Однажды в пещерах

Андрюха ака ЮристБлизился март, а вместе с ним и выходные, приуроченные к международному женскому дню, и Андрюхиному дню рождения 7-го. Наша общая подруга Ольга, полушутя предложила Андрею отметить свой день рождения, а заодно и восьмое марта на природе, а именно, в пещерах, где она уже не раз бывала! Когда он сообщил о её предложении, я мило улыбнулась, а про себя подумала: «Какие нафиг пещеры, мне бы с долгами в институте разобраться, да закончить работу к праздникам, что б на дом брать не пришлось, и вообще день рождения и восьмое марта это конечно хорошо, Грибно есть огромное желание впасть в зимнюю спячку, залезть под одеяло, и проспать этак недельки две и ЧТОБ НИ КТО НЕ БУДИЛ!!!». Но за последнюю неделю работа окончательно меня добила, и я решила, что мне необходима не спячка, а смена обстановки. Прочитав краткое описание Старицких достопримечательностей, я решила, что мне это подходит!

Старица - районный центр в Тверской области, в 72 км к юго-западу от Твери. Население 9,2 тысячи человек (1992 г.) Этот небольшой город в Тверской области к западу от Твери, расположен на крутых берегах Волги в ее верхнем течении. Окружает ее типичная среднерусская природа с характерными для Валдайской возвышенности холмами, с которых открывается прекрасный вид на леса, речки, луга. Расположение Старицы убеждает, как хорошо умели наши предки выбирать места для своих поселений, строить там, где "яко же граду приходно быть". И городские постройки - церкви, монастырские здания, дома горожан Камень у влаза- тоже прекрасно вписываются в окружающую природу.
Основная достопримечательность - Успенский монастырь, заложенный еще в XII веке. Город расположен на восточной окраине Валдайской возвышенности, на реке Волга, в 10 км от одноименной железнодорожной станции на линии Санкт-Петербург - Ржев.
От Твери сюда можно доехать по современному шоссе или по железной дороге. Связана Старица транспортными путями и с другими городами - Торжком, Ржевом, Осташковом.

Лаз на другом берегу ВолгиИ вот запасясь теплыми вещами, хроническим чувством усталости, а заодно и карманным словариком для перевода статей к дипломной работе я с ребятами пятого марта в 20.50 села в электричку Москва-Тверь, где мы должны были встретиться еще с четырьмя любителями поиска приключений на свои вторые 90.

Итак, на следующее утро в составе семи человек (Случанко Кирилл, Случанко Ольга, Сорокин Сергей, Ароматов Руслан, Фёдоров Павел, Бураков Андрей ака Юрист и я) мы погрузили свои немногочисленные вещи в две машины (Ниву и Ауди) и поехали по направлению к Старице. Проехав город, и, Лаз на другом берегу Волгипосмотрев все местные достопримечательности (на ходу из окна машины :) остановились в поселке, где уже знакомый Руслану дедушка милостиво разрешил припарковаться на своём участке, переоделись и двинули по направлению к Волге.

Как нам рассказали Руслан и Серёга, изучившие к этому времени пещеры как свои пять пальцев, идти совсем не долго, сначала от поселка лесочком вниз к Волге, а затем по берегу до самого входа в пещеры. Чем дальше мы отходили от поселка, тем глубже был снег: сначала по голень, потом по колено…. Я неудачно пошутила: «Что, дальше по пояс будет?», - спросила я (местами так и оказалось, так что я была очень довольна, что еще на стоянке взяла любезно предложенные Серёгой «фонарики», иначе были бы у меня полные ботинки снега). Мы там былиМы с Ольгой еще хорошо устроились, так как рюкзаков оказалось пять (как раз по числу ребят :), шли практически налегке.

Не раз с Юристом вспоминали Анчуткину фразу про мокро, холодно и грязно (ей бы здесь понравилось)! Ну, ХОЛОДНО было всегда (мороз крепчал), а когда вышли на Влогу (в прямом смысле слова) поднялся еще и ветер. МОКРО мне стало немного позже, когда открыла купальный сезон, провалившись под лед одной ногой по самое не-балуй, впрочем, дурной пример заразителен и к концу нашего путешествия не купанными остались только трое. Из лунки, проделанной моей ногой Кир тут же набрал канистру воды, и мы двинулись дальше (штаны Мышка и комарыя переодела прямо на льду, в мокрых находиться было невозможно, так как они буквально примерзали к ноге, зато я получила бесплатный криомассаж :). Каждый последующий шаг давался мне с трудом, мне казалось, что вот-вот я снова провалюсь, (это я просто паниковала, зная, что даже если не ищу приключений, они всегда сами меня находят).

И вот после непродолжительного подъема вверх мы стоим у лаза в пещеры. Обед-ужин при свечах«И это туда мы должны влезть, да ещё и рюкзаки втащить?…Хм…» (спустя пару-тройку часов этот лаз уже казался мне не просто дверью, а воротами, в которые не то что рюкзак, а слона или по крайней мере уж маленького слоника точно запихнуть можно :). Переодевшись в то, что совсем-совсем не жалко, одев на лоб диодные фонарики и упаковав рюкзаки и куртки в столитровые полиэтиленовые мешки, мы влезли в наше пристанище на ближайшие сутки. Когда я вошла, то глаза еще долго адаптировались к темноте, даже не смотря на свет фонарей и свечей, которые мы зажгли, поставив их в местный канделябр и люстру.

Здесь был водопадПопив чаю с бутербродами, пошли на другой берег волги искать новые лазы, но оба найденных оказались заваленными. Надо ли говорить, чего мне стоил этот переход, шли друг за другом, с промежутками в 10м, след в след, причем к тому моменту, когда следующий вступал в след, впереди идущего в нем уже было воды по щиколотку.

А вот назад через Волгу шли гораздо быстрее, нас подгонял вид оравы школьников-туристов, которых вывезли для первого знакомства с пещерами. Так что это оказалось очень даже популярным местом. Оставшийся день решили посвятить ползанью по пещерам, которые состоят из двух частей, левой и правой (по направлению от входа соответственно). Решили начать с правых и Ольга тут же попросила ребят отвести нас в грот «Красных женщин», она не стала объяснять, почему он так называется, сказала, что мы сами всё поймём, когда увидим. По дороге до грота мы Серега идет в гости к медведюощутили, что значит «грязно», было не просто грязно, а действительно ГРЯЗНО!!!! Очутившись в гроте, мы всё сразу поняли, весь потолок и стены были разрисованы красными женскими фигурками, впрочем, среди них была обнаружена и одна особь мужского пола (явно радовавшаяся обществу в котором она оказалась). Мы пошли дальше и ребята нам показали несколько лазов с очень своеобразными названиями, в общем-то соответствующими содержанию - «кишка», «Машка», «очко». Попробовав залезть в кишку (перед лазом в которую были прибиты правила пользования пассажирским лифтом), от посещения очка мы дружно отказались, так как влезть туда можно было только подняв обе руки вверх ногами вперёд, ну или рыбкой, кому как больше нравится, и в том и в другом случае рискуя застрять и остаться там худеть - неделю не меньше :).

Снегирь или мальчик-зайчикНалазившись вдоволь, мы присели отдохнуть и ребята предложили погасить фонари и несколько минут посидеть в полной темноте, говорят если больше трёх суток находиться в пещерах, то полностью сбиваются биологические часы, а при длительном сидении в темноте мозг начинает очень реально проецировать различные картинки и звуки, но я так ничего и не увидела, наверное мы мало сидели, и при этом много разговаривали. На обратном пути Руслан с Серёгой отстали и устроили нам маленькое приключение под названием «Найди дорогу домой», что мы после немногочисленных споров и хождений по кругу и сделали!

Тропа через Волгу - кто найдетПотом мы полезли в левую часть пещер, там всё оказалось несколько иначе, входом в пещеры служила узкая извилистая щель, которую почти не видно, когда надо найти выход обратно наверх. Там уже не было таких относительно просторных гротов, где можно было бы устроить стоянку, потолки представляли собой не цельные своды, а отдельно нависающие плиты, кое-где подпёртые старыми деревянными кольями, и было точно понятно, куда надо стукнуть, чтоб вся эта красота свалилась тебе на голову. Особенно страшно стало, когда Руслан стал показывать плиты, которые ещё год назад висели на потолке, а вот теперь лежат здесь у твоих ног. Зато здесь мы встретили большое количество летучих мышей, которые свисали с потолков пачками по 6-8 штук прямо на уровне лба, а временами пролетали мимо, видимо разбуженные светом наших диодников.

Дорога назад прошла без происшествий, мы шли и думали, что никто ведь не поверит, что, отметив Андрюхино ДР в пещерах семь человек припёрли не распитую 0,75 немироффской перцовки обратно!!! (кроме нёё с собой у нас было всего 1,5 л глинтвейна)

Перед отъездомВ общем, осталась масса впечатлений и БОЛЬШОЕ желание вернуться еше!!!

Кроме того, мой словарь пополнился вот такими вот экземплярами:

тур – пирамидка из камней, для ориентира на поворот,

шкурник – щель, в которой вы рискуете остаться без свитера и ободрать спину (лучше оденьте комбез),

кап – искусственно созданное, например, с помощью бутылки, миски или просто полиэтилена, подставленных под капающую воду место для скопления питьевой воды (иногда стоит прям по середине тоннеля, очень удобно, попил и дальше полез)

телевизор – квадратный лаз величиной с экран монитора.

закольцеваться – ходить по одному и тому же коридору или системе коридоров, все время возвращаясь на место старта.