Новый маршрут на самом высокой морской скале

Эльза Кубарска и Дэвид Казликовски (Eliza Kubarska and David Kashlikowski) сделали первопроход протяженного маршрута на скале в фьорде Torssukatak.

14 августа польские альпинисты Дэвид Казликовски и Эльза Кубарска завершили первопроход маршрута на скале фьорда Torssukatak (Южная Гренландия) – гранитном монолите Maujit Qaqarssuasia также известном как Палец (Thumbnail).

Эта стена, высотой полторы тысячи метров, возвышается над поверхностью моря, считаясь самой высокой морской скалой. Поляки назвали маршрут Golden Lunacy, из его двух километров длины - полтора – отвесная стена. Сложность участков – до VIII + UIAA.

К скале можно подойти лишь на лодке. Презрев малочисленность команды, которая состояла всего из двух человек, было решено пройти через фьорд на каяках.

Дэвид: "Это позволило нам изучить линию и окунуло нас в приключение, как обычно связанное с преодолением страха падения… но на этот раз в воду" (Переворот неустойчивого каяка в таких условиях сулил скорую смерть от переохлаждения)

Заплыв в глубь фьорда, команда установила базовый лагерь на острове Pamialluk. Лишь два километра поверхности моря отделяли их от скалы. Каяки были единственным средством подойти к началу маршрута. В отличие от других команд, предварительно чистивших маршрут, эта работала в одиночку, не имея никакой поддержки с материка. Первой проблемой с которой они столкнулись, стал поиск места где можно было разместить каяки до возвращения с маршрута. Оно было найдено, но к началу маршрута пришлось идти траверсом.

После первых 600 метров стало ясно, что впечатляющие скальные нависания не преодолеть без ИТО.

Дэвид: "Мы намеревались пройти маршрут свободным лазанием, не используя ИТО. Поэтому мы сдюльферяли пару питчей, оставив великолепное лазание 7а до следующего раза:) Мы спустились до полки и стали искать возможность обойти сложный участок. В результате мы облезли нависание немного левее… Кроме того нам везло на ночевки… на каждую ночь мы находили более-менее подходящую полку"

Три дня спустя альпинисты достигли большой террасы, которая делила гору надвое. В тот же день погода испортилась и, проведя ночь под большим камнем среди шторма, команда решила ретироваться в базовый лагерь. Пройдя по системе полок в поисках маршрута для спуска и углубившись в ущелье, команда оказалась в снежном кулуаре. Дальнейший спуск был довольно драматичен.

Дэвид: "Постоянный дождь со снегом, снег вокруг, глубокие расщелины, водные потоки под снежным покровом… движение по тесным снежным кулуарам в легкой обуви с крюком или молотком в качестве ледоруба, окончательно вымотали нас. Мы понимали, что если один из нас поскользнется – веревка мало поможет. Больше всего мы опасались свалиться в трещину, по их дну струились настоящие реки. У нас не было кошек и ледорубов, так как тащить их на вертикальную стену не самое интересное занятие, да и кулуар выглядел несложным в хорошую погоду. Однако непогода все изменила.

Наконец снежный покров закончился, мы достигла разлома. Двадцать метров мокрой скалы с каждой стороны, реки воды обрушиваются сверху. Мы замерзли, одежда намокла, ноги окоченели. Мы приготовились к спуску и я уже мог увидеть, что в результате спуска мы попадем на похожую платформу, расположенную ниже. Если мы не сможем спуститься с нее, то окажемся в ловушке. Мы не сможем подняться наверх под низвергающимеся на нас потоками воды и, возможно, не сможем продолжить спуск. Мы потратили несколько минут на то, чтобы согреться и приступили к спуску, молясь чтобы веревка не соскользнула с мокрых скользких скал, когда я попаду под водопад. Она не соскользнула, но под водопад я тем не менее попал.

Мой рюкзак перевернул меня вверх тормашками, я ухватился за первый уступ высовывающийся из воды и потянул себя на воздух. Слава Господу я не завязал прусик… намокнув он бы затянулся и тогда…

Наконец, спустя 6 часов после начала спуска, мы достигли каяков. К несчастью, это нам не помогло. Шторм разыгрался окончательно и волны легко перевернули бы утлые суденышки. Еще одна ночь по потоком дождя. Мы сидели на веревках с пластиковыми мешками на головах. Погода успокоилась лишь утром и после 20 минут гребли, мы вернулись в базовый лагерь".

Ненастье продолжалось еще шесть дней с того момента как мы достигли базового лагеря. После этого они решили вернуться на стену. Они прошли коварный кулуар еще раз (на этот раз вверх) и поднялись к точке, с которой они начали спускаться. После ночевки, 10,5 часов лазания привели их к вершине .

Дэвид: "Это было прекрасное лазание по гранитному монолиту, с некоторыми веревками сложностью до 6с+. Самые интересные участки прошла Эльза, особенно ужасно трудный последний питч на 60 метровую башню (6с+) с вершины которой открывается потрясающий вид… К сожалению, как только мы ступили на вершину, ее затянуло облаками и видимость уменьшилась до 100 метров. Чуть позже мы начали спуск и казалось нам везло: веревка не защемлялась, я находил расклиненные камни, которые можно было использовать для спуска и таким образом мы не оставили ни одного крюка или болта".

Верх маршрута Golden Lunacy возможно имеет общую часть с маршрутом Cecillia Buils' (Испания) и Robera Nunez's (Бразилия), Hidrofilia. Пара теток вылезла на вершину еще в 2003 г. Дэвид и Эльза стали второй командой, достигшей этой вершины. На стене шириной более полутора километров всего четыре маршрута, включая описываемый. Два других подходят к основанию "Пальца" не достигая вершины.

Стиль восхождения: На маршруте использовались перила (на траверсе к месту, где были оставлены какяки). Далее маршрут шелся без провешивания перил и установки платформ. Традиционная страховка с минимумом болтов – всего 5 на маршрут, 3 на станциях, 2 на веревках – 1 пока пытались облезть живой камень, 1 на участке, где было невозможно заложиться.

Сложность маршрута: самые сложные участки - 7a+, одна веревка была пройдена редпоинтом (кружили, пытаясь обойти живой камень) остальные – онсайтом. Некоторые веревки были пройдены соло, свободным лазанием. В основном, маршрут идет по прекрасной гранитной стене .

Дэвид: "В этих фьордах мы нашли один из лучших гранитных районов. К сожалению, после прохождения маршрута погода испортилась, шторм и постоянный дождь не позволил исследовать район. Тем не менее мы нашли несколько интересных скал пока подходили к маршруту на каяках. Высота скал - 700-900 метров. Это была одна из самых замечательных наших экспедиций. Каждый день мы встречали айсберги, познакомились с весьма гостеприимными гренландцами, видели северное сияние. Кроме того Эльза научилась грести. Мы определенно вернемся в этот район"

Golden Lunacy – уже второй мультипитч от данной команды. В марте они прошли редлпоинтом Subiendo El Arcoiris (RP, 8a, 300 m, Basaseachic National Park) и сделали первопроход на Arte de Malaria (7b+ 300m, Huasteca canyons, Nuevo Leon).