"E 11" – рецензия и интервью с создателями (фрагмент)

Пятница, 13 октября, 2006

Несколько дней назад я посмотрел "E 11” - историю об одержимости, неудачах и успехе Dave MacLeod'a при работе над маршрутом Rhapsody (Dumbarton Rock, Шотландия), считающемся сложнейшим однопитчевым тред-маршрутом. Я выждал несколько дней, чтобы собраться с мыслями для написания этой рецензии.

На мой взгляд, если фильм не выходит у вас из головы на протяжении нескольких дней - это хороший фильм. Одни запоминаются сильной сюжетной линией, другие затрагивают более эмоциональные или интеллектуальные области сознания. Я же за последние дни бессчетное число раз мысленно возвращался к этому фильму.

Dave тренируется на дверном косяке в своей скромной квартире (звуки, сопровождавшие интенсивные подтягивания, смущали соседей)

Сюжет хорош – на пленке запечатлена работа и неудачи топ-клаймера в ходе его двухгодичного «приключения» - поиска новой линии на монолитную, исписанную граффити стену Dumbarton Rock в малоизвестном пригороде. Но история не только о его попытках «сделать» маршрут, но и об одержимости, которая требуется для работы над маршрутом такого уровня, о переживаниях по поводу успехов и неудач, о леденящих душу криках и травмах и все это на фоне неизвестности. А может ли вообще эта линия быть пройдена?!

Эмоциональное напряжение, вызванное переживаниями по поводу маршрута, было настолько сильным, что сказалось на отношениях Dave'a с женой, Claire. По ходу фильма, Dave признает, что «маршрут полностью завладел моей жизнью», и так же есть несколько «сильных» переживаний Claire, которая всеми силами старалась поддержать его амбиции. Она признает, что в какой-то момент «начала терять с ним связь. Такое ощущение, что, разговаривая со мной, он мысленно проделывает необходимые движения. И каждый раз, просыпаясь, и часто среди ночи, я вижу его остекленевший взгляд

Зритель испытывает чувство неловкости, как если бы он вмешивался в интимную жизнь этой пары, наблюдал за их жизнью в скромной квартире, в постели. Мы видим их, занимающимися личными делами и обсуждающими свою жизнь. Вас не покидает чувство, что вы стали свидетелем чего-то такого, чего не должны были видеть. Но в то же время вам хочется погружаться в их жизни все больше и больше.

Жена Dave'a Claire , страхующая и сосредоточенно всматривающаяся в «скальную забаву» своего мужа

Когда же дело доходит до сцен с лазанием, то перед зрителем возникает не глянцевая картинка, полная отчаянных и в то же время постановочных движений, «отполированных» до блеска постановщиками.

Ничего подобного! После затянувшегося изучения маршрута, Dave пролез его с «верхней» страховкой. Это было для него сродни откровению, он осознал, чего ему будет стоить этот маршрут и высказал свое мнение: «Черт возьми, теперь я должен пройти его с нижней!». А после были станция в 35 футах под ним и прыжок на «топовые» зацепки, срывы , отломанны е зацепки, вырванные точки, глубокие падения, разочарования, травмы и даже немного крови!

Иногда очень хочется, чтобы он сдался – вы просто не в состоянии смотреть на то, как он в очередной раз бьется при срыве (а этого было более чем достаточно). После срыва на одном из завершающих движений, Dave в отчаянии вскрикивает: «Какого черта! Что я еще должен сделать!».

 

Dave аккуратно проходит «ключ»
Неудачное падение – вывих лодыжки. Повод для нескольких дней отдыха

 

Принимая во внимание всю серьезность этого предприятия, Dave решает обезопасить свои попытки и одевает каску. И именно в этот самый день он серьезно бьется о стену при срыве. После он говорит: «Все последующие попытки я буду в каске». Один из кадров, снятый общим планом, дает полное представление о расстоянии, которое пролетал Dave при срывах, и заставляет зрителя задуматься. А он шутливо восклицает: «Я точно заслужил свои 11 Е-очков!».

 

Cabby (оператор) успел поймать момент срыва – мгновение в кадре и затем глубокое падение
Dave снова рассекает воздух, но выглядит на удивление спокойным

 

На протяжении всего фильма напряжение не спадает, но периодически прерывается интервью с Claire, Cubby, Niall McNair и страхующим. В фильме есть несколько забавных моментов, например, местный рэпер, живущий неподалеку от скалы, собаки, гоняющиеся за пивными банками, граффити и думбартонские подростки, имеющие весьма дурную репутацию.

Наконец, на 10й попытке прохождения маршрута Dave «делает» его – Raphsody, E 11 у него в кармане! Экстаз самого Dave передается зрителю, я внезапно поймал себя на мысли, что весь фильм был жутко напряжен, и меня терзало чувство ожидания, но наконец-то можно расслабиться и вздохнуть!

 

Думбартонские подростки, затаив дыхание, наблюдают за действом, разворачивающимся перед ними
И, наконец, …. УСПЕХ!

 

Ребята в монтажной были очень заняты, но это принесло свои дивиденды

Несмотря на тот факт, что все мы слышали и читали о прохождении Dave 'ом «E 11», не посмотрев фильм невозможно представить, чего требуют достижения такого уровня. Этот короткий фильм (41 минута) – грандиозная работа по освещению успеха Dave'a в его внушительном достижении и я настоятельно рекомендую смотреть этот фильм всем , не зависимо от уровня вашего лазания. Это замечательная история о стремлении к успеху, не смотря ни на что! В заключении Dave говорит: «теперь я абсолютно свободен, и уже смотрю в будущее». И я уверен, что Claire вздохнет с облегчением – жизнь снова вернулась в нормальное русло … до следующего раза …

Интересно, планируется ли производство «сиквела»? Итак, «падите ниц» перед Dave'ом, сделавшем маршрут, и «снимите шляпу» перед Paul Diffley и Dave Brown (команда Hot Aches), за их усилия по созданию фильма и за то, что поделились им с нами. Они потратили на него около двух лет, 500 часов монтажа , более чем 50 часов отснятой пленки, но преуспели в производстве и сделали по-настоящему интересный и запоминающийся фильм. И я не сомневаюсь что “E 11” быстро станет классикой, сравнимой со «Stone Monkeys».

Автор Jo George , Октябрь 2006

 

Интервью с создателями “E 11” (фрагмент)

Paul Diffley - один из многочисленных дней съемок

Hot Aches – эдинбургская компания включает двух человек, увлеченных скалолазанием и созданием кино, их зовут Dave Brown и Paul Diffley (“Diff”) . С момента основания было выпущено несколько фильмов: Cavewoman и All Mixed Up and Fools With Tools. Этот творческий дуэт теперь полностью сконцентрировался на кино- и фото-бизнесе.

Dave Brown является продюсером многих проектов, и помимо этого талантливый оператор и фотограф. Dave занимается скалолазанием уже 18 лет и последние два года в основном путешествовал и лазил в Европе и Америке.

Paul тоже занимается режиссурой, продюсированием и съемкой, а также является основным генератором идей (все самые эксцентричные идеи предлагает он). Diff ” увлекается скалолазанием и горным велосипедом. Он променял свою карьеру в ИТ области на «гламур» и успех!

Jo: Первым делом примите мои поздравлени я - фантастика! Вы, вероятно, очень довольны собой и испытываете облегчения от того, что фильм закончен?

Paul: Спасибо Jo мы оба очень довольны результатом. У нас был очень специфический материал и восхитительный сюжет, так что главной задачей было грамотно соединить эти компоненты в готовый фильм.

Dave B: Нам удалось уложиться в намеченные сроки и это здорово, но успокаиваться нам еще рано, так как теперь мы с волнением ожидаем реакции зрителей.

Jo: Сколько времени понадобилось, чтобы сделать фильм от начала до конца?

Paul: Всего у нас получилось около 50-ти съемочных дней начиная с того момента, как Dave начал серьезно работать на маршруте и до его победы приблизительно год спустя.

Jo: Вы присутствовали при каждой его попытке прохождения?

Dave B: Мы были обязаны присутствовать при каждой такой попытке, насколько сложно бы это не было осуществить. Фильм бы много потерял, пропусти мы финальную попытку. Было бы невозможно воспроизвести для камеры эмоции, которые Dave выражал после прохождения маршрута. Также было бы невозможно отснять фильм по частям из-за опасности и протяженности сложнейшего участка.

Paul: Абсолютно так. Dave не мог подстраиваться под съемочную группу. Если он чувствовал, что готов, и условия были подходящими, он делал попытку в не зависимости от готовности группы. И это конечно не облегчало нашу задачу. У меня было много других дел и приходилось брать много отгулов. В конце-концов мой работодатель начал меня подозревать и пришлось выдумать более убедительное заболевание, под которое можно было б выбить несколько отгулов зараз ... Например, болезненное расстройство желудка. К счастью для меня и моего желудка Dave закончил маршрут до того как я действительно мог чем-нибудь заболеть.

Jo: Какие чувства вызвал первый срыв Dave'a ?

Paul: Я только прошептал: «О, черт»! Но мне нельзя было отвлекаться от процесса съемки терять Dave'a из кадра. Мне кажется, наблюдая за событиями через глазок видоискателя, ты как бы отдаляешься от происходящего. Но с каждым новым срывом смотреть было все тяжелее.

Jo: У вас не возникало ощущения, что нацеленные на Dave'a объективы могут мешать ему: сбивают настрой, оказывают давление?

Dave B: Мы обсуждали это с ним. Иногда фотографы здорово мешают, бегая вокруг и щелкая затворами камер, но с видеокамерами ситуация несколько проще. Во-первых, они расположены дальше, во-вторых, операторы сидят молча и практически не двигаются. Я надеюсь, что Dave воспринимал нас как часть окружающего пейзажа, и мы не доставляли ему особых неудобств.

Paul: Не знаю давило ли наше присутствие на Dave'a . Он так страстно желал успеха, что вряд ли камеры могли помешать.

Jo: Сюжет был придуман до начала съемок или сформировался в процессе?

Dave B: Рабочий вариант сценария написал Paul. Не без помощи N orth Face. Людям, не имеющим отношения к киноиндустрии, покажется странным, что сначала составляется структура фильма, но иначе важные кадры могут быть потеряны.

Paul: Конечно, рабочий вариант претерпел серьезные изменения, но большинство наших идей удалось реализовать.

Jo: Кому пришло в голову вставить кадры с местным рэпером? Классный ход!

Dave B: Почти все нестандартные приемы использованные в «Е11» придуманы Paul 'ом. У него в голове множество безумных идей, но вместо того, чтобы записать его в сумасшедшие, мы включаем их в материал. Почти всегда они оказываются в финальной версии.

Paul: Рад, что тебе понравился рэпер. Я изначально планировал использовать музыку MC Hasta, потому что она здорово подходит к урбанистическому стилю Dumbarton Rock. По ходу фильма он пару раз появляется на экране.

Jo: Все больше шотландских скалолазов можно видеть на экране - это здорово. А почему вы выбрали именно Dave'a ? Что вас больше заинтересовало: он сам или его маршрут? Как вы думаете, это событие встряхнет скалолазное сообщество в Шотландии?

Dave B: Мы и другие производители снимали достаточное количество шотландских скалолазов. Dave один из тех, кто делает интересные проекты высочайшего уровня. Его прохождение Rhapsody конечно выдающееся событие и поражает воображение.

Paul: Изначально планировалось, что фильм будет о маршруте и о том, что требуется для лазания на высшем уровнем. Но в итоге получился рассказ и о самом Dave'e .

Dave B: Мы вовсе не ставили целью рассказать о скалолазании в Шотландии, просто была интересная история. Но хотим мы того или нет, фильм послужит хорошей рекламой скалолазания в Шотландии.

Jo: Какую идею вы пытались заложить в этот фильм?

Paul: В основном это попытка понять на что идет человек лазающий такие маршруты. Зрителям судить насколько нам это удалось. Также мы старались сделать фильм для более широкой аудитории, а не только для скалолазов, но при этом не скатиться к уровню художественного кино.

Jo: Ваши идеи по поводу монтажа картины совпадали, или приходилось идти на уступки друг другу?

Paul: Командовать должен кто-то один, иначе фильм никогда не выйдет. Но другие участники проекта при этом принимают активное участие в рецензировании и генерации идей. Эта схема работает.

Jo: Сколько времени вы провели в монтажной?

Paul: Я думаю часов 500 или немного больше. У нас было более чем 50 часов отснятого материала, который требовал обработки. Раньше мне всегда приходилось совмещать монтаж с работой над другими проектами, но в этот раз я работал только над этим фильмом, и с июня по сентябрь просидел в монтажной.

Jo: Какие части картины, по-вашему, являются наиболее запоминающимися?

Paul: Для меня это сцена когда хромающий Dave возвращается домой и пытается скрыть масштабы повреждений от жены.

Dave B : А я считаю потрясающими короткие эпизоды с Claire. Ее комментарии сделали фильм намного более полным.

. . .

«Е11» в продаже с 21го Октября. Приобрести DVD можно на сайте: http://www.hotaches.com

 
Перевод: Александр Зеленский (Оригинал взят с сайта www.cubbyimages.co.uk), 21.11.2006

      
tbr@baurock.ru
Rambler's Top100