МГУшники в Каравшине
Аффтар

Пора таки рассказать всем интересующимся о нашем полном приключений выезде на Памир-Алай, в ущелье Каравшин. Для нашей команды всё прошло не вполне удачно, но то, что полученный опыт и впечатления полностью окупают затраченные усилия – это точно!

Каравшин – место просто легендарное, где ещё можно найти столько классных стен? Асан, Жёлтая стена, Ортотюбек , Слесова и красавица 4810 (читать «сорок восемь десять») , на которую проложено 7 маршрутов 6Б категории, т.е. даже больше, чем на Аксу! Она то и стала основной целью нашей экспедиции – мы хотели сделать третье прохождение маршрута Воронова 6Б по Северо-Западной стене. И так, всё по порядку.

Заброска

Приключения начались прямо в Домодедово. Прикинув, сколько весит наш груз, и, решив, что лишних 700 баксов у нас нет, мы приступили к борьбе за устранение перевеса – Иванов подставлял коврик под рюкзак во время взвешивания, потом прямо на глазах у сотрудницы аэропорта кто-то перекладывал шмотки из ещё не взвешенных баулов в уже опечатанные. Потом нам очень помогли демченки, которые забрасывались с нами – у них была какая-то очень важная бумажка, и они взяли часть нашего груза на себя. Апогеем всего стала попытка пробиться в самолёт с ручной кладью, которая у каждого весила не меньше 15 килограмм, что, кстати, в результате увенчалось успехом. Очень понравился боевой настрой демченков, на фоне нашей суеты, они были полностью спокойны – до вылета пять минут, ребята гуляют по дьюти фри в поисках лучшего виски…

Прилетев таки в Ош, мы были встречены принимающей стороной в лице жизнерадостного парня Жунусбека – этот славный киргиз всё время улыбался и пытался как-то нам услужить. Перед вылетом из Москвы до нас дошла информация от группы Могилы, которая забрасывалась раньше, о том, чтобы мы ни в коем случае не повторяли их ошибку и не ехали через Саряз, так как там нет достаточного количества ишаков для каравана. Но наши сомнения мигом развеял улыбающийся Жунусбек: «как нет ишак? Пачему нет ишак? 70 ишак стоять Саряз, ждать вас!» И мы поехали в Саряз, представляя себе азиатский городишко с кучей разнокалиберного скота. Когда через 15 часов нас привезли в этот «мегаполис», народ несколько приуныл. Саряз представлял из себя пару каменных кошей посреди альпийского луга. Вокруг паслось стадо овец и – о счастье – 7 ишаков! Как позже выяснилось, ишаки были предназначены группе словенцев, которые уже неделю ждут начала заброски. На все наши вопросы Жунусбек отвечал, что всё хорошо, ишаки уже на подходе. Поняв, что что-то здесь не так, наш Иванов отправился к ним на встречу. Позже он рассказывал – «катают меня, говорит, киргизы на машине по аулам и показывают, вот у нас мол, сколько ишаков, вот ишак, вот ещё ишак. Я им – отлично, давайте этого! Они – не, этого нельзя, у него хозяин на базар уехал, а этот один в семье, воду таскает, а вон тот ваще беременный. Я им – так что ж вы их мне показываете, я что, в зоопарке что ли?» Короче, с горем пополам через сутки наскребли ишаков сорок полудохлых, и пару кляч.

Надо сказать, что перед поездкой в Азию процесс заброски для многих из нас представлялся приятной прогулкой налегке, когда твоим грузом полностью озабочены погонщики, а ты только горы фоткаешь, да урюк попутный срываешь. Всё оказалось не так. Нам пришлось принимать непосредственное участие в погоне ослов. Ослы, мало того, что были дохлыми – многие падали, как только на них взваливали груз, так они ещё были невероятно тупыми. Большинство отказывалось переходить мосты через реки, приходилось их разгружать и практически на руках перетаскивать – два мужика тянут за уши, один за хвост и ещё один толкает острой палкой под зад, иначе никак. После январского землетрясения очень сильно ухудшилось состояние тропы, в результате ишаки часто съезжали по склону. Представьте себе кубарем катящуюся скотину, попутно разбрасывающую ваши шмотки – нам это приходилось видеть по нескольку раз на дню.

В первый же день взбунтовались наши киргизы. Если вы смотрели американский фильм К2, может быть помните там сцену, когда шерпы бросают на леднике грузы и говорят, что дальше не пойдут, если им не поднимут зарплату. Там ещё был такой американец, который начал сжигать деньги на глазах у шерпов. У нас в роли этого американца выступал Сошников, порывавшийся набить всем морду. Но дипломатичному Иванову каким-то образом удалось уладить конфликт.

На второй день заброски мы прошли мимо того, что осталось от киргизской заставы после баткенских событий 2001 года. Тогда отряд из 200 моджахедов прорывался из Узбекистана в Таджикистан. На этом месте полёг весь гарнизон из 54 киргизов и порядка 70 моджахедов. Наш проводник Надыр – таджик, который выводил нас обратно – был свидетелем тех событий. Боевики хотели, чтобы он им помогал со своими ишаками, но Надыру удалось каким-то образом от них убежать. Тогда же произошла история с Томми Колдвелом – его, ещё одного американца и русского гида моджахеды сняли с Жёлтой стены. Через несколько дней пленникам удалось бежать, столкнув со склона конвоира.

У нас в этом месте тоже произошёл инцидент, конечно, не такой драматический, но всё же. После заставы тропа стала просто ужасной – ишаки постоянно цепляли грузами за склон и теряли равновесие. В конце концов, одна из скотин покатилась к реке, и рюкзаки упали в бурлящую воду. Когда Иванов увидел проплывающими свой баул и рюкзак Савельева, его мозг заработал, как двухъядерный процессор. За доли секунды, проанализировав содержимое тюков, он понял, что если их не достать, экспедицию можно сворачивать. Саня рванул по тропе вдоль реки, но догнать их никак не получалось – а если вы знаете, как бегает Иванов, можете себе представить скорость течения. Метров через 500 Саня таки обогнал рюкзаки и стал искать место с более спокойным течением. Зайдя в воду, он схватил проплывающие тюки, и тут его потащило. Саня боролся с рекой 50 метров прежде, чем смог подобраться к берегу. В общем, всё хорошо закончилось. Я думаю, больше никто из нас на такое не был способен. Вот что значит мотивация!

Переночевав в урюковом саду, на следующий день мы кое-как доползли до базового лагеря.

Базовый лагерь

Базовый лагерь был разбит на живописной полянке посреди пихтового лесочка, рядом с кристально чистым ручейком. На поляне уже стояли палатки хохлов. У них всё серьёзно – кают компания со столом и стульями, генератор, вечером электрическое освещение, ноутбук, флаг над лагерем и повар, который готовит замечательный плов.

Самое главное, в лагере есть классный болдеринговый камень. Вот мы там жгли, с ковриком вместо крашпэда!

Оказалось, что район очень популярен среди буржуев. Особенно ущелье Аксу (не путать с Ляйляком, в котором находится гора Аксу). К моменту нашего приезда там уже тусовались американцы, бриты, потом подтянулись словенцы и поляки. Ребята приезжают с болдерматами, рубятся на камнях, которых там завались, а потом ломятся на какую-нибудь стену, при этом, не особо задумываясь, был там кто-то до них или нет. Забавно, что буржуи, как правило, выбирают однодневные маршруты и лезут их в ультралёгком стиле (даже кроссовки порой не берут), т.е. 4810 остаётся без их внимания.

4810

Основной целью для нашей команды было третье прохождение маршрута Воронова 6Б по северо-западной стене. Маршрут – просто конфетка – все, кто его пробовал, говорили о куче свободного лазания, а мы же все крутые фриклаймеры. Пролезем дней за пять, ещё время на гору останется. Немного смущали упоминания о каком-то уж очень бедном рельефе под страховку, ну ничего – ноуклиппинг! Гораздо больше нас беспокоило количество воды, которое нужно было с собой тащить, но потом Сергей Щепачков сказал, что маршрут проходит по водостоку, и мы успокоились.

С самого начала всё пошло не так, как мы ожидали. Рельеф действительно очень бедный. Первая часть маршрута проходит по мраморной жиле испещрённой карнизами. Кладёшь под карнизом пару френд, крючок какой-нибудь забиваешь до середины и лезешь без точек метров семь до следующего карниза. Падать везде достаточно безопасно, так как полок нет, и, как правило, встречается пару шлямбуров на верёвку, но почему-то очень не хочется.

Иванов отжёг в первый же день – забил болт, встал в лесенку, сделал дырочку, поставил скайхук, встал на последнюю ступеньку, сделал ещё одну дырочку, опять встал на последнюю ступеньку. Бить третью дырочку его заломало, поэтому он просто поставил хук на рельеф и начал вставать на последнюю ступень. К тому моменту как хук слетел, Саня был метрах в пяти над шлямбуром – ручками махал очень живописно. «Чё то я устал» - сказал он, когда завис.

Ещё один эпизод: Стёпа лезет, Игорь страхует. Стёпа ставит на откол скайхук, нагружает, откол отваливается, Стёпа летит. К Игорю он прилетел с отколом в руках. Позже он рассказывал, что специально в полёте его перехватил, чтобы в Игоря не попало.

На третий день обработки погода кончилась. Стёпу с Игорем Турчаниновым смыло, я отдыхал после работы накануне, и только Иванову не сиделось. «Я всё равно промок, мне по-фигу, в какую погоду итошить!». Обречённый Топорков пошёл страховать. Тут наш руководитель снова отжёг – по традиции сделал три скайхучных хода и, вставая в последнюю ступеньку, увидел, что хук почти вылез из дырки и стоит на самом краешке – неслыханные матюки огласили ущелье. Оглядевшись по сторонам, Саня замечает старую петельку торчащую из щели, но рукой дотянутся не может, тогда он цепляется за неё молотком, повисает на нём и кое-как вышкрёбывается дальше. Надо сказать, что хуже всего, видимо, пришлось Топоркову, который следил за всем процессом, прекрасно понимая, что если Иванов упадёт, то упадёт он ему на голову.

Когда непогода закончилось, стало очевидно, что в оставшиеся сроки маршрут нам не пройти. И было принято нелёгкое решение отступать.

Асан

Асан и Пирамидальный

Линия маршрута

Дальше наша команда разделилась – Стёпа с Игорем присоединились к Миленину с Пашей и полезли на 4810 по маршруту Ситника 5Б. А мы втроём решили залезть на Асан по Погорелову 6А. Оставалось всего шесть дней до отъезда, и хотелось сходить что-нибудь гарантированное. Маршрут очень понравился – такое всё монолитное, надёжная страховка, интересное лазание и ито. Если уверенно лезете 7а онсайт, думаю, можно обойтись без ИТО. Там такие крэки ухватистые метров по 60, лезешь по нему, пока не закончится, потом на соседний переходишь.

Начинаю работать выше огурца

Продолжаю работать выше огурца

Ночёвка на огурце

Самый интересный участок от огурца до балкона, там семь сложных верёвок без единой полки и, соответственно, возможности для ночёвки. Обычно этот участок стараются как можно больше обработать накануне, чтобы успеть долезть до балкона за день. Бывали случаи, когда группа не успевала до темноты, дюльферяла и на следующий день лезла всё заново. Мы вылезли на огурец достаточно поздно – очень много времени ушло на вытягивание баула, постоянно застревавшего в перьях. Так что с вечера я успел провесить только полторы верёвки.

Топорков работает со своим напарником

На следующий день лидировал Иванов. Я думаю, вы уже ждёте очередной с ним связанной истории. Пожалуйста! Саня вот уже полдня корячился где-то над моей головой, снизу доносились покряхтывания Топоркова, работающего со своим напарником – баулом. Решив отогнать подступившую скуку и голод, решаю заточить положенный мне сникерс. Не отпуская верёвку, разворачиваю батончик и, глотая слюни, раздумываю, как будет вкуснее – есть маленькими кусочками или запихнуть сразу. Тут слышу какой-то свист, смотрю, а это верёвка в реверсо свистит! Поднимаю голову – опа! – Иванов ко мне летит, видимо, запах учуял. Потом Саня говорил, что ему нравиться, как я его мягко ловлю. Я уж не стал там про сникерс рассказывать, чего человека расстраивать. Пусть лезет себе спокойно.

Иванов перед срывом. Виден балкон.

Через какое-то время Иванов просит его сменить. Когда я начинаю лезть, солнце уже низко, а балкон всё ещё далеко. Начинает закрадываться беспокойство. Санены рассуждения о том, сколько осталось до полки, как-то не успокаивают. Я то вообще описания не читал, поэтому перестаю думать о наших перспективах и сосредотачиваюсь на лазании. В сумерках таки вылезаю на балкон. Типа опять спаслись.

Я под балконом.

Третий день на стене был никак не скучнее второго. Первым работал Топорков, я вытягивал баул. Практически на каждой верёвке мне приходилось дюльферять за застрявшим чувалом и поднимать его на себе. Под вечер мы таки вылезли на крышу, к этому моменту я уже конкретно заколебался и всем сердцем ненавидел фирму Баск за то, что она делает такие большие и тяжёлые баулы. Видимо забыв, что я не читал описание, Иванов предлагает сменить подуставшего Топоркова, я с радостью соглашаюсь, какая оказывается халява – лезть первым! Через полчаса выруливаю на какое-то подобие полки, куда дальше лезть не имею ни малейшего понятия. Кричу мужикам, что здесь отличное место под ночёвку. Поднимаются. Иванов бурчит, полка его не впечатляет, но деваться некуда – уже стемнело. Два часа выкладываем площадку, но целиком поставить палатку так и не удаётся. Вставляем в тент одну дугу. Коврик к стене под спину, другой под зад, в ноги рюкзаки и верёвки. Обнаруживаем, что эти Бивис и Бадхет умудрились каким-то образом потерять верёвку на последней станции, ну да ладно. Как самый усталый, первым забираюсь в палатку и, удобно растянувшись, отрубаюсь до утра. Мужики всю ночь проводят в сидячем положении, мне даже как будто немного стыдно сутра.

Сидячая ночёвка под вершиной

Проснувшись, доедаем остатки сублиматов и вперёд. Через пять верёвок долгожданная вершина! Погода звенит, и вид окружающих стен завораживает. Особенно 4810 и Пирамидальный (5530 м.) с почти двухкилометровой северной стеной. Иванов пишет записку зелёнкой и найденным пером, ручку мы, конечно, забыли. Особенно не засиживаемся, впереди ещё ждут 14 дюльферов. Сначала всё идёт очень бодро, но потом Топорков промахивается мимо очередной петли, приходится делать косой дюльфер, и у нас застревает верёвка. В общем, до темноты спустится не успеваем. Ночевать очень не хочется, ведь у нас кончилась вода, а жажда уже даёт о себе знать, но мы так устали, что практически сразу вырубаемся.

Профиль маршрута

На утро кричим демченцам «рота подъём!» они лезут Крицука на 4810, и их платформа висит уже на середине стены. Завидуем парням.

На пятый день мы таки попадаем в базовый лагерь, нас поздравляют с горой и угощают бараниной и компотом. Жизнь прекрасна! В свою очередь поздравляем девчонок – Аня Иванова и Женя Курочкина заслужили высокие звания кмсов, точнее кмсок, или кмсниц, короче вы поняли. К вечеру в лагерь приходят Джек Башкирцев и Денис Веретенин из Ангарска. Джек буквально за несколько недель до этого стал вторым в болдеринге на России. Я спрашиваю, чего ж ты в Европу со сборной не поехал. Ну, так зато я тут, говорит.

Вечером плов из свежезарезанного барана, коньяк от доктора Миленина, водка иркутчан и песни под гитару в исполнении Славы Свистунова. Пару слов об этом человеке: Слава родом из Ставрополья, сейчас работает и живёт в Германии. В Каравшин Слава приехал со своим напарником немцем Тиле. Ребята жгли по полной! Ходили в чистом альпийском стиле без обработки и ночёвок на маршруте. Короче полный онсайт и нонстоп. По словам мужиков, они ходят только те маршруты, которые могут пройти за день, потому что им палатку лень таскать. Звучит очень скромно, если учесть их достижения. Например, Альперина 5Б на Асан – в пять утра они стартанули, в 4 дня были на вершине, а в шесть уже спустились, это притом, что там 14 дюльферов!

Домой

На следующий день таджик Надыр привёл нам ишаков, и мы отправились в Ворух. Надыр оказался классным парнем, ходит в поларке, которую ему Адам Пустельник подарил. И ишаки у него мощные. Нам с Ивановым по дороге поплохело – маленько переели после голодухи. Так вот Надыр посадил меня на ишака, на котором уже было две платформы и рюкзак, и я так ехал километров десять.

Ярчайшие впечатления оставили азиатские города – женщины в паранджах, старики-хотабычи на скамеечках, конопля в садочках. И время – она там просто остановилось!

Снаряжение

Следующая часть моего опуса имеет гораздо меньшую литературную ценность, нежели всё сказанное выше. Зато, надеюсь, принесёт кому-то хоть какую-то пользу.

По долгу службы в в основном юзал изобретения дедушки Петцеля, так что можете считать это рекламой.

Во-первых, каска. В этом году я попробовал Meteor III. Старый Экрин Рок давил на виски. Кроме того, мне хотелось чего-то полегче. В общем, пока что ничего удобнее Метеора я не встречал. Кстати, сейчас это самая лёгкая каска на рынке. Единственный минус, который я обнаружил – это то, что нельзя пододеть тёплую шапку. Пришлось разжиться подшлемником.

Беседка. В Каравшине я тестировал новый Corax с технологией каркасной конструкции Frame Technology. Технология, я вам братцы скажу, полная чума! Короче, тут нужен маленький экскурс в историю беседкостроения.

Раньше в беседках Petzl грузовыми были стропы, проходящие по центру поясного ремня и ножных обхватов. Т.е. каким бы широким ни был пояс, работала только узкая часть под стропой. На сколько мне известно, такой принцип сейчас использует большинство производителей. Но Петцль оказался хитрым дедушкой! Что же он сделал? Он разнёс нагрузку на стропы, проходящие по бокам поясного ремня и ножных обхватов, а центральные убрал. Таким образом, теперь работает вся площадь пояса и ног. Гениально и просто! Но это в теории. На практике Corax показался мне недостаточно удобным для стенных маршрутов с большим объёмом искусственного лазания. Эта беседка создана для лазовых маршрутов, в ней удобно именно двигаться.

Совсем другое дело новый Calidris. Широченный пояс, три грузовые стропы – две по бокам, одна по центру. Большая зона вентиляции и долгожданная грузовая петля сзади на 400 кг.

Когда я тестировал в Крыму Calidris, очень жалел, что у меня его не было в Каравшине. Прикольный девайс – пластиковые фени на резинках, под которые заправляются стропы. Вы наверное замечали, в перчатках практически невозможно оттопырить резинку, чтобы заправить стропу. Ухватистые пластиковые фени очень в этом помогают.

Спусковухи. За последние пару лет мы полностью перешли на двойную верёвку, так сказать, доросли J Соответственно, пришлось отказаться от гришы. В основном, мы все используем реверсо, по функционалу с восьмёркой сравнивать не приходится. Единственный расклад, при котором восьмёрка предпочтительней – комбинированные маршруты с обледеневшими верёвками – в реверсо такую не всегда пропихнёшь. В этом году попробовал на дюльфере вязать прусс ниже спусковухи, а спусковуху, соответственно, вщёлкиваю выше в дейзи чейн. В этой системе мне больше всего нравится простота остановки. Представьте себе, вы дюльферяете и нужно остановится, чтобы снять точку. Просто отпускаете прусс, чтобы он начал затягиваться, и тут же блокируется спусковуха. При этом прусс не затягивается так, как если бы он был выше, и потом можно просто продолжить спуск.

Фонарь. Я брал с собой Myobelt XPс выносным блоком питания, остался доволен, хотя можно было обойтись тиккой XP. И в том и в другом фонаре стоит один мощный диод и рассеивающая линза, которая позволяет переключаться с дальнего света на ближний. Короче, все преимущества гибридного фонаря при одном экономичном источнике света.

Крючья. Красноярские якоря – мегавещь! По надёжности, простоте установки/снятия не встречал ничего подобного. Ну рассказывать тут смысла нет, надо пробовать.

Очень порадовали V-образные крючья Petzl Charlet. Они сделаны из пружинной стали, и это единственный вариант для раскрывающихся трещин.

Вроде, это всё, чем хотел с вами поделиться. Всё сказанное выше – моё субъективное мнение, буду рад конструктивной критике:)

P. S.: Мы сняли небольшой фильм, будем показывать на вечере альпинистов в ДК МАИ, приходите.