Rock Women On Top — Гранд Капуцин

В начале августа наша альпинистская команда в составе Наташи Прилепской, Светы Смайкиной и Оли Городецкой приехала в Италию участвовать в совместном российско-итальянском мероприятии. После него мы решили провести некоторое время в Валле д'Аосте, чтобы изучить район и пройти интересные маршруты. У нас получился интересный триплет: 3 участницы, 3 вершины и 3 разных руководителя на каждом маршруте. Мы придумали нашему приключению боевое название Rock Women On Top - Positive Climbing.

Наш первый рассказ про восхождение на одну из трех вершин - Гранд Капуцин.

Легендарный Гранд Капуцин является знаковой горой для многих альпинистов. Побывать на его вершине было и моей давней мечтой. Поэтому оказавшись в Альпах, я предложила Оле и Свете совершить восхождение на этот красивый гранитный пик.

Гранд Капуцин расположен между Францией и Италией. Подойти к нему можно с любой стороны. Из города Шамони (Франция) можно доехать по канатной дороге до вершины Aiguille du Midi (Эгюий-дю-Миди) и одноименной станции. Дальше идти по леднику Glacier du Geant. Мы добирались из Италии: от города Курмайор доехали на автобусе до городка La Palud, дальше по канатной дороге поднялись до верхней станции Refuge Torino (Хижина Торино). Билет на канатную дорогу в оба конца стоит дешевле, чем в одну сторону. Летом, в «высокий сезон» билет в один конец можно купить за 26 евро, а в обе стороны за 35 евро. Удобно, что обратный билет можно использовать в течении нескольких дней или даже недель. Подробную информацию о работе канатной дороги можно найти здесь http://www.montebianco.com/tariffe.php?stagione=E

Xижина Торино

Добравшись до верхней станции канатной дороги, мы отправились в хижину Торино, в которой обычно останавливаются альпинисты для совершения восхождений на близлежащие горы. Нам повезло, на хижине были свободные места. Хотя лучше бронировать места заранее, поскольку в выходные и праздники может быть аншлаг.

Насчет питания. Еду можно заказывать в хижине или готовить самостоятельно. Все зависит от финансов и желания. Мы комбинировали. Если вы собираетесь готовить самостоятельно, то делать это придется на улице.

Столовая в хижине Торино

Есть приготовленную пищу можно в столовой на втором этаже. Чтобы утром не тратить время на приготовление завтрака, его удобно заказывать в хижине. Хотя по нашим меркам итальянские завтраки могут показаться скудными.

Когда вы идете на восхождение обязательно предупредите работников хижины о дате своего возможного возвращения. В противном случае если вы «задержитесь» на горе, а день не будет оплачен, вашу комнату сдадут другим, даже если там лежат ваши вещи. Мы не учли этот момент и когда вернулись с восхождения, в нашей комнате уже жили другие люди. К счастью, новая постоялица аккуратно сложила все наши пожитки и передала работникам хижины. Так что мы почти ничего не потеряли.

На следующий день после прибытия в хижину Торино мы отправились на разведку под юго-восточную стену Гранд Капуцина. Путь от Торино до подножия Гранд Капуцина лежит через закрытый ледник Glacier du Geant и занимает обычно 2 - 3 часа. Сразу за хижиной уютный человеческий мир заканчивается, и начинается суровое и сверкающее царство снега и льда. Мы одели кошки и связались.

В начале движения по леднику Glacier du Geant надо держаться его левой (по ходу движения) стороны. В хорошую погоду заблудиться сложно, но можно выскочить на трещины. Поэтому лучше не сбиваться с тропы. При подходе к Гранд Капуцину, нужно взять правее.

Мы шли по следам, аккуратно переходили трещины по снежным мостам. Солнце поднималось все выше, заливая горы теплым золотистым светом. Перед нами раскинулся массив Монблан, в правой его части был виден гордо стоящий Гранд Капуцин.

Мы благополучно пересекли ледник и подошли под стену. По пути нам попалась пара палаток. Иногда альпинисты ставят лагерь прямо на леднике на безопасном расстоянии от стен.

Еще издали мы увидели на снегу два больших черных конуса. Это были следы свежих камнепадов, которые сходили из боковых кулуаров, окружающих юго-восточную стену Гранд Капуцина. Когда солнце добралось до кулуаров, сыпать из них стало регулярно — каждые 30-40 мин. Нам удалось успешно проскочить этот участок и мы стали забираться наверх под самую стену.

Чем ближе мы подходили к юго-восточной стене, тем эффектнее она смотрелась — вертикальная красновато-серая гранитная скала с черными прямоугольниками карнизов заканчивалась острой верхушкой, упирающейся в синее небо. На верхушке был виден четкий контур «клюва» — это и был знаменитый Большой Капюшон.

Подход под стену преграждало несколько трещин. Между скалой и ледником зиял широкий рантклюфт. С левой стороны стены рантклюфт становился уже и исчезал под снежным мостом между ледником и снежным кулуаром, по которому обычно подходят к началу маршрута Боннати (Bonatti Route).

Когда мы только думали о Гранд Капуцине, многие советовали нам логичный и красивый маршрут Bonatti Route. Мы остановили свой выбор на нем.

Маршрут Bonatti Route является культовым альпийским маршрутом. Он максимально привязан к естественному рельефу. Большая его часть идет по вертикальной стене, что практически исключает падение камней с осыпных полок. Однако маршрут этот начинается не самого низа стены, а с ее нижней трети, где находится большая полка - «терраса». В теплую погоду выход на эту полку по снежному кулуару слева опасен из-за падения камней и снежных обвалов. Сейчас стояла как раз такая теплая погода.

Мы посмотрели по сторонам, изучили состояние кулуара, понаблюдали, как с него валятся камни, и одновременно подумали про стену. Вертикальная, гранитная, монолитная — прелесть, а не стена! Грех по ней не полезть!

Сейчас по юго-восточной стене проложено более десятка скальных маршрутов с уровнем лазания порядка 6 категории трудности по всей протяженности. Мы просматривали стену в поисках подходящей линии, по которой можно было бы долезть до этой большой полки. Наиболее логичным и красивым «подходом» к «террасе» нам показалось начало маршрута Elixier d’Astaroth. Мы решили пролезть комбинацию машрутов Elixier d’Astaroth (ED+) и Bonatti Route (TD+/ED – по разным источникам). Осталось реализовать задуманное.

И вот настал этот день. Мы снова по стеной Гранд Капуцина. Задираешь голову, и дух захватывает — над тобой только серый гранит с красноватыми подпалинами, выше него синее небо и больше НИЧЕГО.

Не скажу про весь маршрут Elixier d’Astaroth, но первые несколько его питчей оказались суровыми. Сначала все более менее. Перелезли рантклюфт по снежному мосту. В самом низком месте ледника со снежного моста перешли на скальный откол и по трещине в отколе 30 м. лезли вверх налево по пятёрышным скалам до шлямбурного крюка на станции.

Дальше началось самое интересное. Минимум рельефа — максимум сложного лазания. Сначала трудное лазание вверх по стенке и внутреннему углу, переходящему в вертикальный. Далее по углу и трещине до «двойного» карниза, который преодолевается в самой правой части. Станция выше карниза. Этот участок был около 30 м, уровень лазания VI+ A1.

На следующем питче было очень напряженное лазание по трещине на плите, страховка закладками и френдами маленьких и средних размеров. Длина участка 45 м. уровень лазания VI, VI+.

Крайняя веревка перед полкой тоже оказалась очень интересной и трудной. Нужно было облезть карниз слева по трещине на плите. Своего «железа» на этих участках практически нет (только на станциях), почти все точки свои. Хочется закладываться часто, но некуда. Рельеф очень бедный, крайне мало мест для организации страховки. Идут в основном средние и мелкие размеры, чем выше, тем мельче. Летать на такой мелкотне, ой, как не хочется. Несмотря на все трудности Света героически прошла этот сложный участок.

В итоге, мы пролезли 150 м суперского лазания по Elixier d’Astaroth в добавление к маршруту Bonatti Route.

Наконец, мы на полке, но не на Бонаттиевской. До нее еще надо добраться. Лезем метров 5 вверх до крюка, делаем маятник направо и уходим на полку. Дальше идем по полке метров 20 до ее правого края и оказываемся у станции. Это начало Bonatti Route.

На Elixier d’Astaroth рельеф был очень сложный, хотя и довольно однообразный: 4 питча вертикальных стенок, трещин и карнизов. На Bonatti Route рельеф стал намного богаче: 16 питчей бесконечных внутренних углов, отщепов, каминов, карнизов, щелей, стенок, нависаний, траверсов и маятников.

С учетом маятника с одного маршрута на другой и выходом к началу Bonatti Route, в сумме комбинация составила 22 питча интересного, сложного, а подчас очень трудного и напряженного лазания. Одним словом, получилась супер комбинация! Мы оценили ее как 6А.

Комбинация маршрутов Elixier d’Astaroth и Bonatti Route, ЮВ стена в. Гранд Капуцин

Когда нам стало казаться, что стена уже почти преодолена, и совсем скоро мы окажемся под Капюшоном, стало вечереть.

Пройдя еще несколько веревок, мы вышли под предвершинную башню, откуда до Капюшона было как минимум еще 5 веревок. Темнело на глазах. Траверснув предвершинную башню с левой стороны, мы подошли к станции под вертикальной стеной. Стемнело полностью. Но ведь темнота — не повод, чтобы прекращать лезть? Мы включили фонарики.

Стало холодно. Все порядком устали. Даже бесконечно позитивная Оля стала реже шутить. Но о ночевке никто пока не думал. Неутомимая Света, гремя железом, устремилась в темноту. Снизу за нашими прыгающими по стене фонариками наблюдали ребята, вставшие лагерем на леднике.

Через некоторое время сверху послышался Светин голос: «Все, больше не могу!». «Пора меняться» - подумала я. Вдруг до нас донеслось продолжение Светиной фразы: «Не могу больше лезть в темноте, перехожу на ИТО! Обидно же как! Вокруг, наверное, такой рельеф!» Слова настоящего скалолаза!

Следующие питчи показались нам какими-то однообразно ночными. В какой-то момент, нас всех стал срубать сон. На какую-то секунду ты проваливаешься в забытье, а потом очухиваешься. Хорошо если ты просто висишь на самостраховке на станции, а если страхуешь? Пора было искать какую-нибудь полочку под ночевку. Но даже полуполочек не было — сплошная вертикаль. В какой-то момент, когда казалось, что стена никогда не закончится, рельеф неожиданно стал слегка выполаживаться, и мы вышли на небольшую полку. Это место и стало нашим пристанищем. Шаря фонариком вокруг, я увидела у себя над головой остренький кончик, похожий на окончание перьевой ручки — это был Капюшон. Мы все-таки долезли до него!

Нам повезло, пока мы лезли по юго-восточной стене, ветра практически не было. Зато сейчас, когда мы находились под Капюшоном, с северной стороны на нас обрушился пронизывающий до костей ветер. Пришлось чуть приспуститься, на менее удобный, но лучше защищенный от ветра участок. Ночь была холодной и не такой комфортной, как нам бы хотелось, но по-крайней мере нам было, на чём сидеть.

Мы планировали восхождение в максимально легком стиле, но рюкзаки с теплыми вещами мы все-таки взяли, о чем не пожалели. У нас также было два золотистых аварийных одеяла. Одев и обмотав на себя все, что только можно, мы попытались поспать. Вода у нас закончилась, еда еще оставалась, но без жидкости не лезла в горло. Рядом на северной стороне лежал небольшой снежник. Эх, джет бы сейчас! Но джет мы оставили внизу.

До восхода солнца оставалось еще несколько часов ночного холода. Минуты ползли бесконечно медленно. Наконец, край неба стал желтеть, светлая полоска становилась все шире. Еще немного и выглянет солнце. Удивительно, но даже когда солнце вышло из-за соседних вершин и осветило нас своим ласковым светом, еще очень долго было холодно.

Я смотрела на рассвет и думала о том, как он прекрасен, и что его надо снять на видео. Камера лежала в рюкзаке, нужно было встать и достать ее, но от усталости прошлого дня и бессонной ночи страшно не хотелось двигаться. Поэтому я просто созерцала.

Удивительно, но мы смогли хотя бы немного согреться только к 11 утра. Торопиться нам было некуда. Прогноз погоды был благоприятным, до вершины оставалось не более 1,5 часов. Очень хотелось, чтобы скалы прогрелись, особенно учитывая тот факт, что нам предстояло облезать предвершинную башню по северной стороне. Поэтому мы наконец смогли поспать. Немного отдохнув, мы полюбовались чудесными видами и даже покормили оставшимися крошками местных альпийских галок, чему последние были очень рады! Мы потопили немного снега в пластиковой бутылке на солнышке, таял он медленно.

«Поев» и «попив» полурастаявшего снега мы начали работать в 12:00. Я сменила Свету. У нас были одни легкие кошки и фифы на случай обледенелости предстоявшего обхода предвершинной башни с северной стороны. К счастью, это ледовое снаряжение нам не пригодилось. Под веселые советы и шутки девчонок я взгромоздилась на гребень с севера.

На вершину мы вышли в 13.30, немного побродили по гребню в поисках нужной спусковой шлямбурной станции.

Внезапно с запада вышла группа, которая пролезла маршрут Swiss Route. Мы уточнили у них путь спуска и начали дюльферять по параллельным маршрутам.

Спустились мы практически к оставленным накануне ботинкам, переоделись и поспешили обратно в хижину Торино, мечтая о горячем сладком чае.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ (Следующая история будет про Монблан)

Большое спасибо за гостеприимство и помощь:

Анне Саудин (Министерство по Туризму и Спорту Валле д’Аоста) и

Бетте Гобби (Grivel)

Благодарим наших друзей и спонсоров:

Федерацию альпинизма Омской области

Личный спонсор Наташи Прилепской:

Автор: Наташа Прилепская, 22.01.2014
купить диплом училища в Челябинске вебсайт