Ледолазный день во Flum Gorge

Мысль о том, что неплохо бы полазать, родилась в начале недели. Как оказалось, не у меня одного. Мой обычный напарник Петя Яковчук, и Саша Макарова, недавно переехавшая к нам из Вашингтона, были того же мнения. После непродолжительного обмена емейлами порешили выехать от меня в 6.30 утра. Борьба шла за время выезда. К сожалению, не все жаворонки, как я... Выехали, как обычно, ближе к 7. Закон природы, ничего не поделаешь. От меня до Flum ехать примерно 2 часа. Это первый поворот направо с Franconia Notch Parkway, он же Rt 93.

Flum Gorge представлает собой небольшое ущелье, пробитое в скалах горной речкой. Летом там много туристов. Есть большая парковка, павильон для посетителей. Тропинка ведет вдоль речки к ущелью. По бокам ущелья проложены мостки, по которым можно ходить, смотреть, фотографировать... К сожалению, фотографий оттуда приложить не могу. Ни разу не был там летом. Видно, не турист.

Зимой все выглядит по-другому. Парковку чистят от снега. На этом цивилизация заканчивается. Туристический центр закрыт на зиму. Но тропинка обычно хорошо протоптана. Любителей ледолазания бывает на удивление много. Иногда туда же прорываются отдельные туристы из «летних». На лед они обычно не спускаются, фотографируют ледолазную оргию с дальних подступов. Оно и к лучшему. Лед башка попадет - совсем мертвый будешь. Без каски там ходить не рекомендуется.

И вот мы прибыли на эту парковку. На часах 8:30. До нас уже прибыло две машины. На глазах приезжают еще две. Мы лихорадочно одеваемся и перепаковываемся. Как всегда, копаемся, и кое-кто из приехавших позже вырывается вперед нас. Бодрой рысью движемся к ущелью. Кое-кого даже обгоняем.

В самом ущелье зимой мостков нет. Их разбирают, чтобы не смыло весенним паводком. Они сложены грудой в окнце тропы. Там же вывешивается грозный знак. Типа, проход закрыт, не влезай - убъет, и т.д. Законопослушные американцы игнорируют его, так же как и мы. Перед выходом на лед останавливаемся одеть кошки. Это место потому так любимо народом, что можно лазить с верхней страховкой. Раздолье для ледолазных чайников, типа нас. Веревка вешается на деревья по краям ущелься. Заходим в ущелье, выкидываем лишнее из рюкзаков, идем с Петей наверх вешать веревки. Когда мы туда добрались, мест для веревок осталось немного. Говорил же я, надо раньше выезжать. Хорошо хоть учли ошибки прошлого выезда. Не надо теперь орать сверху на всю округу. Кроме одного: Rope ! ( Веревка!). Снизу Саша руководит процессом по рации. После нескольких попыток закинули веревку на довольно крутую ледовую колонну. У нее лишь один изъян: внизу полынья, куда и падает благополучно конец веревки. Рядом вешает веревку американский дедок, похожий на опытного альпиниста. Приходится все делать как здесь принято. Статическая эквилизация стропой на два дерева вместо одного, встречная восьмерка вместо обычного встречного узла, двойные проводники на концах и т.д. Дедок одобряет наши усилия, и даже предлагает помощь в виде куска статической веревки. Вежливо отказываемся, и бегом вешать вторую веревку. По дороге видим, что зря старались. Некоторые веревки чуть ли не бантиком завязаны. Вторую вешаем с динамической эквилизацией, благо длина стропы позволяет. По ней же дюльферяем вниз. Нас встречают с энтузиазмом. Еще бы, почти час наверху болтались. Подтягивается остальной русский народ, с которым мы договаривались лазить. Они крутые, им можно. Дима Широков лидирует, и вешает еще одну «нашу» веревку. Вообще, тут принято использовать и чужие веревки с разрешения владельцев. Но у «своих» спрашивать удобнее.

Начинаем лазить. Молотки есть у меня и у Пети. Саша лезет свой первый ледовый маршрут. Попеременно страхуем друг друга. После пары маршрутов наступает время обедать. Мы с Петей делим спам (несмотря на подозрительное название, вполне съедобные мясные консервы), запиваем это виски и чаем из термоса. Саша от спама отказывается. Название не внушает ей доверия. Окончательно разогревшись после обеда, лезу тот самый маршрут над полыньей. Потом еще один рядом, с нависанием. Кажется, я открыл для себя великий секрет ледолазания. Не долбить молотком изо всех сил, а использовать готовые дырки, где возможно. Очень помогает сохранить силы. С дырками к концу дня проблем нет. Мои кривые молотки (старенькие Grivel Top Machine , которые в современной версии вроде бы называются Tech Wing ) отлично за них цепляются.

В стороне от нас крутые лазают сложные смешанные маршруты. Несколько закладок до сосульки, а дальше ледобуры. Катя Воротникова пробует залезть на сосульку в метрах трех от земли. Мне даже попробовать не хочется. В кошках по скалам, используя молотки в качестве ИТО... Жуть.

Мои спутники начинают намекать, что пора бы и честь знать. Около 4 дня залезаю в последний раз наверх, и иду снимать веревки. Почти все американцы уже свалили. Мы благополучно отчаливаем около 5. Народ продолжает лазить до темноты. День удался.