Техника страховки и мягкое падение

Большинство скалолазных инцидентов – результаты срывов, когда спортсмен был принят на страховку слишком жестко (прим.переводчика: у нас большинство инцидентов произошло из-за того, что спортсмен вообще не был взят на страховку и долетел до земли). Жесткая страховка увеличивает риск того, что скалолаз при срыве врежется в стену и будет травмирован. Действительно ли вы хороший страхующий? Какая разница в весе между вами и вашим партнером? Вы используете новую динамическую веревку, или она уже превратилась в статическую? После нескольких советов и обучения вас и вашего партнера срывы при прохождении трасс могут стать более мягкими, освобождая вас от страха срыва/высоты и, в результате, вы станете лазать лучше.

Согнутые колени не дают вам возможности присесть и помогают более тяжелому страхующему выпрыгнуть вверх в случае необходимости

Оценка пяти самых важных параметров, определяющих мягкость падения:

  1. Техника страховки: Перемещение страхующего вперед может продлить падение на метры, но если вы инстинктивно присядете, вы можете вместо этого уменьшить падение приблизительно на 20 см.
  2. Состояние веревки: стертая веревка может легко потерять в эластичности примерно метр.
  3. Растяжение веревки: падения, особенно с большой высоты, сильно растягивают веревку и она становится жестче, меньше тянется впоследствии.
  4. Устройство страховки: ATC может увеличить мягкость на 20 см.
  5. Вес: Более легкие скалолазы падают жестче.

Основываясь на этих пяти параметрах и срыве на 5 метров с высоты 10 м., то есть крайняя оттяжка была вщелкнута на 7,5 м., мы получили худший и лучший сценарии.

Худший сценарий приводит к очень опасному, полностью статическому падению для нашей 50-и килограммовой трюкачки. Таблица ниже показывает, что ее срыв, возможно, был бы более мягким, если бы использовались динамическая техника страховки или новая веревка. Другие параметры обычно не имеют такого большого воздействия в этом случае. Однако, поскольку это - первые несколько сантиметров, которые являются самыми важными для мягкости падения, даже наименее важный параметр, такой как страховочное устройство, мог бы в этом случае сэкономить сломанную лодыжку.

Сравнение различных сценариев при срыве на 5 метров с 10 м. высоты – приведено динамическое воздействие в сантиметрах

ПАРАМЕТРЫ
Худший случай: 50-килограммовый скалолаз
Лучший случай: 80-килограммовый скалолаз
1. Техника страховки
-20 см (Страхующий присел при срыве)
200 см (Динамическая техника)
2. Состояние веревки
40 см (Стертая)
140 см (Новая)
3. Веревка растянута
-20 см (после многочисленных срывов)
0 см (срывов не было)
4. Устройство страховки
0 см (GriGri)
20 см ( ATC и т.д.)
ДИНАМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
0 см – Очень опасно
Очень мягкое

Примечание: числа даны для оценки, чтобы облегчить сравнение в различных условиях. Данные пять параметров влияют друг на друга, лишая нас возможности просчитать наилучший сценарий. Следует также заметить, что 80-килограммовый скалолаз практически не рискует получить полностью статический срыв с динамикой 0 см, если только страхующий не реальный слон.

1. Техника страховки - самый важный фактор. Это означает, что страхующий перемещается к стене в момент срыва. Когда легкий скалолаз страхует тяжелого, это часто получается автоматически, так как разница в весе срывает страхующего с места. Противоположный случай более опасен. В худшем случае более тяжелый страхующий пугается и, перемещаясь назад, садится (-20 см), делая таким образом падение более легкого скалолаза жестче.

Скалолазы большого веса должны научится (в контролируемой обстановке, например на тренажере в зале) наклоняться вперед и сгибать колени, ловя падение и быть готовыми подскочить. Страхующий, стоя далеко от стены, также улучшает возможность на предоставление хорошего мягкого падения в случае срыва, однако необходимо первоначально стоять в стороне, так как скалолаз рискует упасть на веревку и обжечься об нее. Скалолазы с динамической техникой страховки улучшают безопасность, страхуя своих легких напарников или детей. Если страхующий стоит на полке, или по какой либо другой причине не может отойти от стены, нужно согнуть колени и быть готов к тому, чтобы подскочить при срыве напарника.

Легкие страхующие могут вщелкнуться в первую оттяжку соседнего маршрута
Наклон вперед помогает более тяжелому
страхующему при перемещении вперед в случае срыва
Согнутые колени не дают вам возможности присесть и помогают более тяжелому страхующему выпрыгнуть вверх в случае необходимости

2. Второй самый важный параметр - состояние веревки. Разные веревки сильно различаются по эластичности. Производители веревок измеряют ее под нагрузкой 80 кг и обычно она лежит в диапазоне 6-10%. После срыва веревка нуждается в некотором "отдыхе", чтобы возвратиться в нерастянутое состояние. Если вы много висите или падаете при прохождении маршрута, неплохо бы чередовать конец веревки, в который вы ввязываетесь, так как каждый срыв есть причина некоторой потери в эластичности. Концы веревки теряют эластичность более быстро и, отрезая несколько метров стертой веревки с концов, вы можете улучшить ее способность растягиваться.

При использовании динамической техники страховки веревка не будет стерта так быстро из-за более низкой силы воздействия на нее.

Производители веревок сообщают о результатах научных испытаний на число падений UIAA и т.д, но никто не говорит о сокращении эластичности стертой веревки. 8a измерили этот параметр. Заявленные 6-10% эластичности новой веревки могут снизиться до 2% для стертой. Используя такую веревку вы по сути пользуетесь «статикой» и это отрицательно сказывается на вашей безопасности при срыве!

3. Сопротивление веревки - другой важный параметр. Сопротивление веревки вызвано трением о стену и/или трением в оттяжках, когда они не размещены на одной прямой. Это отрицательно сказывается на способности веревки растягиваться (динамить). Диаметр и общее состоянии веревки также могут негативно влиять на этот параметр.

Если веревка трется во многих местах, то мягкая техника страховки более трудна, и веревка не растягивается (динамит) как надо. Причина в том, что нагрузка при срыве гасится в местах трения. На длинных маршрутах трение веревки является главной причиной жестких срывов. В таких случаях и если динамическая страховка невозможна, вы могли бы выдать некоторое дополнительное количество веревки, чтобы смягчить падение.

4. Страховочное у стройство играет не самую важную роль. Некоторые люди утверждают, что GriGri - главная причина жестких срывов, но рассматривая все вышеупомянутые параметры, дело обстоит не так. Различием между АТС или подобным устройством по сравнению с GriGri, являются только те пару десятков сантиметров, которые вы можете дополнительно выдать, если придвинете руку поближе к АТС. Важно подчеркнуть, что нормальное использование АТС не означает, что веревка проскальзывает через него.

«Безопасен ли GRI- GRI?» Переведенная статья с 8a.nu

Иногда страховка может быть слишком динамической с фатальными последствиями главным образом для страхующего. Легкая девушка, страхующая своего тяжелого друга, может столкнуться с ним, удариться об стену или об первую оттяжку. В этих случаях опасно бы было не пользоваться GriGri. Вщелкиваясь в первую оттяжку на соседнем маршруте, вы увеличиваете сопротивление веревки и уменьшаете риск аварии. Если это невозможно, легкие скалолазы должны вставать на якорь к какой-либо опоре.

Цель этой статьи состоит в том, чтобы улучшить безопасность скалолазов. Техника страховки - важный фактор, но к описанной технике весьма легко приспособиться и таким образом улучшить безопасность. Состояние веревки с другой стороны - более сложный вопрос. Физическое описание сил и т.д. приложенных к веревке после срыва и падения чрезвычайно сложно и их вычисление практически невозможно.

Падения с большой высоты влияют на веревку, но позволяют ее нормально использовать при многочисленных более малых падениях и зависаниях происходящих в процессе вашей работы на маршрутах.

Итак, когда веревка слишком стерта, чтобы прекратить ею пользоваться? Давать ответ, основываясь только на времени ее использования было бы бесполезно, так как оно зависит от того, как часто вы лазаете, от числа падений и т.д. Действительно ли возможно дать ответ, основанный на эластичности веревки и если так, какой испытательный метод и числа должны использоваться? 8a не имеет ответов на эти вопросы, но мы поощряем дебаты и обсуждения о состоянии веревок.
 
Перевод: Bunker (Оригинал взят с сайта www.8a.nu), 15.06.2005
      
tbr@baurock.ru
Rambler's Top100