Пяднецо с Йожегом Фото автора
Много ли мы знаем песен о скалолазах? Не об альпинистах, а именно о скалолазах. Тут же приходящий на ум Владимир Семенович со своей скалолазкой отпадает, ибо про альпинистов это. Flore, конечно, недавно в блоге свое творчество публиковала, но это локальные развлечения на базе переделки Чижовской переделки толи народного фольклора, толи еще чьей-то переделки чего-то еще.
Я вот, например, ни одной не знаю. Так чтобы вечером, в неровном пламени костра можно было бы достать испытанный в многократных выездах под скалы «Фендер» и спеть всем коллективом. Про спортсменов-скалолазов. Поются все равно туристские или альпинистские песни, бывает рокерские. В чем же причины этого явления?
Начнем с теории. Для возникновения мощного пласта народного творчества необходимы две вещи:
- Сподвигающая романтическая составляющая
- Наличие свободного времени.
Возьмем, к примеру, такие многократно воспетые области деятельности, как альпинизм и туризм. Романтическая составляющая – пожалуйста. Команда единомышленников собралась идти, скажем, в горы, куда ее никто не звал. Еще романтичнее, если команда эта недавно набралась по объявлению. И вот, разнополый коллектив, окруженный красотами природы типа «закат в горах», преодолевает трудности и лишения, созданные непредупрежденным мирозданием на его пути. Преодолевает героически, отбиваясь от орлов и снежных барсов, уклоняясь от камнепадов и лавин, коротая те короткие промежутки времени, когда заезженный организм уже прекратил восхождение, но еще не отвалился ко сну, у костра, газовой горелки или за коллективной медитацией на предусмотрительно опломбированную «аварийную» фляжку со спиртом из аптечки. Но вот она, долгожданная вершина! Цель достигнута, все позируют перед фотоаппаратом и спускаются обратно, вниз, в города, чтобы вновь раствориться в бесконечных пространствах офисных «кубиков», в царство фастфуда и колы. И тут один участник закончившейся экспедиции вспоминает, что в суматохе совершенно как-то забыл признаться в любви другой участнице. А уже все, «в суету городов и в потоки машин…». И вот, в нетерпеливом ожидании следующей экспедиции он сочиняет прекрасные песни и стихи, воспевая горы, природу и все остальное. Это к вопросу о свободном времени.
Замечательно. Теперь возьмем скалолазов. Собрались, приехали, установили палатки (заселились в кемпинг). Пошли полазать. Вернулись, употребили портвейн. Проснулись, пошли полазать. Условный Ваcя пролез 7 A, 7 B с карнизом и провесил 8 A. К обеду стало лень, вернулись, употребили портвейн. Местное население украло веревку. С утра встали, пошли полазить, Условный Вася вылез 8 A, пришли обратно, употребили портвейн. С утра встали, посмотрели друг на друга, употребили портвейн. Куда-то дели оттяжки, кто-то погнул «восьмерку». Настало утро. Пошли лазать ватер-соло, проимели тапки. Употребили портвейн. Сели в поезд вернулись в город, через два дня встретились на скалодроме, отметили.
Где романтика? Воспевать седьмой и девятый перехват Условного Васи или бой с представителями местной фауны за последнюю бухту веревки Beal? Цель не будоражит воображение. Вот зайти пешком на Эльбрус и три дня просидеть на вершине выше всех, гордо свесив хвост – это да, это сила. А залезть на стенку пусть даже тридцатиметровую, пусть даже 9 a для того чтобы потом вщелкнуться в последний шлямбур и внизу раздать автографы немногочисленным соратникам, понимающим поистине космический масштаб происшедшего… Мда…
Конечно, можно возразить, что спорт дескать молодой но… Много ли мы знаем песен о синхронном плавании? Или о храбрых толкателях ядра? Или вот про керлинг?... Есть, конечно, еще песня «не кочегары мы не плотники», не про спортсменов, но тоже про специалистов узкого профиля. Только где бы она была без многократного повторения на волнах всесоюзного радио? А вот скажите, вы видели хотя бы раз альпиниста, залезшего с гитарой на фонарный столб, для того чтобы спеть пятьдесят раз подряд новую замечательную песню «пра горы»? Дабы сограждане послушали-послушали да и свыклись с тем, что вот эта песня теперь им строить и жить помогает. Я не видел, а вы? Если встретите без сопровождения дюжих парней в белых халатах, вы знаете, куда его сдать.
Примите патетическую позу, закатите глаза, начните петь «Парня в горы тяни, рискни» или «Лыжи у печки стоят» и вам начнет подпевать любой гражданин бывшего СССР. Даже если он горы только с пляжного топчана и видел, а в лыжах его организм последний раз безнадежно запутался на уроке физкультуры в девятом классе, после чего физрук, обеспокоенный собственной безопасностью, запретил этому организму посещение занятий вовсе.
Отсутствует осязаемый процесс, о котором можно отчитаться, показать пальцем, рассказать любимой женщине так, чтобы она поняла. Альпинисты залезли во-о-он туда. «Ух, ептыть!»… Туристы, потеряв рюкзак с едой, сделали крюк в сто километров по тайге приангарья и с последним сухариком на вытянутых руках вышли к своим. От их осунувшегося вида навзрыд плакали медведи. А они смотрели друг на друга и не замечали ни часов, ни километров… Спелеологи вылезли непонятно откуда, все в грязи, одни глаза горят. Увидев это, суеверное местное население покинуло насиженные места. А они даже не заметили срочной эвакуации: "нашли ход, прошли еще семьдесят сантиметров вглубь!" - орут... А на нашей скале Условный Вася сделал, наконец, уход с пассива и крест на мизер. И пошел употреблять портвейн.
О чем песни-то сочинять? О том, как нагружать зацепки? И кто их потом петь будет кроме Условного Васи, да и то в ванной, когда вся семья в дальнюю комнату забилась? Конечно, и в условиях скалодрома полно места для сложных межличностных отношений. По себе знаю. Но связать одной песней любовь и зацепки почему-то не хочется. Так мы, видимо, и будем с этим жить.
|