«Люди становятся беспечными, когда чувствуют себя в безопасности». К такому выводу пришли страховые компании, по словам Charles’a Duhigg’a [LA Times, The Odds of Disaster, 01/25/2005].
«В 50-х годах страховые компании начали исследование тревожной тенденции: владельцы автостраховок погибали в дорожных происшествиях чаще, чем те, кто не имел страховки. Современные исследования показывают, что законы об обязательном страховании привели к увеличению смертности от транспортных происшествий с 1970 г. на 6-10%. Застрахованные водители предпочитают быструю езду, если они знают, что после аварии машина будет заменена.» Может ли желание защитить себя и обеспечить безопасность в действительности сделать нас менее защищенными и заставить нас вести себя рискованно? Давайте посмотрим, сможем ли мы ответить на этот вопрос, а именно, в контексте скалолазания.
Многие скалолазы начинают свою карьеру, лазая с верхней страховкой, затем работая вторым, потом лидируя на спортивных восхождениях и, наконец, работают первым на традиционных маршрутах. На первый взгляд это кажется логичной прогрессией последовательно возрастающего риска. Но самое главное – это осознать свое намерение в рамках этой прогрессии. Люди встречают рискованные ситуации с двумя типами намерений: избежать последствий или принять их.
Большинству скалолазов свойственен первый тип намерения (избежать последствий), потому что это подход, свойственный большинству людей в жизни. Мы стремимся избегать риска и стараемся, чтобы жизнь была комфортной и безопасной. Если при лазании с верхней страховкой Ваше намерение состоит в том, чтобы избежать последствий, Вы будете не столь внимательны к тому, как Вас страхуют, к опыту страхующего, к положению и надежности крепления верхней страховки и т.д. Когда Вы начинаете лидировать с этим же намерением, Ваше внимание будет сосредоточено на том, чтобы не упасть. Падение может быть рискованным и привести к последствиям, которых Вы изначально стремились избежать. Например, желание избежать падения приведет к тому, что внимание будет сосредоточено на том, как спуститься вниз лазанием, как сильнее схватиться за зацепки, как остановиться, повиснуть на страховке и т.д. Другими словами, Вы будете обращать внимание на то, что нужно сделать, чтобы предотвратить падение. Однако если Вы упадете (а, в конце концов, Вы упадете) из-за того, что Вы так старались избежать этого, Ваше внимание будет полностью отвлечено, увеличивая риск получить травму.
Если Вы лезете, стараясь принимать последствия, Вы обращаете внимание на каждый аспект ситуации, включая возможные последствия. Вы принимаете риск. Вы знаете, что, в конце концов, Вы упадете, и принимаете это. Принимая возможность падения, Вы уделяете больше внимания изучению падения: силе импульса, тому, как Вас будет страховать напарник, провису веревки, типу падения и т.д. Даже если Вы не отрабатываете падение, Вы будете меньше его избегать. Другими словами, Вы будете расслаблены и внимательны к тому, как нужно реагировать при падении, чтобы оно было как можно более безопасным.
Duhigg также констатирует, что до 90-х гг. большинство психологов полагало, что счастье, безопасность и удовольствие являются мотивом большинства решений. Но позднее некоторые исследователи пришли к заключению, что люди хотят не только быть счастливыми, но и чувствовать себя живыми. Это порождает трудности. Люди хотят почувствовать себя живыми, но они будут стремиться к этому, направив намерение на сохранении безопасности и надежности. Мы по-настоящему чувствуем себя живыми, когда бросаем себе вызов и когда наше внимание сконцентрировано на настоящем моменте. Когда намерение состоит в том, чтобы сохранить безопасность, надежность и игнорировать последствия, мы не бросаем себе вызов, поэтому наше внимание отвлечено. Чтобы испытать чувство быть живым, нужно быть вовлеченным в ситуацию. Однако ситуация вызова имеет неизвестные аспекты, которые вызывают последствия. Если мы отбрасываем эти последствия, мы концентрируем внимание на обстоятельствах, внешних ситуации вызова. Например, когда мы лезем, наше внимание направлено на окончание подъема, на желание, чтобы падение было не очень жестким, на нежелание упасть и т.д. – аспекты, вызывающие желание сохранить удобство и безопасность. Такое направление внимания уводит его от настоящего момента, и отвлекает нас. Отсутствуя в настоящем моменте, мы не даем себе почувствовать себя живыми. Когда наше намерение – принять последствия, мы ищем способы принять вызов. Это приводит к концентрации внимания на ситуации и последствиях. Например, во время лазания наше внимание направлено на то, что нужно сделать в настоящий момент: где находятся зацепки, где находится следующий шлямбур, место, где можно отдохнуть, насколько низким будет падение и т.д. Когда наше внимание направлено на настоящий момент, мы глубоко погружены в ситуацию и поэтому чувствуем себя наиболее живыми.
Нет ничего неправильного в последовательности верхняя страховка - нижняя страховка - традиционные маршруты, пока Вы готовы принимать последствия. Однако я рекомендую сразу начинать лазать с нижней страховкой. Это заставляет Вас более остро осознавать последствия. Слишком много скалолазов начинают заниматься спортом, считая, что скалолазание безопасно. Скалолазание не безопасно, оно связано с риском. Вы можете снизить риск, но не можете сделать его совершенно безопасным. Если Вы осознаете это, Ваше внимание эффективно направлено на настоящую ситуацию и ее последствия. Менее вероятно, что Вы будете чувствовать себя безопасно и защищенно и вести себя так, чтобы по возможности избежать риска. Мир парадоксален. Только признавая и принимая риск и его последствия, Вы будете правильно реагировать на опасности и их последствия. В результате Вы поймете, что значит скалолазание в Вашей жизни и как оно удовлетворяет Вашу потребность почувствовать себя живым.
Arno Ilgner является основателем и директором многогранного Desiderata Institute , в котором существует Warrior’s Way Course (курс Путь Воина), созданный специально, чтобы помочь скалолазам преодолеть психологические препятствия, мешающие достижению лучшего результата. С 1973 г. Arno разрабатывал и совершенствовал специальные физические и психологические методы тренировки, не только уникальные, но и высоко эффективные. Этим методам обучают в Warrior’s Way Course . Помимо деятельности в институте он также работает гидом в горах и на скалах на юго-востоке США. Он служил командиром взвода в армии США в Корее и Колорадо, является членом American Alpine Club с 1983 г. Arno – соавтор первого путеводителя по Fremont Canyon в Вайоминге, публиковал статьи в журналах Rock & Ice, Boulderdash! и Climbing . К сфере его интересов относятся альпинизм, спортивное скалолазание, фриклайминг, бигволл.
|