво, шурпа и веселая компания быстро сделали из измотанных парней веселых собеседников. Часам к семи спустилась с первопрохода команда Могилы, и всё завертелось как в лучших традициях: танцы до неба, песни до утра!!!

ОТДЫХ, ПЕРЕЕЗД, БОУЛДЕРИНГ.

18-е Отдых.

С утра провожали москвичей, когда все собирались, стало как-то тоскливо, ведь у нас только середина экспедиции и по времени и по планам. Целый день ели и отлёживались.

К вечеру пошли в нижний кош купить каймак, а в это время коровы спороли у нас кучу лепешек, овощи и так по мелочи. Вообще противостояние коров и человека в Кара-Су это отдельная история со своими победами и поражениями, ликованием и бессильным опусканием рук.

Для информации: лепешки в Каравшин лучше закупать не в городе, а непосредственно на месте у пастухов - свежие и вкусные. Там же можно купить молоко, сметану, кефир, и заказать другие продукты, но сроки их доставки довольно расплывчаты.

19-е Воскресенье

Утром ушли одесситы, и нас осталось двое на всё ущелье, не считая коров. Возникла неожиданная проблема: нам нужно было перевезти свои вещи в Ак-Су, так как следующим по плану был пик Слесова, а с выездом двух больших групп, в ущелье не осталось вьючных животных. Было решено, что мы возьмем снаряжение и пойдем обрабатывать маршрут, а когда ишаки вернутся, то Миша (это местный пастух) перебросит наши вещи под Слесова.

Сходили под 4810 пофотографировать и забрать брошенную снарягу, благо погода стояла на загляденье и силы после восхождения восстанавливались быстро. По сравнению с 2005 годом, когда мы семь дней в непогоду лезли на 4810 по маршруту Воронова стена выглядела домашней и теплой, снега на полках не было, все было сухо, в общем лезь - не хочу. Хорошо прогулявшись и размяв ленивые мышцы, вернулись в лагерь и с радостью заметили, что в нашей компании прибыло: пришли Ольга и Макс Костровы, (всё-таки двое на стене это одно, а двое на всё ущелье как-то неуютно).

20-е Понедельник.

Пол дня ушло на починку нового баула фирмы «БАСК», от которого после первого восхождения не осталось практически ничего, если не считать надпись ЛАТОК 120. После этого, взяв самое необходимое на ближайшие дни, мы выдвинулись в Ак-Су, остальные вещи оставили на камне рядом с палаткой Макса и Ольги.

Переход занял четыре часа. С тяжелым рюкзаком сразу почувствовалось, что восстановились мы не полностью и было решено, что завтра будем еще отдыхать. Когда мы пришли в Ак-Су, там ещё вовсю кипела жизнь: двойка немцев спускалась с Артотюбека, англичане суетились с прощальным ужином. Но всё это было на другом берегу. Англичане нас заметили, один из них подбежал к реке и жестами стал предлагать нам перейти реку вброд. Но глядя на эти бурлящие потоки, волокущие по дну камни, мы не смогли себя заставить этого сделать - очень не хотелось всплыть вместе с рюкзаком где-нибудь в районе заставы.

Хорошо нашлись добрые парни на лошадях, которые сначала перевезли вещи, а потом и нас. Кстати, надо сказать, что лошади при этом изрядно напрягались. Найдя живописное место под арчой, мы разбили наш второй базовый лагерь.

Вообще в Ак-Су в этом году стояли только иностранцы, в Кара-Су же наши и украинцы.

Стоянки отличаются довольно заметно, если в Кара-Су все стоят на уютной поляне рядом с чистой водой, то в Ак-Су вода далековато и стоят все более разрозненно. Зато в Ак-Су куча боулдеринговых камней на все вкусы.

21-е Вторник

Боулдеринг - любимый нащ вид в скалолазании, ему то мы и посветили большую часть дня. Выбор камней в ущелье достаточно большой, правда не все они почищены и Джек, ворчал: «Почему мы не взяли в горы металлическую щетку?». А и правда, почему?. Потом мы повстречали Рока - это самый перец из команды славенов, и он нам показал несколько боулдерингов, при этом сам комментировал и подстраховывал. В общем, налазились, нафотографировались и, решив, что хорошего помаленьку, наконец, пошли под стену поднести воду и определиться с маршрутом.

Варианта было два: это маршрут Клёнова и маршрут Погорелова. Маршрут Клёнова привлекал своей неповторённостью, но в отличии от Погорелова у нас не было его описания - только фотография с ниткой маршрута. В итоге, рассмотрев оба маршрута из- под стены остановились на маршруте Погорелова.

Пик Слесова 4210 м.
Маршрут Погорелова 6А
Выход на маршрут 22.08.2007 в 11-00
Вершина 27.08.2007 в 10-00
Возвращение в базовый лагерь 27.08.2007 в 16-00

22-е Среда

Вышли на обработку маршрута. Подход занимает два часа по довольно неприятной морене. Палатку под стену не брали, так как платформу и оставшиеся вещи с Кара-Су нам должны были принести только сегодня, и нам бы всё равно пришлось бы за ними спускаться.

Начали в одиннадцать часов, первые две веревки лазанием лез Джек. Лазание довольно интересное: щели, камины, затем на хорошей станции сменились. Дальше пошло ИТО. Надо сказать, что ИТО на маршрутах Русяева и Погорелова отличается заметно: если на Асане это дырки, причём много - много дырок, то на Слесова в ход идёт весь набор: и стоппера, и якоря, и фифы - тем самым всё намного интересней и веселей. Зато на Асане страшней, ведь что ни говори, а новый якорь намного лучше, чем шлямбур которому двадцать лет. Часа за три повешали ещё веревку и поехали вниз, провожать словенов, и собирать баул для отрыва.

Вечером все собрались в лагере у словенов (все - это двое нас, двое немцев и собственно пятеро словенов, больше в ущелье уже никого не было). Не то, чтобы это был прощальный ужин, скорее коктейльная вечеринка. Что ни говори, а приятно посидеть в веселой компании перед тем как несколько дней вдвоем провести на стене.

23-е Четверг.

Собрали наш заново сшитый баул и двинули под стену. Одно из преимуществ обработанного маршрута заключается в том, что ты во-первых успеваешь размяться перед лазаньем, а во вторых хотя бы часть стены тащишь груз разделенный пополам. Подойдя под стену и заперилив три веревки (две из которых благополучно сбросили вниз), полезли выше. Целый день шли на ИТО, поэтому Джек лишь страховал меня на висячих станциях и пытаться не уснуть. Я же, как ни потел, не мог развить хоть какую-нибудь скорость продвижения по сравнению со свободным лазанием.

В семь часов вылезли на полочку, и повесили платформу. В отличие от первого маршрута с водой было лучше, с аппетитом тоже, зато ночи стали заметно холоднее и мы в своем одном девятисот граммовом спальнике на двоих под утро стали подмерзать.

24-е Пятница.

Прямо с утра появились первые признаки ухудшения погоды – облака.

С полки шла веселая щель под стоппера маленького размера, длинной семьдесят метров и под наклоном слева направо. Лезли её следующим образом: сначала до упора пока не кончилось всё, что в неё влазило, потом оставив две точки страховки собрали остальные - и по новой.

Дальше - голая плита, где у части шлямбуров отвалились уши, и нам пришлось их заменить. К вечеру вышли, наконец, на свободное лазанье, и через веревку - на полку для ночёвки. На ней нашли контрольный тур, с запиской Омской двойки Бабанов - Ручкин от 1993 г.

Таким образом, мы выбрали не очень популярные маршруты: один не ходили больше восьми лет, другой - больше четырнадцати.

25-е Суббота.

По описанию дальше шло много свободного лазания и местами ИТО, но так как Джеку уже заметно поднадоело перилить, то на эти ИТО-шные места он не обращал уже никакого внимания и лез всё сплошь лазанием, да ругался ИНОГДА.

В общем, Джек лез, я жумарил, продвигались мы довольно быстро и, поэтому решили пропустить одну полку, где ночевали до нас, и пролезть до следующей ночёвки, которая значилась по описанию верёвки через три. Каково же было наше удивление, когда через три верёвки полки не оказалось никакой, (то есть абсолютно) и ночь подкралась как-то незаметно, и усталость навалилась вместе с ней.

Мы решили повешать платформу на голой стене, благо было не впервой. Дальше произошло одно из самых «весёлых» происшествий на этом восхождении: сдергивая чехол с рамы от платформы мы услышали характерный «дзинььь…» от улетающей вниз железяки. «Что это было?», с подозрением спросил Джек, «Это один из сегментов рамы нашего дома», «радостно» констатировал я, и в тон мне небо разразилось раскатом грома.

Ловить висячку не хотелось совсем, и, немного поразмыслив, мы решили из двух- местной платформы сделать одноместную. Уверенным жестом отсекли такой же сегмент с другой стороны и собрали подобие узких носилок с провисшим дном. Углы пришлось скрепить медицинским пластырем, так как стянуть их стропами уже не удавалось. Засунули всё это в наружный чехол и с чувством выполненного долга завалились спать валетом, сложив ноги друг на друга. Но нет худа без добра: нам наконец – то хватило спальника.

26-е Воскресенье.

Утром Джек авторитетно заявил, что ещё одной такой ночи он не выдержит, и что вообще он полез на вершину. Мне было велено не отставать, на что я поднёс два жумара к голове и громко ответил: «есть».

И мы весело и быстро полезли наверх, но у погоды на все было свое мнение и она так же быстро начала портиться. И чем быстрей мы лезли, тем быстрей она портилась, а в час дня вообще начался страшный снегопад и подул жутко холодный ветер. Первым желанием было повесить платформу и переждать, но вспомнив, в каком она состоянии, мы всё же решили максимально прорываться в сторону вершины.

Через час снегопад кончился, но холод и мокрые скалы остались. До вершины в тот день так и не долезли, пришлось опять вешать нашу ? часть платформы в каком-то внутреннем углу и заночевать уже в четвертый раз.

27-е Понедельник.

Утром, размяв изрядно затекшие и замерзшие конечности и собравшись с духом, через одну веревку вылезли на вершину пика Слесова. Там нашли записку немцев - они здесь были вчера в эту непогоду по маршруту «Перестройка крэк». Пофотографировавшись и осмотрев окрестности, начали искать спуск вниз.

Про него мы знали только со слов Могилы, причём сами они промахнулись и дюльферяли целый день. Мы же как-то довольно удачно попали в нужный кулуар и, если не считать пары дюльферов по центру водопада и полного отсутствия сил, за пять часов спустились на грешную землю.

Из-под стены до нашего лагеря мы добрели ещё за полчаса и сначала тупо уничтожали последние запасы пива и продуктов, а к вечеру пошли в гости к немцам отметить окончание спортивных планов и общего окончания альпинистского сезона в Каравшине.

Вечером пошёл такой сильный дождь, что по стенам со всех сторон текли водопады воды. Мы ещё раз порадовались тому, что удача от нас не отвернулась. В горах окончательно воцарился сезон дождей, а с ним и осень.

За 15 дней нам с Джеком удалось пролезть две бывших 6Б в двойке, (сейчас их раздели до 6А), при этом 9 раз заночевать на стене в платформе, полазить боулдеринг и познакомиться с кучей интересных людей. Пора было и домой.