Кавказ вчера и сегодня

Ранним утром 3 августа 1931 г. небольшой караван с вьючными животными покинул турбазу в Нальчике, направляясь к Безенги. Четыре молодых австрийца: Карл Молдан, Карл Поппингер, Карл Франк и автор этих строк - отправились в путь. Нас сопровождали три кабардинца, хорошо знавшие дорогу. Мы были очень молоды, хорошо тренированны и совершили немало труднейших восхождений. Но поездка в Кабарду была связана с нашим первым восхождением за границей.

Когда Нальчик скрылся из виду, мы поняли, что теперь должны рассчитывать только на самих себя: в эти годы спасательная горная служба на Кавказе еще не была создана. Не удалось нам отыскать и данные о состоянии снежных склонов и ледников. На своих продолжительных совещаниях мы должны были сами составлять сводку погоды. К тому же никто из нас не знал русского языка. В горах, пожалуй, он нам не особенно бы и понадобился, ибо в горных долинах Кавказа редко можно было найти тогда кого-либо, кто свободно владел русским языком. Лишь случайно можно было встретить русских альпинистов. Это были те немногие воодушевленные горным спортом молодые люди, которые, так же как и мы, были предоставлены самим себе и обеспечивали себя горным снаряжением, палатками, веревками.

На исходе августовского дня 1931 г. наша группа довольно благополучно добралась до Центрального Кавказа. Основной целью было первое преодоление хребта Безенги. Мы тщательно и осторожно готовились к этому. Для того чтобы исследовать последний отрезок пути, мы сперва поднялись на Ляльвер по северо-восточному гребню и достигли через Гестолу юго-восточной стены Тетнульда. 13 августа мы были на этой прекрасной вершине.

Затем мы спустились в северном направлении и повернули к западному гребню с намерением совершить восхождение на вершину Шхары. Довольно высокая башня в гребне была почти непреодолимой. Наших веревок не хватало для спуска с башни, поэтому мы по висячему леднику спустились на 60 м на веревках в северном направлении и по северному выступу Тетнульда достигли ледника Цаннер.

Это было очень трудное и опасное дело. Тот, кто хотя бы раз видел эту почти отвесную стену, охотно мне поверит. Стена крута и обрывиста и угрожает снежными лавинами и камнепадами.

Карл Франк вскоре уехал. Трое оставшихся 17 августа поднялись по северному ребру на Катын-Тау, однако все еще не отваживались перешагнуть через Безенгийскую стену. Погода стояла прекрасная, но нам все же было на этих высотах очень холодно. И мы возвратились в Миссескош, чтобы 23 августа снова приступить к восхождениям.

За 6 дней (включая 5 бивачных) удалось пройти полный траверс всех вершин Безенгийской стены. Такой траверс предъявляет высокие требования к физической подготовленности, закалке и техническому мастерству. Это общеизвестно. Но я хотел бы напомнить кое-что о тех различиях, которые отличают сейчас восхождения альпинистов от тех, которые были 30 лет назад.

Мы были морально подготовлены к тому, что, если даже верные друзья не всегда готовы прийти на помощь в случае какой-либо опасности, мы все же достигнем цели. И еще я хочу напомнить об одном, а именно о весе снаряжения, которое нам нужно было тащить тогда и с которым ходят сегодня. Только веревки, которые стали мокрыми в первый же день, сами по себе весили много. Кошки были тяжеленными. Примусы, работавшие на керосине, конечно, не могут идти ни в какое сравнение с употребляемыми ныне газовыми кухнями. Альпинистские куртки, нейлоновые палатки - все это было незнакомо нам. Я хорошо помню день перед восхождением. Мы сложили на лугу в Миссескош в образцовом порядке все необходимое, что надо было взять с собой. Увы, окинув взглядом лежащую перед нами «гору», мы сразу же поняли, что ее невозможно унести на себе. И мы ограничились лишь абсолютно необходимым, только тем, что безусловно потребуется наверху.

Труднее всего было решить вопрос, сколько же надо взять провианта и керосина. Когда мы наконец уложили рюкзаки и для проверки пронесли их некоторый отрезок пути, я был, признаться, в довольно угнетенном состоянии. В самом деле, ожидавшие нас трудности были сами по себе значительными. Мы должны также соблюдать темп на траверсе. Но как могли мы сделать это с такими огромными рюкзаками? Нынешние альпинисты, имея все необходимое, могут сказать: при возросшей трудности маршрутов им все-таки куда легче.

* * *

И вот через 30 лет я провел несколько недель в альпинистском лагере «Адылсу». В Терсколе под Эльбрусом я встретил Алексея Александровича Малеинова. Встретил у Ирикчата и тех старых советских альпинистов, которые в 30-е годы совершали восхождения. Само собой разумеется, мы обменялись нашими мыслями о развитии альпинизма, и особенно советского. (За это время я научился более или менее бегло говорить по-русски.)

Как мне кажется, 30 лет назад восхождения на Кавказе носили романтический характер. Современный же молодой альпинист не сталкивается со многими из проблем, которые доставляли нам тогда столько хлопот. Вы получаете теперь в лагере все снаряжение, о вас заботятся инструкторы и врачи. Вас снабжают провиантом, маршрутными картами. В лагере и на спасательном пункте знают даже график всего восхождения. Если же в горах кто-то попадет в беду, он уверен, что немедленно придет спасательная команда, которая окажет ему помощь.

Когда же мы более 30 лет назад начинали восхождение в районе Безенги, никто не знал, где надо искать нас, если бы мы не вернулись.

В начале 30-х годов на Кавказе были пройдены первые маршруты высокой степени трудности. Я очень счастлив, что и мне довелось участвовать в этом. Траверс Безенгийской стены открыл как бы новый этап в истории альпинизма на Кавказе. Еще никто до нас не совершал такого технически трудного восхождения и такой продолжительности. Следует отметить также, что пока повторили это восхождение только советские альпинисты. Несчастные случаи в наше время были редким исключением. Почему все же и сейчас случаются аварии, несмотря на службу горного надзора и четкую организацию альпинизма? Я позволю себе задать вопрос: не снимает ли с руководителя группы ответственность тот факт, что группа совершает восхождения по заранее запланированному маршруту, строго контролируемому руководством альпинистских лагерей? Мы, альпинисты старшего поколения, должны были постоянно контролировать сами себя перед и во время тяжелого и длительного похода; я могу сказать, что эта ответственность лежала не только на мне, но и на моих товарищах. Может быть, я часто прекращал восхождения на ту или иную гору, но на это у меня были основания.

Ликвидация несчастных случаев в альпинизме - большая и важная проблема у нас на Западе. Я считаю, что необходимо искать пути, заблаговременно и систематически развивать и воспитывать у молодых альпинистов постоянный, бдительный инстинкт перед возникающей опасностью.

Молодые альпинисты нашего времени стали теперь опытными мастерами. Они не могут уже участвовать в походах современной молодежи. Многое изменилось с тех пор и на Кавказе. Даже в селах видишь асфальтированные улицы и грузовики. Навьюченные лошади и езда верхом многим почти незнакомы. В Безенги налажена связь вертолетами, повсюду альпинистские базы и лагеря. На многочисленных бивачных площадках можно найти палатки. Внешние условия для больших путешествий в горы стали более благоприятными. Молодые альпинисты так же предприимчивы, как и мы. Однако мне кажется, что нынешняя молодежь отличается от тогдашней во внутренней оценке альпинизма. Перед нами было незнакомое дело. Повсюду имелись гребни и отвесные стены, на которые еще не восходил человек. Технические средства были недостаточно удовлетворительными. В настоящее время преодолеваются более серьезные трудности при помощи современных технических средств: легких ледовых крюков, алюминиевых карабинов, шлямбурных крючьев и лестниц. Молодые альпинисты проходят систематическую научно обоснованную тренировку. Они фактически обучаются в школе восхождений, проходят период акклиматизации. Тогда же весьма мало заботились о нашем образовании. Современные молодые альпинисты не ведают и забот об обеспечении себя снаряжением, оно предоставляется организацией.

Но ныне кое-кто подходит упрощенно и к сложным восхождениям. Если кто-то уже совершил такое восхождение, значит, и нам под силу и безопасно проявить такое же мастерство, как и предшественнику. Это породило совершенно иную психологическую ситуацию. И старые и молодые альпинисты сейчас, как и прежде, борются с природой, но теперь эта борьба проходит совершенно в других условиях. И надо быть готовыми к ней, готовыми во всеоружии мастерства.

Траверсы Безенгийской группы:

1. 1931 г. с 23 по 28 августа (6 дней, 5 бивачных) Йозеф Шинтлмейстер, Карл Молдан, Карл Поппингер (Вена).
  2. 1938 г. с запада С. И. Ходакевич, П. Т. Глебов, С. В. Лапин, Н. А. Крючков.
  3. 1938 г. с востока Е. А. Белецкий, И. П. Леонов, Б. Л. Бердичевский, Д. И. Гущин.
  4. 1948 г. Подъем на северный гребень Шхары с дальнейшим полным переходом: В. М. Абалаков, Н. А. Гусак, В. П. Сасоров, В. П. Чередова, И. П. Леонов, А. М. Боровиков.
  5. Подъем на восточный гребень Шхары: В. С. Пелевин, Я. Г. Аркин, Л. Н. Филимонов; дальше совместный переход с севера с группой Абалакова.

Автор: Йозеф Шинтлмейстер, доктор философии (Дрезден, ГДР)