Если хочется попробовать сходить маршрут в несколько веревок,
то необходимо найти кого-нибудь, кто
знает и умеет, и идти с ним. Он покажет и расскажет.
Данный опус написан с единственной целью – дать первое
представление о том, как оно происходит.
Данный текст не сможет заменить необходимые навыки и умения,
отсутствие которых превратит восхождение в смертельно опасную авантюру.
А вкратце - вот так.
Предполагается, что дюльферять и жумарить оба умеют.
Предполагается, что идут двое в связке на целиком и полностью
пробитый маршрут, где все шлямбура хорошие и не внушают опасений.
Вначале все восходители берут описание маршрута и учат его наизусть.
Перед восхождением все участники одевают каски, которые заранее подогнаны по голове.
К восхождению следует подготовиться – оно может затянуться,
а сходить в туалет на стене весьма проблематично.
Оба товарища связываются веревкой.
Один конец ввязывается в систему одного, -
второй конец - в систему второго.
Первый движется наверх, с собой у него оттяжки,
петля, карабин со страховочным устройством (на этом устройстве
можно сдюльферять по двойной, это ATC или восьмерка), несколько карабинов.
Кроссовки он снял и положил в рюкзак второго. Первый лезет до станции, это ничем не отличается от лазания с нижней страховкой. Второй страхует с земли.
На станции (станция - это два шлямбура рядом)
первый встает на самостраховку - вщелкивает в шлямбур карабин и привязывается к нему (например, узлом стремя) своей веревкой.
После он делает собственно станцию - прощелкивает карабин во второй шлямбур, в оба карабина вставляет петлю. Потом на петлю вешает карабин. Тут есть один момент - на петле надо сделать петельку, чтобы в случае разрыва шлямбурного уха или оттяжки вся конструкция не улетела вниз.
Затем он орет вниз со всей силы - "самостраховка!!!".
Далее снимает тапки, вешает их на себя или на станцию
(класть их никуда нельзя - улетят, испытанно),
выбирает веревку, прощелкивает их в грузовой карабин (это который в петле), вставляет в страховочное устройство, которое встегивается в себя обычным образом. Важно - грузовой карабин находится выше него! При срыве его дернет не вниз, а вверх, рывок придется на станцию.
Карабин, используемый как грузовой, удобно иметь большим – типа
Petzl William.
Обращаю ваше внимание, что надо сперва выбрать веревку,
и лишь после этого вставлять ее в грузовой карабин и страховочное устройство. Обратные действия утомят вас и сделают недовольным
вашего напарника (проверено:)
Необходимо заметить, что по правилам станцию следует делать на трех или более точках. Исключение составляет случай, когда шлямбура хорошие, и подстраховать их не представляется возможным – вокруг монолитная плита.
Может сложиться такая неприятная ситуация, что веревки
от станции до станции не хватает, в таком случае страхующий
должен предупредить лидера голосовой коммандой, иначе
он будет ограничен в движениях и, возможно, сорвется.
Данная неприятная ситуация может быть легко предотвращена чтением описания.
Далее первый орет вниз "страховка готова", второй уже положил крассовки в рюкзак, одел скльники и даже помагнезил руки.
Второй лезет с рюкзаком, снимает оттяжки. Приходит на станцию,
хватается за что - нибудь, первый ставит его на самостраховку.
После чего второй снимает тапки, перевешивает на первого все оттяжки, вщелкивает страховочное устройство, закуривает (опционально), первый одевает тапки и начинает движение.
Далее этот цикл повторяется, исключение состоит в том, что второй должен еще демонтировать станцию - после команды "страховка готова".
Надо знать голосовые команды:
Выдай, выбери, Камень, Самостраховка,
Веревка Все, Страховка готова, Повтори, Веревки
6 метров.
Надо знать, какие из команд требуют обязательного подтверждения - иначе можно очень надолго застрять на скале,
бесплодно ожидая действий друг от друга.
Ничего, кроме комманд, вниз орать не стоит.
Надо очень четко представлять себе, что и как делаешь.
Надо очень четко следить за веревкой - при срыве тебя не должно перевернуть вниз головой. В скалолазании срыв вниз головой оказывается легкими неприятностями по сравнению со стенным маршрутом.
Веревка, которая выбирается на станции, складывается или на полку,
или на коленки, в воздухе не повисает.
Поначалу крайне неудобно.
Надо обязательно попрактиковаться, и надо найти опытного партнера.
Если маршрут более-менее длинный, и погода не радует, то следует взять с собой
штаны-самосбросы и легкую штормовку или кофту. Кофта должна быть с молнией,
одевать ее через голову, на которой каска, крайне неудобно.
Удачных восхождений!
Фотографии компенсационной петли:
|