Бауманцы на Кавказе

Это лето началось с неопределенности, то ли ехать в горы на Кавказ, то ли в Крым на скалы. В общем, приехав в Джан-Туган, никто из нас не ожидал (исключая инструкторов, конечно), что будет так тяжело. Во-первых, высота. Кушать, гулять, спать и т.д. на высоте 2300 м.н.у.м. не привык никто. Болела голова, но акклиматизацию стоически выдержали все. Тренировки начались сразу же. Мы осваивали технику хождения по снегу и льду, учились ставить закладки и ходить по сыпухе так, чтобы при этом никого не зашибло. Оказалось, что мы не знаем ничего. Нашему удивлению не было предела. Когда наши инструктора решили, что мы уже акклиматизировались, они устроили нам день отдыха. Весь этот день мы таскали, какие-то ящики, разные столы, стулья, шкафы, книги, убирались в столовой, и в фойе. В довершении чего наелись шашлыка. Короче говоря, пришлось делать еще один день отдыха. Прожив его не напрягаясь, мы собрались и на утро следующего дня двинули на Зеленую гостиницу. Цивилизованно записались на КПП, т.к. мы находились в погранзоне (с Грузией). Переход прошел удачно, намного быстрее, чем мы ожидали. На Зеленой мы соорудили бивуак и принялись в нем жить. Несколько раз основательно покушав, наконец, все легли спать. Ожидание чего-то нового буйно трепыхалось внутри и совершенно не спалось.

Вставали мы ужасно. Мысли такие: июль месяц! Лето! Почему так холодно?!?? Зачем мы приехали сюда и нафига мы встаем 4 часа утра. Но мы стойкая команда! И преодолев остатки сна, собравшись, мы пошли. Пошли в первый раз. Неизвестно куда (Вершину Виа-Тау не видно с Зеленой). Такое стремное чувство, ты идешь в горы. Горы. Какие они? Их видно издалека. А что видно с вершины. Насколько будет трудно идти? Когда тебе говорят, что надо будет работать 12 часов без перерыва и перекуса, легкий холодок пробегает по спине, ты боишься, что не справишься, что подведешь отряд. Но мы уже вышли, и назад пути нет. На каждом шагу максимально экономишь силы, потому что не знаешь, сколько еще идти. И что там впереди.

Подход мы преодолели без проблем. И к первой остановке подошли полными сил. Поэтому во время отдыха фотографировались и трепались, с сомнением глядя на тропу резко уходящую вверх. Но скоро, взяв снаряжение, мы пошли дальше. Шли не торопясь, еще несколько раз останавливались, вышли на снег и, взявшись за ледорубы, потопали дальше. Перед последним рывком, выйдя на хребет, мы остановились, инструктора обьявили что мы идем с опережением на 2 часа. АААААААааааааааааааааааааа!!!!!!!!!!! Ай да мы!!!:). Молодцы. Тут нам, наконец, ткнули пальцем в цель, которую оттуда было прекрасно видно, и мы, побросав ледорубы, начали двигаться по скальной гряде в связках. Меньше чем через час мы были на вершине. Вот она какая. Вершина. Пятачок 20 кв.м., камушки валяются, снегом припорошенные. И все. Мы сразу решили, что эта вершина разминочная и все-таки 1б категория сложности не наш предел. Порадовались. По фотографировались. Оставили записку и начали спуск. Самое интересное началось, как только мы подошли к снегу... да, конечно, на тренировках мы глиссеровали, но там склон был по углом ~ 40 градусов, а здесь еще на 40 больше. Достаточно круто даже для таких героев как мы. Было решено спускаться с перилами. Но тут вышел казус. Никто из простых смертных т.е. новичков, не знал как енто делать. Сергей Борисович и Сергей Николаевич пытались нам объяснить. ...но это вышло не сразу, говорят на высоте сосуды сужаются и человек мыслит медленнее... Вобщем, немного погодя, до всех дошло и мы спустились вниз к тропе. Уже давно был день, и солнышко вовсю старалось. И мы, наконец, поняли, занафига мы встали в такую рань. Снег на солнышке тает и начинается банальный камнепад. Камни просто падают рядом или не рядом. Нам повезло, время больших камней еще не пришло, и мы поспешили, дабы не испытывать судьбу. По тропе мы живенько дошли до лагеря, где нас никто так рано не ждал. Но нас не пустили сразу отдыхать, а поставили в линейку, и Сергей Борисович торжественно поздравил нас с первой в жизни вершиной.

Еще долго все ходили по лагерю, раскладывали сушить промокшие в снегу вещи и хвастались, что не устали. Было решено сразу идти в Джан. Сразу после еды, конечно.

Придя в лагерь и, наконец, помывшись, всех как-будто выключило. Стоило только положить голову на мягкие подушки, как сразу каждый проваливался в сон.

После нашего восхождения был день отдыха. А на следующий день мы пошли на камень «Не кантуй», лазить. Все-таки мы скалолазы и долго без этого прожить не можем. Улазившись на несколько дней вперед мы, довольные, придумали, где будем набивать новые маршруты. Но утром нас ждал неприятный сюрприз, легкий туман, от которого к концу завтрака обычно не оставалось и следа, не исчез даже к обеду, хуже того, это был не туман, а облако с дожем. Где-нибудь на высоте 1000 из него шел дождь, а у нас даже капель не было, но выходя на улицу вещи пропитывались водой из ниоткуда. Мы решили не выходить на улицу, чтобы спасти гардероб. Так было около 5 дней. Мы начали изнемогать от безделья. Мы просто плюнули на дождь и начали бегать, чтобы не зарасти жиром, что возможно, если все время кушать в нашей столовой. Погода стала улучшаться, и мы начали бить маршрут.

В горах принято после непогоды ждать несколько дней и только потом идти на восхождение. Мы, соответственно, выждали нужное время, сходили в КСП (Контрольно Спасательный Пункт), заявили наш маршрут и пошли на Зеленую. Все было хорошо, мы собирались пройти на Виа-Тау по маршруту 2а, через длинный гребень. Утром встали, было намного холоднее чем в первый раз, и пошли. На КСП нам сказали, что ледовая обстановка маршрута хорошая, и кошки не нужны. Видать информация была не свежей. Преодолев подход, мы вышли на снег. Очень жесткий. Первую часть мы шли нормально, т.к. уклон был небольшой, когда же стало круче, пришлось делать перила. Натягивать веревку. По описанию там должна была быть тропа, только ее не было, была свеже сошедшая лавина. Поход выдался тяжелый, все устали. Было два человека с кошками они провесили перила, и переправляли всех. Мы потеряли много времени и сил. Когда наконец вышли на перевал, внизу уже начался достаточно сильный камнепад. Стало немного не по себе. После перекуса началось движение в связках по гребню. Там, наконец, мы начали понимать, что связывает альпинизм и скалолазание. Были моменты где нужно было действительно лезть. Все были только рады этому. С непривычки к другой страховке, такой переход занял больше времени. Когда пришли на вершину, там оказалось еще две команды. Мы выпили вместе чаю на фотографировались, и пропустив ребят из Украины стали спускаться. При сходе на подтаявший на солнце снег, мы уже не боялись большого уклона и без перил, обогнав все команды, быстро спустились вниз. После небольшого отдыха в лагере мы подумали-подумали и решили идти в Джан на следующий день.

Наглядно была ясна разница между категорией 1б и 2а.

Несколько дней после восхождения мы лазили, набивали маршруты, бегали в Шхельду за чебуреками. Наш выезд походил к концу, и инструктора предложили сделать восхождение на перевал ВЦСПС. Утром пораньше мы встали и пошли.

Из лагеря видно тропу на ВЦСПС, она вселяет УЖАС в сознание новичка-значкиста. Но круче только яйца, и выше только звезды. Подавив приступы сковывающего страха мы шли. Шли долго, тропинка змейкой бежала впереди и все не кончалась. Мы шли, отдыхали и снова шли. Это был самый трудный подход, хотя шли не на вершину. Прибыв на холодные ночевки, мы организовали чаек с бутербродами, одна банка разогретой тушенки на четверых. Короче мы отдыхали слишком долго и съели слишком много. Последняя часть подъема далась намного тяжелее предыдущих. Но ведь далась! Добравшись до вершины, мы посмотрели на Курмычи. Но не пошли туда. Видели три красивые вершины МНРы. Но это неподвластные нам, пока, 4а. Посмотрели на это дело, и пошли обратно.

Бег по крутой тропе вниз неблагодарное дело, здесь нужна суперобувь. Но мы выжили, и без потерь пришли в лагерь.

Стоит отметить, что значки, которые полагаются всякому, кто был хотя бы на одной вершине, нам не достались. Работники КСП практически всем составом ушли на спас работы. И нужного ответственного лица мы не нашли. Уезжали и с радостью и с грустью. Очень полюбилась река Баксан, к которой было запрещено подходить на пушечный выстрел. Облака, которые все время зацепляются за вершины гор. Огромное количество худых коров, на самых разных высотах. Шашлык из этих бедных животных, который плохо жуется. Очень домашняя атмосфера лагеря. И просто красота, которая везде вокруг.

Мы скалолазы, а не альпинисты, но мы до чертиков гордимся, что у нашего университета есть такой Альп лагерь.