Турция. Аладаглар

Перед этой поездкой все мои знания о районе Аладаглар в Турции были разрозненными и приблизительными. В Аладаглар мне советовал съездить Остурк Каучки, говорил, что там красиво и реально лазать летом. Там лазила Анчутка, сказала, что можно обойтись без машины, недорого и нежарко, звал Бояров с Лякой примерно теми же фразами, правда сами не поехали.

Окрестности Аладаглара

Кто же летом устоит против красот и прохлады? К тому же все для ленивых: визу не надо, машину не надо, электронный билет в Адану покупаем через Амарго 14т.р. Договариваемся с хозяином кемпинга о трансфере из аэропорта (100евро за машину) и проживании в домике за 8 евро с носа. Собрались и поехали. Ден Мигунов и я. Про Дена немного отдельно: человек первый раз в жизни летел на самолете, за границу и первый раз попал в DutyFree. Увидев парфюмерный отдел, он произнес: "Я ничем не душусь, мне нужно найти себе аромат!" И вот мы, как маньяки в рекламе ACE, начали лить на себя ароматы, опираясь в выборе на приглянувшиеся Дену названия. Через некоторое время две пышнотелые тетки, насмотревшись на наши мучения, подошли к нам и предложили свой вариант духов, которым по их мнению должен был пахнуть Денис. Уже не помню, что мы выбрали, но после D. F. пришлось идти в туалет и все с себя смывать, пожалели людей в самолете.

С самолетом, кстати, начались проблемы. Рейс в Адану стыковочный, через Стамбул, через пять минут вылет, а наш самолет еще и не приземлялся. Опоздаем в Стамбул, самолет в Адану улетит без нас, и что будет с нашим трансфером - неясно. В итоге вылетаем на полтора часа позже расписания. Ден весь полет восхищенно повизгивал, глядя в иллюминатор, особенно при взлете и посадке. В Стамбуле пришлось устроить спринт из международного терминала в местный. Если резво бежать, то минут в пять уложишься. На паспортном контроле уперлись в очередь из вьетнамских товарищей. У нас полчаса до вылета, а они на нас недобро смотрят и наши попытки договориться пропустить нас вперёд игнорируют. Помог дедушка из их компании, хорошо говорящий по-русски.

Дальше Дена заставляют купить визу, а меня почему-то пускают так, хотя моя виза просрочена уже на месяц. Зря я тогда на это внимания не обратил.

Дальше опять бега через местный терминал. Успели. Даже сумели выяснить, перегрузили ли наши вещи с самолета в самолет или нет. Говорят: "Не парьтесь, перегрузят, ну может не в ваш, может в следующий."

Прилетели в Адану. Стоим, ждем багаж, как и все. Эти все потихоньку рассасываются, и в итоге остаются двое русских со скорбными лицами и один не наш чемодан. Появляется чемоданная фея в форме и с рацией, смотрит наши билеты, сажает в машину и отправляет нас в международный терминал.

Обнимаем наши рюкзаки, обнимаем Реджипа и грузимся в машину. Мы почти дома! Справа от Реджипа сидит его жена Зейнеп. Не знаю зачем, но она всегда ездит с ним на трансфер, а это 4 часа дороги. Может, чтобы он не заснул за рулем. Попробуй тут заснуть, всю дорогу они без умолку болтали, будто сто лет не виделись. Доехали почти без приключений, пытались нечаянно задавить зайца, но он сумел от нас убежать и встретились с осликом–суицидником, стоящим посреди дороги. Доехали к двум ночи, но как истинные маньяки уговорили продать нам гайд. Получив эту вожделенную книжицу, еще полночи строили планы, куда завтра полезем.

Гайд по Аладаглару

Первый день.

Туркишбрекфаст за 5 евро (больше мы его не брали). Нам любезно предлагают доехать до скал и обратно на машине, а это 8 км. Из кемпа почти все время кто-нибудь ездит лазить на машине, за две недели на скалы пришлось идти пешком только два раза.

Расценки в кемпинге
Нам готовят завтрак
Немцы готовятся к треккингу

Скалы - это стены каньона, примерно пятьдесят процентов стен - конгломерат, мелкий и крупный, но есть и монолитные стены с карманами и дырками любых размеров. Вначале пришлось привыкать лазать по живому. Ден на первых двух подходах улетал с камнем в руке. Трасс довольно много, категорированы более жестко чем в Анталии. Гайд слегка устарел, поэтому не все трассы обозначены. Все время бьют новые маршруты, правда больше мультипичи. Зацепы слабо замагнежены, в итоге реальный онсайт.

Полазать удалось немного, пошел дождь. Правда успели пролезть 6с, две 7а и 7в.

Адман на 7с (конгломерат)
Денис на 7а
Галя

Из еды с собой в Турцию взяли только гречку и чай. Потому отправились в местный магаз - хоть что-нибудь прикупить. Идти пришлось 2 км, ассортимент как в ларьке: сигареты, печенье, Соla, есть сыр и колбаса. Местные дети и взрослые нас окружили, чего-то там лопочут, похоже радуются. Мы тоже улыбаемся и машем. Ден после этой прогулки даже проезжавшим мимо машинам стал говорить салам алейхем.

Второй день.

Утром подошел Реджип с предложением поехать в соседний скальный район Cimbarvalley. Само собой, согласились. Километров 5 от кемпинга. Район известен мультипитчами, но есть около 75 спортивных трасс. Стены (уже не каньона, а ущелья) метров 200-300 высотой, известняк, зацепы надежные, похоже на Крым. Некоторые трассы пробиты французами лет 15 назад. То ли тогда очко было крепче, то ли болты дороже, но пробито, что 7а, что 7с, через 3 метра с лишком. Свежие дорожки пробиты чаще. Как я потом понял, в том районе спортивные трассы местными пробивщиками не столь любимы, как мультипитчи, но дня на четыре дорожек полазать хватит. Особенно интерестны только что пробитые 7с в секторе Zemberek. При перемещении по узкому ущелью между секторами необходима осторожность. С мультипитчей скалолазы или пробивщики могут засыпать камнями. Когда мы с Деном возвращались к машине, пришлось идти под работающими подготовщиками. Докричаться до них не смогли и были обстреляны падающими камнями. Пришлось побегать. Хорошо камни летят долго, успеваешь понять, куда бежать.

Оттуда камни
За Деном скалолазный сектор

Пока ехали домой, выяснили, что у Реджипа есть маленький болдеррум, маленький и очень личный. В тот вечер нам с Деном дали по нему полазать (хороший способ добить себя перед днем отдыха), а через день сказали: "Все, мы строили его для себя." А, ну и ладно, потом правда намекали Реджипу, что если он заинтересован, чтобы к нему не только альпинисты приезжали, а еще и скалолазы, то неплохо сделать что-то типа турников, брусьев, кампус.

Третий день - отдых.

Решили с Деном съездить в более крупный поселок Camardi, закупить продуктов. От кемпинга 8 км. Доехали на двух попутках. Автостопинг по Турции достаточно реален и удобен. Многие останавливаются, денег, как правило, не берут. Основные машины в этой глубинке это допотопные “reno”. Они тормозятся лучше всего. Будет здорово, если знать хоть несколько фраз на турецком. Ну ооочень общительный народ. Хорошо, что до Camardi ехать недолго.

Camardi

В поселке есть банк, много небольших маркетов и кебабных забегаловок, все в радиусе 100 метров. Есть интернет салон, но скорость просто никакая. Тут же в центре поселка расположена автостанция. Автобусы ходят раз в час. Последний в сторону кемпинга идет в 17.15. Если соберетесь менять деньги в банке, берите паспорт, с него сделают ксерокопию. В шашлычных порции нам показались маленькими, приходилось брать по 4 на брата. И лучше сразу выучить фразу "bursakebabi" - не острый шашлык, а то принесут не слабже чем в Таиланде.

Возвращаюсь к дню отдыха: закупились продуктами, ударили по шашлыку и пошли ловить попутку. Назад они ловились как-то не очень. Пришлось дожидаться автобуса. Он везет до поворота, от которого еще 2 км пешком, но зато по фруктовым садам.

Забыл сказать, что уже третий день временами идет дождь и как-то совсем не жарко. Днем + 20, ночью +10. Хожу в термашке. Обещают, что через 2 дня распогодится. Вечером приехал Тобиас с подругой. Он, как и мы, первый раз здесь. Похоже, спасаясь от жары сюда съезжаются скалолазы со всей Турции. Тобиас говорит, что внизу сейчас +35. Мы конечно поужасались, еще не знали, что сами через месяц будем тренироваться в Москве при +37.

Тобиас с подругой на 7b+

Четвертый день.

Зарядка, завтрак. Едем в основной район Kazikli, сектора: Dergah и Carnaval. Трассы: ровные нависания, дырки, карманы, похоже на Сьюс. Пролезли 6с, 6с, 7а, 7б+, 7а+. С обеда опять зарядил дождь.

Пятый день.

Распогодилось. Солнце, ветер, +22. Пора лезть что-то более серьезное. Размялись на 7а, чисто вылезли 7б, 7б+ и пошли насасывать: я 7с, Ден 8а. с четвертого раза Ден восьмёрку залез с одним зависом. Я попробовал эту восьмерку - не понравилось. Дырки под один-два пальца на одну фалангу. Вщелкивание с мелких говнюшек и длинные перехваты. Трасса прямо заточена под Дена, высокого и легкого, с хорошим активником.

Турки лазают 7b
Ден на 8а

Ура! Встретили русскоговорящих ребят. Он, Томас, программист из Эстонии. Она, Галя, телефонный оператор в спутниковой навигации из Украины. Вместе учились в Анкаре, теперь живут и работают в Nigde, это город такой рядом. Два скалолаза на весь маленький городок, но имеет свою спорт академию и небольшой скалодром. Томас с Галей довольно свободно говорят и строят фразы на четырех языках. Довольно забавно слушать англо-русско-турецко-эстонскую речь. Завидую им белой завистью… это я в плане языков.

Галя, Томас, Ден
Галя

Галя на 6с

Тем, кто собирается жить в кемпинге, нужно быть готовыми к тому, что каждую ночь в 4 утра вас будет будить мусульманский будильник! Громкости 6 репродукторов в 100 метрах от нашего жилья хватает, чтобы вывести человека из самого крепкого сна.

Вид из нашего окна. Видна мечеть с репродукторами

Шестой день - отдых.

Решил, пока Ден спит, покататься на велосе, посмотреть окрестности, подкачать колени. Наконец-то потеплело, хотя и дует как в аэротрубе. Реджип показал велики, 4 штуки на выбор. По-моему, они старше меня. Выбрал один и ещё час его настраивал. Собрался, поехал. Схема катания простая: 2,5 часа едешь в гору и полчаса вниз. После родного двухподвеса кататься на полностью жестком велосе это жесть! Заехал наверх, до конца дороги, посмотрел на красоты и вниз. А то, если перекататься, придется сразу делать еще один день отдыха.

Велопрогулка
Ден проснулся

Вернулся, Ден как всегда лежит и учит два турецких слова: merhaba и тешеккюрэдерим (здравствуйте и спасибо). В глазах мечта о мяяясе. Пошли ловить попутку. Нам повезло, первая же довезла до Чамарди. Ден пошел (ударять) по шашлыку, а я по магазам за едой. Нас здесь уже все знают, и что мы русские и что живем в горах. Поят чаем, кормят местными сладостями (за этот выезд я разлюбил сладкое), конфеты приходиться незаметно ныкать, а от чая не откажешься – обидятся. А когда рядом Ден, то нас еще и накормить пытаются, видимо мы с ним на дистрофиков похожи. В магазах фрукты и овощи по московским меркам почти даром, большой выбор. В общем, все закупили и пошли на уже любимую нами стартовую площадку для ловли попуток. Пока стояли в ожидании, к нам подошел местный юродивый, лет так 35. Очень обрадовался своему отражению в моих солнцезащитных очках и стал говорить нам какие-то фразы на турецком. У нас с собой разговорник и мы смогли ему что-то ответить: начали с моя твоя непонимай, потом как дела, потом – здравствуйте. Смотрим, он на нас глядит, как на вдруг заговоривших с ним инопланетян. Потом видимо, что-то в его голове заклинило, и он замер в долгом созерцании. Мы немного отодвинулись и продолжили ловить машину , припоминая как Реджип нам говорил, что здесь на дорогах не парьтесь, здесь все берут хичхакеров, только большой палец вверх не поднимайте, неприличный знак, а лучше машите ладонью вниз. Денег платить не надо, а мы и не платили до последнего момента. Пока нас не подвезла компания турков на каком-то рыдване. Все 10 минут, что мы ехали, нам на чисто турецком языке пытались объяснить, что бензин нынче дорог, они бедны, а иностранцы явно богатые, раз добрались сюда, короче… дайте денег на бензин. Из всего десятиминутного разговора (говорят трое разом) я уловил только три слова: петролеум, туркиш, насылсыныз (как дела?). Говорю Дену: "По-моему, они хотят с нас денег, давай дадим им 5 лир". "Дай им 4", говорит Ден. Столько 2 билета на наш автобус стоят. В конце концов они высадили нас на повороте за 2 км от дома, мы дали им пять лир, хоть они и не надеялись, что мы их поняли, пожали руки и разошлись.

Только в Турции я сталкиваюсь с этим явлением: люди обращаются к тебе на своем языке в полной уверенности, что ты их поймешь, повторяют фразу по несколько раз, повышая голос, меняя интонацию. Увидев, что это не помогло, могут расстроиться и обидеться.

Седьмой день.

В этот день свершилось то, ради чего Ден сюда приехал. Он залез свою первую 8а. В этот день он утром со мной даже не лазал, берег силы. Я размялся на 6с+, пролез 7б+ и стал насасывать 7с+ (Misyoner). Это раздетая 8а, 10 болтов,19 метров. Три раза падал из-под верха, пока не пришел Тобиас и не подсказал правый вариант. Попробовал, вылез! Ура! Насколько помню это моя первая 7с+. Наступило время Дена. Он развесил оттяжки и полез. Это была его шестая попытка. Залез почти до конца, но руки разжались и он с криком сукаааа, летанул метров на шесть. Но Ден уже завелся , к тому же он заучил трассу почти до автоматизма, все 30 перехватов. Седьмая попытка была образцово-показательной: ни одного лишнего движения, вщелкивание финишной оттяжки и крики радости были закономерным итогом. Ден на заминку пролез еще 7б+, и тут силы его и оставили. Предстоял уже ставший привычным для нас путь домой. Колючки, гравий и желтые горы вокруг. Час ходьбы под палящим солнцем, и вы дома. Иногда за целый час ни одной машины. Хотя за выезд нас раз 5 подвозили. Конечно, лучше машину брать, а то после шести часов тренировок прогулка по каменистой пустыне не радует.

Долгая дорога со скал

Маршрутка

Восьмой день.

Наверное многим знакомы ощущения в руках утром второго дня лазания: пальцы не гнутся, тело ноет и не слушается. Приходится выбирать: либо идти лазать, либо внеплановый день отдыха. Планы менять не хотелось, выбрали лазать. До скал нас довезли, размялись на 6с+, и я полез7с+, которую очень хвалил Тобиас. Но был жестко разочарован: во-первых, состоянием рук, а во-вторых, состоянием трассы: 50% зацепов мокрые. В Аладагларе у нас уже выработался определенный стереотип движений: магнезишься, пробуешь зацепку, смотришь на руку (она как правило мокрая и в земле), вытираешь руку о штаны, опять магнезишься и делаешь перехват, далее схема повторяется заново. Хотя влажность очень низкая, пять дней дождя не было. Просто скалы как губка, сплошные дыры, набирают воду и так и сочатся, сочатся… От постоянной влажности зацепок, сухости воздуха и остроты дырок кожа на вторых фалангах пальцев лопается, приходится все время заматывать их пластырем. Очень часты перехваты на нависаниях с кармана под один палец на карман под два, потом опять на один… кожа не выдерживает.

В этот день не лезлось ни Дену, ни мне. Намаявшись на наполовину мокрых маршрутах мы пошли в точно сухой сектор на 7с+, которую очень советовал Реджип. Он с первого дня при упоминании этой трассы все чмокал губами и цокал языком, приговаривая: "Niсe route, perfect, это работа моего итальянского друга. Попробуйте, и будет вам счастье!" Попробовали, это была альпинистская трасса с альпинистским счастьем. Мы с Деном его не поняли. Маршрут длиной 40 метров, ключ на первых пяти оттяжках и второй еще через 30 метров. Оттяжек всего 15, и последние как-то очень редки. Второй ключ не пролезли, как-то ссыкотно стало. Надо было с мизера на нависании прыгнуть на дырку, когда от твоей пятки до предыдущей оттяжки полтора метра. Поджали хвосты (скалолазы наверное очко поджимают), оставили карабин и ретировались.

Из опыта прожитых здесь дней уже можно было сделать некоторые выводы по лазанию в этом районе: первое - можно приезжать летом; если хотите поесть черешни, то лучше в конце июня, черешневых деревьев, как у нас елок в лесу, и никто не охраняет. Лучшим временем для лазания местные считают август-начало сентября. Маршрутов легко хватит среднего уровня скалолазу на две недели. Это не считая bigwall и мультипитчей. Шесть секторов лазания в одном районе и три в другом. Некоторые сектора похожи на Сьюз, некоторые конгломераты, колонетов и туфов нет. Машина конечно нужна, но без нее спортивнее. К тому же стопить в Турции легко, а если вы выучите немного фраз из разговорника, то передвигаться будет еще и приятно.

Девятый день - отдых.

Отдыхаем активно. В 6:00 подъем, в 7:30 стартанул на велосе. Хочу набрать сегодня высоту 3000 метров. Я раньше выше крымских гор не катался, а тут приличные гравийные дороги, прямо до снежников. За 3 часа поднялся до них и кинжальным спуском под удивленные взгляды треккеров, баранов и пастухов понесся вниз. 30 минут байкерского счастья и въезжаю в черешневый сад, надо понять: сколько я за раз могу поглотить черешни. Потом докатываюсь до кемпинга, где Ден уже готов идти в город есть шашлык и искать интернет, покупать продукты и пиво. Правда в инеткафе достают дети, которые режутся в контр страйк и вопят как на войне.

Вело-дороги и пастухи
Луна, Ден, Пиво

Десятый день.

Все наши скалолазные соседи либо разъехались, либо выдохлись. Никто не хочет нас везти на скалы. Есть альтернатива: заплатить 10 евро и довезет Реджип. Но жадность победила лень, в итоге топаем пешком. Шли минут 50, зато завтрак переварили. Посмотрели новый сектор, пробитый Мюмином, ничего так: потолки и вроде сухо, но что-то холодно. Перешли в сектор попроще, размяться на 6с+.

Размялись, но не согрелись, ветер дует с гор как в аэротрубе. Решили еще подразмятся на 7а и7в. Две трассы с общим болдеринговым стартом. Трассы офигительные, если бы не старт. Реджип потом говорил, что мы дырку под два пальца не заметили, а то мы его почти уговорили поднять категорию этих трасс на плюсик. В Аладагларе трассы по типу достаточно спортивные, встать и отдохнуть, как правило, негде, колени не заклинишь, работаешь от начала до конца. Пока разминались, поняли, что сегодня у нас спад, так что поработали на объем и технику. Идем домой по выжженной пустыне, навстречу двое местных на тракторе, мы им как обычно: "салам алейхем". Они нам почему-то очень обрадовались, и между ними происходит диалог, который мы перевели для себя так: "Гляди, Анвар, какие два задохлика с рюкзаками, наверно с гор спустились, вон веревка торчит у одного, а второй явно три дня не ел. Хрена ли нам в деревню ехать? Поехали назад, этих подбросим, а то не дойдут." Анвар ломаться не стал, посадили нас на задник трактора и, развернувшись, покатили вниз.

Такого количества добрых, открытых и отзывчивых людей, как в Турции, я больше нигде не видел.

Как такого не подвезти!
Анвар с товарищем и мы на заднике трактора

Одиннадцатый день.

Все как обычно: йога, завтрак. Видим, что никто не шевелится пойти полазать, ладно, дойдем сами. Тронулись, Реджип кричит: "Подождите полчаса, поедем." Подождали, конечно. Приехали и решили размяться на красивой 7а+: ровная нависающая стена, зацепы видны лишь на два шага вперед. Залезли онсайтом и решили пойти в сильно нависаюший сектор. Ден никогда раньше на скалах сильные нависания не лазал. Выбрали 7с+: 20 метров, 11 оттяжек, 45 градусов, 50% зацепов мокрые, но их размер достаточно большой, примерно 50 перехватов. Я развесил маршрут с тремя зависаниями. И со второго раза вылез чисто, понизив трассу до 7с, хотя плюс можно дать за мокрые зацепы. К сожалению, Дену трасса не пошла, видимо, не привык располагаться на подобном нависании.

Ден на 7с+. Самый нависающий сектор, больше всего восьмерок!

Учитывайте, что здесь на маршрутах оттяжки не висят, даже на 8б. Помучился снимая. Замялись на 7а. У Дена спад, а у меня начался пёр, спасибо Ольге Планкевич, подсказала насчет аминокислот. Форма реально стала расти, точнее ее легче стало поддерживать, раньше с тренировки еле доползаешь, а теперь ничего, можно еще за черешней два километра сбегать.

Вечером приехали еще скалолазы из Англии и Турции, еды привезли. Здесь на кухне коммуна, если чего не хватает, то можно попросить у соседа. Так как ем и готовлю я много, а Ден почти не ест, то кормлю всех желающих, турки уже начали брать рецепты. В Турции готовить легко, из местных продуктов трудно сделать что-либо невкусное.

Крик муллы в 4 утра уже меньше мешает спать. Дену снится, что это он ходит по кемпингу с мегафоном и поет на арабском, а мне снится Ден, поющий в мегафон.

Двенадцатый день - отдых.

Как обычно, сажусь на велосипед и покатил. Решил сегодня в гору не ехать, а прокатиться вдоль горной системы Демирказика. Но дорога постепенно забирала вверх, и через 2 часа я понял: пора валить в долину. К тому же за всю дорогу не встретил ни одного родника, и вода в бутылке кончилась. Свернул в первое ответвление вниз и спустился в ущелье, вызвавшее у меня одновременно и восторг и зависть к туркам. В этом небольшом ущелье было две стены, одна высотой метров 70, где можно пробить около 100 маршрутов седьмой и восьмой категории. Из серого ровно-нависающего известняка. Напротив стена ещё под 50 трасс. Каждый раз, приезжая в Турцию, убеждаешься: эта страна по количеству районов - вторая Испания, только не освоенная. Турки и сами пучти шутя, а некоторые серьезно говорят: "У нас у каждого в огороде своя скала." Это, кстати, одна из причин, почему так мало гайдбуков по Турции. Просто каждый желающий пробивает скалу поближе к дому и лазает там. Если кто и приедет, то можно рассказать и пальцем показать и вместе полазить. В районе Аладаглар пробито лишь 10% от возможного потенциала. Спрашивал Реджипа: "Почему так мало пробиваете?" Отвечает: "Мало своих скалолазов, лазить некому, еще меньше людей умеющих пробивать, нет денег на оборудование трасс. Болты и клей привозят друзья из Европы. В Турции очень высокие налоги на всю не местную продукцию, к примеру, нельзя как у нас купить дешевле через итернет." Предложил: "Привозите болты, оборудование и пожалуйста, открывайте свои трассы." Так Геикбайори, единичный для Турции случай и, по словам Тобиса (совладельца кемпинга), JoSiTo только сейчас начал приносить доход, притом что многое пробивается на пожертвования.

Я ещё раз вздохнул о тяжелой доле московских скалолазов: все есть кроме скал и покатил вниз. Вокруг как в раю. Мало людей, поэтому много всего остального: родники, черешня, живность какая-то вокруг бегает, вокруг все цветет и пахнет.

Всё красоты!

Приехал в кемпинг и пошли с Деном покупать заработанную порцию шашлыка и кебаба. В поселке нас как всегда окружили и бегают вокруг со словами hello! Чем очень радуют Дена, он почему-то считает себя реальным гринго. Хотя пока еще в точности не знает, что это в точности значит.

Зашли в ту же кебабную, что и в прошлый раз. Хотя после прошлого посешенияя зарекся есть мясо в местных кафешках.Тогда мне показалось, что в кебабе было в половину чили. Правда сейчас мы подготовились, выучив два слова аджи-острый и тил-сладкий. Я наконец сумел заказать в этой глубинке еду, в которой сумел почувствовать вкус .

Тринадцатый день.

Наверно почти все читали анчуткину статью "Неизвестная Турция", там есть описание района "Караисали" рядом с Аданой и в частности сектора "Колонист". Маршруты на нем это разнокалиберные колонеты на протяжении всей трассы, от тонких и до реальных колонн. Что до меня, то это любимая форма рельефа, по колонетам я по-настоящему лазаю, а не прыгаю, вытаращив глаза, от активника к активнику. От Аладаглара до этого района 150 км, поэтому, когда появилась возможность в виде наших новых знакомых Гали и Томаса, мы, не долго думая, уговорили их сгонять в новый для нас район на машине.

Сектор "Колонист" рядом с Аданой

Ребята, готовые искать и облазивать новые для себя районы, радостно согласились. Смущали две вещи: мы не знали как эти скалы найти и температура 32 градуса в Адане. Первая решилась (как потом оказалось - частично) через интернет. На турецких сайтах и форумах есть туманные описания, хотя здесь это обычно. Реджип и Зейнап что вспомнили - рассказали. Итак, зная обобщенное описание и направление, в 7 утра выехали. Съездов с автобанов в Турции по минимуму. Томас это знал и придерживался второстепенных дорог, пока не возник вопрос, где свернуть. Спросили у троих. Далее, съезжая и переезжая с одних дорог на другие, мы оказались на платном автобане Анкара-Адана. Здесь нам крупно повезло: продавец на заправке, поняв, что нам предстоит круг через Адану в 120 км, сжалился и показал секретный съезд с автобана, через коровники и курятники. Был выделен провожатый и через 10 минут мы волшебным образом оказались на нужной нам дороге. Определиться, что вы на месте, просто: до города Караисали не доезжаем метров 800, справа завод жби, слева склон, прорезанный ущельем, по дну которого течет довольно полноводная река. Тропа одна, вырублена в скале, идет вдоль реки, сбиться невозможно. Минут через 10 подходов увидели справа сектор "Колонист", примерно 15 маршрутов. Нам понравилось, поцокав языков, мы решили , что сюда еще вернемся и пошли искать сектор "Сакит". Мы знали, что это потолочный сектор со сталактитами и колонетами, на сайте можете сами увидеть. Зная, что до сектора 15-20 минут ходу, мы обшарили все близлежащие склоны, доползли до каждой казавшейся нам перспективной в плане пробивки скалы, но ничего не нашли. Решили вернуться и полазать в секторе "Колонист". Пока топали до сектора, встретили семью турков, расположившихся на пикник. Вся семья дружно махала нам руками и изображала размешивание чая в стакане (известный в Турции жест). Пообещали вернуться, не слишком на это надеясь. Надо учесть, что погода напоминала обеденное время в Таиланде - жарко и очень влажно. Но раз приехали, то надо лазать. Несколько подзабытые после Тая ощущения, когда твой пот заливает страхующего, а колонет, даже самого удобного размера, выскальзывает из мокрых рук.

Гайда не было, поэтому стали пробовать все трассы подряд. Стиль лазания хоть и знаком, но все же несколько непривычен. Клинишься между колонноподобных колонетов как в камине, вот только камин всё более нависает, и ты норовишь из него выпасть. В основном работают крупные мышцы тела, что в такую жару приводит к перегреву и под конец трассы ты близок к тепловому удару.

Опять сектор "Колонист"

Пока мы парились и разминались, выше по ущелью началась гроза, что нам было по барабану (мы под сильным нависанием). Ден полез красивую 6с+, а Томас 7а+. Ден почти заканчивал маршрут когда все услышали громкое шипение и гул. Выше по течению, по реке, шло на нас небольшое цунами. Ущелье, где мы лазаем, с вертикальными стенками и довольно узкое. От нас до воды примерно три метра. Гроза только усиливалась, поэтому река ровно и мощно увеличивала поток, поднимаясь сантиметров на 30 за 10 минут. Мы напряглись. Кричу Дену, чтобы лез быстрее и снимал оттяжки, Томас повесил пока только первую как тут прибегает мальчик из той семьи на пикнике и кричит нам что-то по турецки и машет. Галя перевела и кричит Томасу, что надо быстрее спускаться, брать веревку и бежать спасать маму, она где-то там застряла, вода отрезала ее от остальных людей и ее может смыть.

Вход в само ущелье Караисали

До дождя
После дождя

Томас с Галей убежали, Ден долез до конца и снял наши и ребят оттяжки. Вода подошла к нам уже достаточно близко. Непрерывно грохотало, ливень дошел и до нас. Побросав все вещи в рюкзаки мы побежали к карнизам.За это время к нам пытался подбежать еще один ребенок из семьи, видимо хотел выбежать из ущелья и позвонить спасателям, но между нами и ним все накрыла бурная река. Пока переносили вещи, вернулись ребята. Говорят все нормально, спасли. Правда это была не мама, а папа, лет 60-ти. Он стоял на камне, с которого до этого ловил рыбу и не смог вернуться из-за поднявшейся воды. Галя страховала Томаса через дерево, который спустился к папе и протянул тому руку (как в фильме скалолаз). Папа, схватив руку, прыгнул, но не долетел и свалился в реку, успев схватить Томаса за ремень беседки. Папе при этом сразу смыло штаны с трусами. Судя по рассказу Гали и Томаса, все выглядело весьма трагикомично: полуголый папа карабкается по Томасу, которого на веревке держит Галя, а Галю держит вся остальная семья. Папу в итоге вытянули, осталась одна непонятная девушка на другом берегу. Ей посоветовали не дергаться, а ждать пока вода спадет или спасатели спасут.

Мимо нашей компании пробежали жандармы, видимо кто-то все-таки сумел дозвониться. Собственно спасать уже было особенно некого, но они решили помочь хотя бы девушке, и убежали бряцая автоматами ночь. Мы пошли к машине, решили съездить в город пообедать и еще раз залезть в интернет, позвонить Реджипу и Мюмину за консультацией, что собственно и сделали: поели, но никому не дозвонились. Решили поискать ещё раз. В интернете этот район выглядел как сильно нависающий грот. Потратили ещё два часа на поиски, но ничего не нашли кроме большого количества скал, которые так и хочется пробить. Под конец этого дня мы могли бы гидами по этому ущелью работать.

Приехав в кемпинг, пошли к Реджипу узнать: типа, что за фигня, и что за секретный сектор такой? Все объяснилось просто: либо Галя плохо поняла Зейнеп, либо Зейнеп плохо объясняла, только в самом ущелье есть только один лазательный сектор ("Колонист"), а два других находятся совсем не в ущелье, а если стоять лицом ко входу, то не заходя в ущелье нужно идти слева вверх по тропинке.

Ну и ладно, зато красот насмотрелись и впечатлений куча!

Четырнадцатый день.

С утра плющило и ломало, но зато нас довезли. Ура! Ден предложил полазить, что-либо несложное на объём и постановку ног. Я был не против полазить в своё удовольствие, но пересилила мысль о том, что зацепки наверное высохли и можно залезть что-то тяжелое. Как же, ни хрена не высохло, делаешь два перехвата, вытираешь руки о штаны. Захотелось обязательно вернуться сюда в августе-сентябре и пролезть всё посуху. Тяжелее 7б+ ничего не залезлось. Замялись на шестерках и двинули домой. Я уже чувствовал себя неважно, вчера перегрелся. Дена к вечеру начало знобить и температура за 38. Дал ему мумиё , вроде полегчало. В ночь перед отъездом случилось то, на что я уже и не надеялся. Я не проснулся от пения муллы в 4 утра. Может потому, что в это время мне снилось, что это я сочиняю и пою эти молитвы, только думаю: на хрена я пою так громко и так долго!

Пятнадцатый день.

Отъезжаем! Нас привозят в аэропорт. В Адане в тени +40. Представляю, что сейчас в Геиикбайори! У нас все чудесно, Но только пока в Стамбуле я не попадаю на паспортный контроль. Пограничник удивленно разглядывает мою, на 3 месяца просроченную визу, куда-то там звонит и меня арестовывают и уводят. Кстати, до вылета остается час! В кабинете мне объясняют, что это моя ошибка, то, что я въехал с просроченной визой, и эта ошибка будет мне стоить 250 баксов и запрет на въезд на три месяца. На все мои попытки обвинить турков, что это они просмотрели срок визы в моем паспорте они прикладывают палец к губам, типа тсс-с-с, никому не говори, а сами тянут время, в надежде, что мое желание улететь сейчас на самолете пересилит желание искать правду. Так и случилось. Помогло, что у Дена с собой остались деньги. В общем, не смотря на всю мою любовь к Турции неприятный осадок остался .