Dave MacLeod на Rhapsody, E11 7a
(фото любезно предоставлены Paul Diffley с Hotaches.com)
Но для меня скалолазание в первую очередь – не достижение целей, или даже не просто получение удовольствия от красивого исполнения, риска и гор. На самом деле, все это для меня второстепенно. Самое главное, что побуждает меня все время лазить и проходить сложные маршруты, - это использование воображения.
Для многих скалолазов лазить – это выбрать маршрут, который, как ты думаешь, реален для тебя, и постараться пролезть его онсайт. Все усилия, духовные и физические, сфокусированы в кратком промежутке времени лазания, и после этого все заканчивается. Все ощущения связаны с тем, что происходит в реальности, прямо сейчас. Это дает чувство удовольствия, но мало простора для работы воображения. Я больше всего ценю тип лазания, когда выбираешь гораздо более сложный маршрут, который у тебя нет шансов пролезть или даже сделать по движениям, даже после нескольких попыток. Но ты пробуешь зацепки и положения, и теперь может вступать в работу воображение, и начинается творчество. Я провел много времени, лазая на Dumbarton Rock, потому что этот тип скал особенно подходит для получения удовольствия от этого процесса. Есть очень много рельефов и граней, которые можно обработать, но часто они неприятные, скользкие, и зацепки не очевидны. И конечно, можно, просто это немного сложнее, проделывать такую же творческую работу с некоторыми более распространенными типами скал, например, известняком. Есть ясная задача; последовательность, которая будет помогать твоему телу пролезть линию, но чтобы дойти до конца, нужно проделать большую духовную работу (или это игра?).
Когда я открыл для себя этот творческий, можно даже сказать артистичный, способ подняться на более высокий уровень и попробовал невозможные на первый взгляд маршруты, мне открылся совершенно новый уровень опыта. Я просто не представлял себе, что можно получить столько удовольствия и так многому научиться на том, что сначала казалось довольно простой работой на несколько лет. Я даже начал слушать и читать то, что Johnny Dawes говорил о своих прохождениях, и некоторые вещи имел смысл! О чем я говорю? Ну, основные моменты по отработке движений превратились всего лишь в голый костяк всей работы, зато гораздо важнее стали более тонкие моменты последовательностей движений и мысленных последовательностей. Настоящие изменения произошли, когда мне больше не нужно было быть на маршруте, чтобы работать над ним. Я мог держать всю «информацию» в голове и работать над тем, как улучшить движения в любой момент, когда я чувствовал необходимую концентрацию. Весь этот процесс лазания происходил в моей голове, даже когда я не мог добраться до скалы, а когда я возвращался на маршрут, я наслаждался прогрессом в невозможных движениях, при том, что до этого я даже не притрагивался к зацепкам! И параллельно с этим я узнал гораздо больше о всевозможных психологических тонкостях, которые определяют прогресс или регресс; физическом и психологическом импульсе (и то, и другое – и в кратковременном, и в долгосрочном плане), влиянии других и, вообще, значение, которое я придаю прохождению маршрута.
Проект Rhapsody является для меня предельным выражением всех этих аспектов, он очень много выжал из меня, столько, насколько я вообще мог выложиться больше, чем за год, но он и дал мне очень много. Я был загипнотизирован всем процессом, особенно тем, как влияют неудачи, когда ты уже выложился, насколько мог. На предыдущих маршрутах, например, падая 11 раз на Achemine или вырывая единственную точку страховки на Holdfast, я мог просто принимать эти неудачи и продолжать следовать «плану». На этом маршруте, Rhapsody , после неудач, как, например , падение на станцию с высоты 20 м, вырывание ключевого подхвата (и уничтожение 50-дневной работы над последовательностью) или веревка, обмотавшаяся вокруг ноги при падении и получение серьезной травмы, было действительно тяжело приходить в себя, даже имея за плечами многолетний опыт.
Но погружение в такие интенсивные переживания – это не единственное, о чем думаешь во время лазания, еще нужно остаться живым и здоровым. В «реальном мире», где долезаешь до верха или срываешься, рискуя серьезными неприятностями, я должен был серьезно подумать и спросить себя, стоят ли того эти переживания. Может быть, уже было поздно, когда я болтался на середине стены, напротив ключа, но я все еще задавал себе вопросы. Я пытался найти во всем этом положительную сторону, говоря себе, что, если я действительно не хотел быть там, у меня была последняя возможность выйти из игры прямо здесь и сейчас, дойдя до верха. Я все еще изводился сомнениями, но я понимал, что это имеет смысл.
Я трясся, бормотал и дрожал на ключевых движениях. Меня всегда поражает, как представляешь себе, что самое важное в твоей жизни прохождение будет происходить в похожем на сне состоянии совершенства, - но в реальности это только холодная ожесточенная борьба. Как я и предвкушал длинными ночами тренировок в течение зимы, в момент рывка на топ исчезло все напряжение, волнение и сомнения, и остался неописуемый кайф. Как сказал один из местных, смотревших снизу: «Ни один наркотик не дает тебе такого кайфа!»
Я думаю, что все скалолазы должны попробовать новый маршрут, который в какой-то момент для них сложен. Опыт лазания новых маршрутов очень отличается от повторения маршрутов других. Он вынуждает тебя быть честным с самим собой по поводу своих мотивов и способностей, а еще – открывает тебя мнению других людей. И это не всегда легко! Если вы не можете найти вдохновляющую нетронутую скалу нужной категории, приезжайте в Шотландию, у нас их много.
Описание маршрута:
Rhapsody E 11 7a ** Дэйв МакЛеод, 9 апреля 2006 г.
Во всех отношениях исключительно тяжелый опыт. Этот маршрут следует настоящей линии щели Requiem, продолжая ее до самого верха стены. Начните с Persistence of Vision, чтобы добраться до полки. Лезьте по щели Requiem до того места, где она заканчивается, и Requiem уходит направо. Идите налево (хорошее место, чтобы встряхнуть руки). Бросайтесь прямо на стену, лезьте по тонкому выступу, чтобы добраться до лучших граней тонкой горизонтали (стараясь не уйти налево). Бесстрашно идите траверсом направо вдоль горизонтали, чтобы снова вернуться к щели, расположитесь в ней (ключ) и без остановок двигайтесь дальше по щели до самого верха. Лазание F 8с/8с+ с перспективой упасть до станции с последних движений. При первопроходе я лез его с верхней, повесив все железо на лидера.
Примечания по поводу категории:
Это явно высокая категория. Это результат физической и технической сложности лазания. Это самая тяжелая последовательность, которую я когда-либо делал, тяжелее, чем 8c и 8b. 8с+? Возможно, я никогда не проходил ни одной, так что я не знаю. Поэтому, скажем 8с. Но это к тому же очень техничное лазание, очень хитроумная последовательность. Другая сторона – это риск; падение на 18-20 метров с верхних движений, иногда – отскакивая от страховочной полки. Очень сильный маятник, пришлось пройти вывих лодыжек, сильные порезы и ушибы ступней, ног и спины и раздробленные мышцы икры. А если ты перевернулся и сначала ударился головой? Я думаю, новая категория может быть обоснована, потому что этот маршрут может получиться только у скалолазов-спортсменов очень высокого уровня, и к тому же у бесстрашных. И это дистанцирует его от предыдущих маршрутов. Он определенно на 2Е сложнее, чем мои Е9, и на 3Е сложнее, чем Breathless . Категорирование сложных маршрутов, на самом деле, всего лишь спекуляции о чем-то очень непродуктивном. Если не Е11, то Е10, это выяснят те, кто повторит маршрут… |